Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного российского общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
3
1.
Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………..

8
2.
Методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………


16
3.
Способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………


19
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованной литературы………………………………………
27

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 69.97 Кб (Скачать файл)

     Анализ основных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 1995г., с изм. и доп. от 21 ноября 2013г.)4 (далее – Федеральный закон о прокуратуре), Приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» позволяет выделить задачи прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина.

     К ним относятся:

- обеспечение постоянного поступления  и анализа сведений о состоянии  законности в рассматриваемой  сфере;

- своевременное выявление, устранение  и предупреждение нарушений законов;

- принятие эффективных мер прокурорского  реагирования, направленных на устранение  выявленных нарушений политических  прав человека и гражданина;

- выявление правовых актов, противоречащих  Конституции РФ и законодательству  РФ в сфере реализации политических  прав человека и гражданина;

- выявление противоречий, пробелов  действующего законодательства, принятие  мер по его совершенствованию;

- обеспечение действенного и  эффективного надзора за исполнением  законов и соблюдением политических  прав человека и гражданина  государственными органами контроля  и надзора;

- привлечение виновных должностных  лиц к установленной законом  ответственности за нарушение  требований и норм действующего  законодательства5.

     Как показывает практика  прокурорского надзора процесс  реализации политических прав  и свобод сопровождается большим  количеством различных правонарушений. Одной из причин этого является  низкий уровень политической  и правовой грамотности, как среди  граждан, так и среди должностных  лиц. Привыкшие к коррупции поразившей нашу политическую систему в переходный период развития чиновники, часто просто не хотят действовать по закону. В этой связи одной из целей прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод граждан является приведение политических процессов в обществе в правовое русло6.

     Рассмотрим сущность  прокурорского надзора некоторых  политических прав.

     Задачи прокурорского  надзора за исполнением избирательного  законодательства сформулированы  в указании Генерального прокурора  РФ «Об организации прокурорского  надзора за соблюдением законодательства  о выборах депутатов Государственной  Думы, Федерального Собрания Российской  Федерации шестого созыва и  Президента Российской Федерации»  от 08.09.2011г. №287/7.

     В период избирательных  компаний вышестоящими прокурорами  создаются рабочие группы для  руководства деятельностью подчиненных  прокуратур и осуществления взаимодействия  с иными правоохранительными  органами с целью обеспечить  правовыми средствами единообразное  исполнение законов о выборах  на всех стадиях избирательного  процесса. Надзор одинаково важен  и во время подготовки, проведения избирательных компаний, так и при подведении их итогов, с тем, чтобы вовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последующем признание выборов недействительными по указанным причинам.

     При осуществлении  прокурорского надзора за соблюдением  законодательства о выборах депутатов  Государственной Думы, Федерального  Собрания Российской Федерации  шестого созыва и Президента  Российской Федерации предписывается  «не допускать неоправданного  вмешательства в избирательный  процесс и подмены функций  избирательных комиссий»7.

     Анализ надзорной  практики позволяет сделать вывод, что при проведении выборов  в органы государственной власти  субъектов РФ, в ходе избирательных  компаний по выборам депутатов  Государственной Думы, и наконец, в процессе выборов Президента  РФ совершается большое число  нарушений политических прав  и свобод граждан. Некоторыми  из них являются: издание нормативных  актов, противоречащих Федеральным  законам; ограничение прав общественных  объединений на участие в избирательном  процессе; подлог подписных листов  при выдвижении и регистрации  кандидатов в депутаты; необоснованный  отказ в приеме документов  на регистрацию кандидата в депутаты и другие.

     К приоритетным задачам  при  проведении прокурорского  надзора за соблюдением данного  вида политического права граждан  относятся:

- надзор за соответствием издаваемых  избирательными комиссиями актов  Федеральным законам;

- надзор за законностью деятельности  избирательных комиссий.

     В последнее время  все большую актуальность приобретает  надзор за деятельностью общественных  объединений. Это связано с увеличением  их влияния на различные политические и социально-экономические преобразования и реформы.

     Согласно ст. 38 Федерального  закона «Об общественных объединениях»  (в ред. от 19 мая 1995г., с изм. и доп. от 20 июля 2012г.)8 - «Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации». Контроль за соответствием деятельности объединения его уставным целям, возложен на органы принимающие решения о государственной регистрации общественных объединений. Государственная регистрация не является обязательной, кроме случаев приобретения общественным объединением прав юридического лица.

     Наряду с общественными объединениями в Российской Федерации существуют политические партии – особые общественные организации (объединения), непосредственно ставящие перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

     Анализ надзорной практики позволяет отнести к числу самых распространенных нарушений в данном виде политических прав и свобод граждан следующие правонарушения:

- принуждение граждан к вступлению в политические партии;

- нарушение установленного порядка регистрации учредительных документов политических партий, общественных движений;

- создание региональных отделений политических партий не по территориальному принципу, как того требует закон, а по производственному, выразившееся в попытках организации партийных ячеек на предприятиях и другие9.

     Обнаружение в ходе проверок подобных нарушений, дает прокурорам основание ставить перед уполномоченными органами вопрос о прекращении деятельности политической партии.

     Еще одним политическим правом, подвергающимся большому количеству нарушений – свобода проведения собраний, митингов, уличных шествий.

     Самыми распространенными нарушениями законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных акций граждан являются их стихийный характер, и несоблюдение требований о предварительном уведомлении.

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что надзор прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина в современных условиях российской действительности имеет огромное значение. Указанное направление прокурорской деятельности служит гарантией защиты политических прав граждан. Вообще выделение надзора за соблюдением всех видов прав и свобод человека и гражданина как отдельного направления прокурорской деятельности имеет большую практическую ценность10.

    Надзор прокуратуры за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина выступает гарантией реального соблюдения прав граждан. Данное направление деятельности прокуратуры должно сохранить и обеспечить оперативное, своевременное, действенное реагирование на нарушение политических прав и свобод человека и гражданина.

     Подводя итог, необходимо отметить, что органы прокуратуры стоят на страже закона и являются фундаментальным институтом в сфере правоохранительной деятельности Российского государства. Перед прокурорами страны поставлены важнейшие задачи, направленные на защиту прав и свобод каждого конкретного человека и гражданина, которые эффективно решаются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства и тесном взаимодействии со всеми правовыми институтами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРИ ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

     Термин «методика» происходит от слова «метод», которое в переводе с греческого («methodos») означает «путь исследования, теорию, учение, способ достижения какой-либо цели». Методика прокурорской деятельности определяет процедуру, порядок проведения различных проверочных действий, указываемых тактикой11.

     Под методикой прокурорского надзора понимается совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

     Применительно к рассматриваемому нами вопросу под методом можно понимать способ или средство решения задачи, например, выявления нарушений политических прав и свобод человека и гражданина.

     Методика охватывает  комплекс (систему) методов и приемов, которые прокурор может применить  в целях достижения той или  иной задачи. При этом следует  иметь в виду, что методы и приемы носят, как правило, не обязательный, а рекомендательный характер. Поэтому их нередко называют рекомендациями.

     Методы, направленные на выявление нарушений политических прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на организационные, тактические и технические.

     Организационные методы  охватывают организационную сторону прокурорского надзора и призваны обеспечить своевременность поступления в прокуратуру и обработки информации о нарушениях политических прав и свобод человека и гражданина, оптимизацию планирования работы, рационализацию труда прокуроров12.

     Тактические методы – это использование рекомендации обобщенного передового опыта, сведений из логики, психологии, научной организации труда для решения обоснованности, целесообразности и последовательности применения организационных и правовых средств прокурорского надзора при выявлении нарушений политических прав и свобод человека и гражданина.

     Технические методы – это рациональное и активное использование различных технических средств (оргтехники, видеотехники) в целях совершенствования организации работы по надзору за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, организации труда на научной основе и т. д13.

     Методы вырабатываются в процессе практической деятельности прокуроров и постоянно совершенствуются. Метод в сфере прокурорской деятельности – это конкретное действие прокурора, совершаемое в целях установления истины, предупреждения правонарушений. Таким образом, под методикой прокурорской деятельности понимается совокупность (комплекс, система) основанных на законе методов и приемов наиболее эффективного выявления и устранения нарушений закона, применяемых прокурорами в целях достижения той или иной цели. Методика охватывает собою деятельность прокурора по выявлению нарушений законов, установлению способствующих им обстоятельств и лиц, нарушивших законы. Методика носит индивидуальный, творческий характер, где проявляются профессиональные способности прокурора, черты его характера, играет роль опыт работы прокурорского работника, его инициативность и активность. Методика прокурорской деятельности вырабатывается практикой и теорией прокурорского надзора, находит отражение в научных работах, методических рекомендациях, направляемых подчиненным прокурорам руководителями главных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами субъектов Федерации, а в некоторых случаях и в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ (приказах, указаниях), приобретая обязательный характер14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

     Выявив нарушения  политических прав и свобод  человека и гражданина, установив  обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает  меры к их устранению и недопущению  в будущем, а также к привлечению  к установленной законом ответственности  виновных лиц. Для этого законодательством, регулирующим прокурорский надзор, предусматривается ряд специфических  полномочий прокуроров, т.е. прав  и обязанностей, обеспечивающих  устранение нарушений законов. Такие  полномочия в теории и практике  прокурорского надзора принято  именовать правовыми средствами  прокурорского реагирования на  нарушения законов или прокурорского  надзора. 

     Средства реагирования по своему внешнему выражению, порядку применения могут быть общими для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры и специфическими, характерными для отдельных отраслей надзора и участков деятельности. К числу общих средств реагирования можно отнести опротестование противоречащих закону актов, внесение представлений об устранении нарушений законов. К специфическим средствам реагирования можно отнести такие, как дача заключений и заявление ходатайств прокурором в суде15.

     Таким образом, предусмотренные  законодательством и совершаемые  в установленном порядке действия  по устранению выявленных нарушений  законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению  к ответственности виновных лиц  – правовые средства реагирования  прокурора на нарушения законов.

     Свои полномочия прокурор  реализует в форме актов прокурорского  надзора. Это документы властно-распорядительного характера, обязательные для исполнения соответствующими государственными и негосударственными органами. Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности. Именно посредством актов прокурорского надзора прокурор обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.

Информация о работе Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина