Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 11:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного российского общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Введение……………………………………………………………………...
3
1.
Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………..
8
2.
Методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………
16
3.
Способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………
19
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованной литературы………………………………………
27
Анализ основных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 1995г., с изм. и доп. от 21 ноября 2013г.)4 (далее – Федеральный закон о прокуратуре), Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» позволяет выделить задачи прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина.
К ним относятся:
- обеспечение постоянного
- своевременное выявление, устранение
и предупреждение нарушений
- принятие эффективных мер
- выявление правовых актов, противоречащих
Конституции РФ и
- выявление противоречий, пробелов действующего законодательства, принятие мер по его совершенствованию;
- обеспечение действенного и
эффективного надзора за
- привлечение виновных
Как показывает практика
прокурорского надзора процесс
реализации политических прав
и свобод сопровождается
Рассмотрим сущность
прокурорского надзора
Задачи прокурорского
надзора за исполнением
В период избирательных
компаний вышестоящими
При осуществлении
прокурорского надзора за
Анализ надзорной
практики позволяет сделать
К приоритетным задачам
при проведении прокурорского
надзора за соблюдением
- надзор за соответствием
- надзор за законностью
В последнее время
все большую актуальность
Согласно ст. 38 Федерального
закона «Об общественных
Наряду с общественными объединениями в Российской Федерации существуют политические партии – особые общественные организации (объединения), непосредственно ставящие перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Анализ надзорной практики позволяет отнести к числу самых распространенных нарушений в данном виде политических прав и свобод граждан следующие правонарушения:
- принуждение граждан к вступлению в политические партии;
- нарушение установленного порядка регистрации учредительных документов политических партий, общественных движений;
- создание региональных отделений политических партий не по территориальному принципу, как того требует закон, а по производственному, выразившееся в попытках организации партийных ячеек на предприятиях и другие9.
Обнаружение в ходе проверок подобных нарушений, дает прокурорам основание ставить перед уполномоченными органами вопрос о прекращении деятельности политической партии.
Еще одним политическим правом, подвергающимся большому количеству нарушений – свобода проведения собраний, митингов, уличных шествий.
Самыми распространенными нарушениями законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных акций граждан являются их стихийный характер, и несоблюдение требований о предварительном уведомлении.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что надзор прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина в современных условиях российской действительности имеет огромное значение. Указанное направление прокурорской деятельности служит гарантией защиты политических прав граждан. Вообще выделение надзора за соблюдением всех видов прав и свобод человека и гражданина как отдельного направления прокурорской деятельности имеет большую практическую ценность10.
Надзор прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина выступает гарантией реального соблюдения прав граждан. Данное направление деятельности прокуратуры должно сохранить и обеспечить оперативное, своевременное, действенное реагирование на нарушение политических прав и свобод человека и гражданина.
Подводя итог, необходимо отметить, что органы прокуратуры стоят на страже закона и являются фундаментальным институтом в сфере правоохранительной деятельности Российского государства. Перед прокурорами страны поставлены важнейшие задачи, направленные на защиту прав и свобод каждого конкретного человека и гражданина, которые эффективно решаются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и тесном взаимодействии со всеми правовыми институтами.
Термин «методика» происходит от слова «метод», которое в переводе с греческого («methodos») означает «путь исследования, теорию, учение, способ достижения какой-либо цели». Методика прокурорской деятельности определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, указываемых тактикой11.
Под методикой прокурорского надзора понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
Применительно к рассматриваемому нами вопросу под методом можно понимать способ или средство решения задачи, например, выявления нарушений политических прав и свобод человека и гражданина.
Методика охватывает
комплекс (систему) методов и приемов,
которые прокурор может
Методы, направленные на выявление нарушений политических прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на организационные, тактические и технические.
Организационные методы охватывают организационную сторону прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о нарушениях политических прав и свобод человека и гражданина, оптимизацию планирования работы, рационализацию труда прокуроров12.
Тактические методы – это использование рекомендации обобщенного передового опыта, сведений из логики, психологии, научной организации труда для решения обоснованности, целесообразности и последовательности применения организационных и правовых средств прокурорского надзора при выявлении нарушений политических прав и свобод человека и гражданина.
Технические методы – это рациональное и активное использование различных технических средств (оргтехники, видеотехники) в целях совершенствования организации работы по надзору за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, организации труда на научной основе и т. д13.
Методы вырабатываются в процессе практической деятельности прокуроров и постоянно совершенствуются. Метод в сфере прокурорской деятельности – это конкретное действие прокурора, совершаемое в целях установления истины, предупреждения правонарушений. Таким образом, под методикой прокурорской деятельности понимается совокупность (комплекс, система) основанных на законе методов и приемов наиболее эффективного выявления и устранения нарушений закона, применяемых прокурорами в целях достижения той или иной цели. Методика охватывает собою деятельность прокурора по выявлению нарушений законов, установлению способствующих им обстоятельств и лиц, нарушивших законы. Методика носит индивидуальный, творческий характер, где проявляются профессиональные способности прокурора, черты его характера, играет роль опыт работы прокурорского работника, его инициативность и активность. Методика прокурорской деятельности вырабатывается практикой и теорией прокурорского надзора, находит отражение в научных работах, методических рекомендациях, направляемых подчиненным прокурорам руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов Федерации, а в некоторых случаях и в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ (приказах, указаниях), приобретая обязательный характер14.
Выявив нарушения
политических прав и свобод
человека и гражданина, установив
обстоятельства, способствующие нарушениям,
и виновных лиц, прокурор принимает
меры к их устранению и
Средства реагирования по своему внешнему выражению, порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде15.
Таким образом, предусмотренные
законодательством и
Свои полномочия прокурор
реализует в форме актов