Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного российского общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
3
1.
Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………..

8
2.
Методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………


16
3.
Способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………


19
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованной литературы………………………………………
27

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 69.97 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………...

3

1.

Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………..

 

8

2.

Методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………

 

 

16

3.

Способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………

 

 

19

Заключение…………………………………………………………………..

25

Список использованной литературы………………………………………

27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Актуальность темы исследования. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного российского общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

     Идея правового государства  и гражданского общества в  настоящее время получила закрепление  в Конституции России, для которого главной ценностью является человек, а основным гарантом его прав и свобод выступает государство. Правовая система страны закрепила весь перечень прав, в том числе политических, зафиксированных в международных пактах и соглашениях. Раздел Конституции о правах и свободах российских граждан является в известном смысле «украшением» правовой системы современной России, самым полным юридическим выражением ее демократических устремлений.

     Генеральный прокурор  России Ю.Я. Чайка в своем докладе  на конференции Генеральных прокуроров  государств-членов Совета Европы, прошедшей в июле 2008 года в г. Санкт-Петербурге, отметил, что «после создания Российской Федерации российский законодатель по-новому подошел к организации прокурорского надзора. «Ядром» прокурорской деятельности стала ее правозащитная функция - защита прав и свобод человека и гражданина. Сохранена и такая важнейшая функция, как защита средствами прокурорского надзора охраняемых законом интересов общества и государства. Обеспечение конституционных, в том числе и политических прав и свобод человека теперь является универсальной задачей, решаемой на всех направлениях их многогранной деятельности»1.

     Проблемам прокурорского  надзора в области обеспечения  политических прав и свобод  человека и гражданина посвящено  много научных трудов. Но до  сих пор однозначного подхода к решению данной проблемы нет. Таким образом, определение места и роли прокуратуры при надзоре за соблюдением политических прав и свобод граждан, уточнение полномочий прокурорского надзора, выявление приоритетных направлений надзорной деятельности на сегодняшний день актуальны. Указанными обстоятельствами и обусловлена актуальность темы настоящего исследования.

     Степень научной разработанности проблемы. Проблему прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина нельзя отнести к числу недостаточно изученных в российской науке конституционного права и прокурорского надзора. Однако анализ научной разработанности темы исследования показал, что российские ученые – специалисты в области теории права и государства изучали данную тему как составную часть более широкой проблемы - обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, либо изучали вопросы реализации и охраны отдельных политических прав и свобод. Например, вопросам надзора за соблюдением прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления посвящены работы Ю.Н. Алистратова, A.A. Дворака, М.В. Карасевой, М.А. Миронова, И.Н. Струцкой.

     Вместе с тем существует необходимость проведения комплексного исследования надзора за соблюдением всех фундаментальных политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, ее принципов и форм, а также особенностей ее функционирования применительно к различным видам политических прав и свобод.

     Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры своих полномочий по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. Предмет исследования составили проблемы теории и практики правового обеспечения политических прав граждан, выявления, устранения и предупреждения средствами прокурорского надзора нарушений политических прав граждан.

     Цель и задачи исследования. Целью указанного исследования является разработка проблемы необходимости существования надзора прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, выявление причин, препятствующих полноценной защите прав граждан, путей и средств их устранения.

     В соответствии с  поставленной целью в данном  исследовании решаются следующие  задачи:

- раскрываются предмет, объект  и пределы прокурорского надзора  в изучаемом направлении;

- исследуются основные цели, задачи  и направления прокурорского  надзора за соблюдением изучаемого  вида прав;

- анализируется значение надзора  прокуратуры за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  в современных условиях российской  действительности;

- изучаются методы выявления  нарушений при надзоре за соблюдением  изучаемого вида прав;

- проводится анализ способов  устранения нарушений при надзоре  за соблюдением изучаемого вида  прав.

     Методологическую основу исследования составили частно-научные методы: системный, логический, исторический, сравнительно-правовой, статистический и социологический. Их применение позволило исследовать рассматриваемый вопрос целостно и всесторонне.

     Теоретическая основа настоящей работы строилась на научных трудах российских ученых и специалистов в области права, в точности К.И. Амирбекова, М.В. Баглая, В.И. Баскова, В.Г. Бессарабова, Ю.Е. Винокурова, С.М. Даровских, Е.В. Киричек, Е.И. Козлова, В.Ф. Крюкова и других.

     Нормативной базой исследования стали Конституция РФ, законодательство регулирующее вопросы в сфере прокурорского надзора.

     Эмпирическая база состоит из постановлений Пленумов Верховного суда РФ, материалов судебной практики по вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

     Научная новизна исследования  связывается автором с комплексным освещением вопросов организации и деятельности прокуратуры в сфере осуществления надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина через призму правового статуса органов прокуратуры и прокурорских работников. Анализ состояния проблемы показывает, что, ввиду недостаточной разработанности данного направления деятельности прокуратуры остается актуальным вопрос специфики и содержания надзора прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, перспективы его развития.

     Теоретическая значимость исследования представляет собой обобщение теоретического и законодательного материала в сфере надзора органов прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, является основой для внесения законодательных предложений, укрепляющих правовой статус органов прокуратуры, что увеличивает эффективность данного направления прокурорской деятельности.

     Практическая значимость исследования состоит в том, что некоторые выводы, сделанные в ходе исследования, можно использовать непосредственно в процессе правоприменительной деятельности органов прокуратуры. Настоящее исследование направлено на укрепление авторитета органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, укрепление законности, повышение уровня правосознания как прокурорских работников, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так и иных работников правоохранительных органов, практикующих юристов, студентов юридических факультетов и граждан.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Введение раскрывает актуальность рассматриваемой темы, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, методологическую основу, раскрывает теоретическую и практическую значимость темы.

В первой главе рассматриваются предмет, объект и пределы, основные цели, задачи и направления прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод граждан; раскрывается значение надзора прокуратуры в современных условиях российской действительности.

Во второй главе раскрываются методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод граждан.

В третьей главе изучаются способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме и выносятся предложения по решению выявленных проблем.

Список использованной литературы освещает все источники, использовавшиеся при написании данной работы.

  

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

     Согласно Конституции  Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г., с изм. и доп. от 30 декабря 2008г.)2 (далее – Конституция РФ), Российская Федерация – правовое государство. Из этого положения следует, что вся деятельность России строится на основе подчиненности фундаментальным принципам права. Важнейшими принципами права являются, равенство граждан перед законом и судом, а также право граждан на судебную защиту. Каждый гражданин в Российской Федерации имеет равные права и обязанности. В случае нарушения законных прав человека и гражданина  соответствующие государственные органы обязаны принять меры по их восстановлению.

     Прокурорский надзор  в России имеет богатую трехсотлетнюю  историю. Анализ развития в нашей  стране данного правового института  показывает, что, несмотря на заимствования  некоторых черт у аналогичных  зарубежных органов (немецкие фискалы) российская прокуратура является  уникальным государственно-правовым  институтом.

     Начиная с момента  создания органов прокуратуры  еще Петром I в 1722г. и по настоящее время прокуратура играет важнейшую роль в сфере защиты прав и свобод граждан, доказав свою общественную и правовую значимость на протяжении нескольких столетий3.

     Надзор за соблюдением Конституции РФ возложенный на прокуратуру усиливает ее правозащитные функции, создает гарантии прав и свобод граждан, а также обеспечивает возможность воздействия на неправомерные действия органов власти и должностных лиц.

     Надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина является одним из  приоритетных направлений деятельности  прокуратуры. В связи с этим  особую актуальность приобретает  прокурорский надзор за исполнением  законов, закрепляющих права и  свободы человека и гражданина, и прежде всего надзор за  соблюдением закрепленных в Конституции РФ прав.

     Одними из видов  прав, закрепленных в Конституции РФ, являются политические права и свободы граждан.

     Политическими правами  на территории российской Федерации, согласно действующего законодательства,  в полной мере наделены только лица, имеющие гражданство РФ. Основные политические права начинают действовать в полной мере после достижения гражданином совершеннолетия.

     Содержание надзорной  деятельности в данном случае  определяется следующими конституционными  положениями:

- носителем суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации является ее многонациональный  народ;

- народ реализует свое право  участия в управлении общими  делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

     Политические права  и свободы создают необходимые  условия для закрепления связей  между гражданином и государством.

     К числу основных  политических прав и свобод, закрепленных  в Конституции РФ, относятся:

- право избирать и быть избранным  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст. 32 Конституции РФ);

- право граждан на объединение (ч.1 ст. 30 Конституции РФ);

- право мирных собраний, без  оружия, организации митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции  РФ);

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления.

     Основными формами  непосредственного участия граждан  в политической жизни общества  являются референдумы и участие  в выборах.

     В качестве цели  прокурорского надзора за соблюдением  политических прав и свобод  человека и гражданина определено  обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека  и гражданина, а также охраняемых  законом интересов общества и  государства.

Информация о работе Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина