Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 11:21, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного российского общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Введение……………………………………………………………………...
3
1.
Понятие и сущность прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………..
8
2.
Методы выявления нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………
16
3.
Способы устранения нарушений, выявленных при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………
19
Заключение…………………………………………………………………..
25
Список использованной литературы………………………………………
27
Перечень актов прокурорского
надзора предусмотрен в Законе
о прокуратуре. К ним относятся:
постановления, протесты, представления,
предостережения о
В совокупности полномочия
прокурора и акты
При выявлении нарушений
соблюдения политических прав
и свобод человека и
В случае выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 28 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российской Федерации указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов16.
Внесение представлений
об устранении нарушений
В случаях, если нарушения
закона совершены впервые и
не возникает необходимости
На основе анализа
практики исполнения законов
и в особенности допускаемых
нарушений законов и
Объявление предостережений
о недопустимости нарушения
Сущность предостережения
заключается в предъявлении
Основная цель применения
предостережения о
Предостережение является
самостоятельным правовым
Согласно ст. 10 Федерального закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с предоставленными полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Исходя из смысла Федерального закона о прокуратуре, при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении политических прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение политических прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Также прокурорами применяются такие меры реагирования, как протест, представление, предостережение.
В случае нарушения политических прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде (арбитражном суде) иск в интересах пострадавших.
Таким образом, прокуратура наделена универсальными полномочиями, призванными способствовать ее эффективному реагированию на обращения граждан по фактам нарушения их прав и свобод. Это и самостоятельные формы прокурорского реагирования в рамках собственно государственной внесудебной защиты прав граждан, и обязанность применения соответствующих юрисдикционных форм (уголовное, гражданское, арбитражное судопроизводство), когда внесудебная защита трансформируется в судебную форму защиты права.
Активное, обоснованное
применение прокурорами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что прокурорский надзор играет важную роль в защите политических прав и свобод граждан. Увеличение числа нормативных актов, изменения федерального законодательства, активная реализация права законодательной инициативы субъектами РФ, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления, а также большое количество выявляемых правонарушений - все это требует каждодневного и всестороннего надзора органов прокуратуры с целью защиты и недопущения массового игнорирования политических прав каждого конкретного человека.
Органы прокуратуры
стоят на страже закона и
являются фундаментальным
Целью указанного
исследования является
Для достижения
указанной цели перед
Задачи были решены в полном объеме, поставленная цель достигнута – полностью изучены сущность и особенности прокурорского надзора за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина; полностью рассмотрены методы выявления нарушений и способы устранения нарушений при прокурорском надзоре за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина; выявлены проблемы деятельности прокуратуры при соблюдении рассматриваемых прав и свобод.
В процессе
исследования мы сделали
1. Для укрепления правового статуса прокуратуры РФ, должно способствовать закрепление основных норм о прокуратуре в Конституции РФ, издание нового Федерального конституционного закона «О прокуратуре РФ», в котором необходимо отразить норму об уголовной ответственности за вмешательство в любой форме в деятельность прокурора в целях воспрепятствования осуществлению надзорной деятельности;
2. Регламентировать ограничения, требования, предъявляемые по службе к работникам прокуратуры;
3. Отразить функцию
координации органов
4. В законодательство о
прокуратуре Российской
Указанные меры
положительно отразятся на
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ // Российская газета. –2009. – №7. – 21 янв.; Собрание законодательства Российской Федерации. –2009. - №4. – Ст.445.
№2202-1 с изм. и доп. от 21 ноября 2013г. №317-ФКЗ // Российская газета. – 1995. – №229. – 25 ноября.
с изм. и доп. от 20 июля 2012г. №121-ФЗ // Российская газета. – 1995. – №100. – 25 мая.
соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007г. №195 с изм. и доп. от 10 февраля 2012г. // Законность. – 2008. – №3. – С. 44-48.
о выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации: Указание Генерального прокурора РФ от 8 сентября 2011г. №287/7 // Текст официально опубликован не был.
– 280с.
прокуратуры / К.И. Амирбеков // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – №5. – С. 10-14.
Т.Л. Ашурбеков // Законность. – 2006. – №7. – С. 2-5.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2012. – 784с.
10. Басков В.И. Прокурорский надзор / В.И. Басков. – М.: Изд-во БЕК, 2011. – 546с.
11. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор / В.Г. Бессарабов. – М.: Изд-во Проспект, 2012. – 536с.
12. Винокуров Ю.Е. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов / Ю.Е. Винокуров // Законность. – 2006. – №4. – С. 10-13.
13. Гонибесов Д.А. Значение надзора прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в современных условиях российской действительности / Д.А. Гонибесов // Вестник ЮУрГУ. – 2012. – №13. – С.15-18.