Понятие и сущность законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Народ имеет закрепленный в законодательстве механизм осуществления своей власти путем законотворчества. Учитывая, с какой скоростью меняется современное российское законодательство, следует отметить четкое указание в законодательстве всех этапов прохождения законопроекта, позволяет обеспечить принятие действительно необходимых стране законов, учесть мнение профессиональных экспертов и при необходимости своевременно внести требуемые коррективы.
В процессе законотворчества роль исполнительной власти сводится к внесению проекта.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие и сущность законодательного процесса 3
ГЛАВА 2. Процесс рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании 4
2.1 Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе 4
2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 9
ГЛАВА 3. Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания 15
ГЛАВА 4. Президент Российской Федерации в системе законодательного процесса 18
Заключение 21
Список источников 22

Файлы: 1 файл

реферат правоведение Введение.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

                                               СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                     

ГЛАВА 1. Понятие и сущность законодательного процесса                                  3 

ГЛАВА 2. Процесс рассмотрения законопроектов                                                           в Федеральном Собрании                                                                                          4   

2.1 Процесс рассмотрения  законопроектов в Государственной Думе                  4                    

2.2 Порядок рассмотрения  Советом Федерации законов, принятых                         Государственной Думой                                                                                             9 

ГЛАВА 3. Порядок принятия решений палатами                                                  Федерального Собрания                                                                                           15

ГЛАВА 4. Президент Российской Федерации в системе                         законодательного процесса                                                                                      18

Заключение                                                                                                               21

Список источников                                                                                                  22

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые  им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания -- это законы Российской Федерации.

Закон РФ характеризуется  рядом свойственных ему черт:

- принимается только палатами  Федерального Собрания и выражает  волю народа РФ;

- содержит правовые нормы  и поэтому является нормативным  правовым актом;

- обязателен для исполнения всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ;

- имеет прямое действие  на всей территории РФ;

- является юридической  базой деятельности всех государственных  органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан  и обладает высшей юридической  силой по сравнению с любыми  актами государственных органов,  кроме Конституции РФ, которой  закон не может противоречить.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные  законы и федеральные законы, которые  не могут противоречить федеральным  конституционным законам.

 

 

 

1. ПОНЯТИЯ И УЩНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Законодательный процесс, как  и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок  деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она  осуществляется законодательным органом - парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо, в редких случаях,- посредством процедуры референдума. Законотворчество - более широкое понятие, охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин "законодательная процедура".

Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов "процесс" и "процедура".

Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее определение законодательного процесса - это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации:

- федеральные законы;

- федеральные конституционные  законы;

- законы РФ о поправках  к Конституции РФ.

Федеральные законы составляют основной законодательный массив, над  которым работают парламентарии. Они  принимаются простым большинством голосов.

Федеральные конституционные  законы впервые были закреплены в  конституционном законодательстве Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее  число и предмет регулирования  прямо установлены Конституцией РФ. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного  положения на территории РФ или в  ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта, а  также об изменениях в составе  РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д.

Для того чтобы принять  ФКЗ требуется квалифицированное  большинство голосов парламентариев - не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ.

 

2.ПРОЦЕСС РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРЕКТОВ В                                                 ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ

2.1 Процесс рассмотрения  законопроектов в Государственной  Думе

Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе состоит  из нескольких стадий (этапов).

Первый этап начинается с  порядка внесения законопроектов в  Государственную Думу и их предварительного рассмотрения. На этой стадии необходимо назвать право и субъектов  законодательной инициативы. К ним (субъектам права законодательной  инициативы), согласно ст.104 (ч.1) Конституции  РФ отнесены Президент РФ, Совет  Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство  РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроект считается  внесенным в Государственную  Думу со дня его регистрации в  Управлении документационного обеспечения  Аппарата Государственной Думы, где  заводится электронная регистрационная  карта. В электронной регистрационной  карте фиксируются сведения о  законопроекте и сроках его поступления  в Государственную Думу, о прохождении  законопроекта в Государственной  Думе, об одобрении Государственной  Думой федерального конституционного закона или принятии федерального закона и рассмотрении указанных законов  Советом Федерации и Президентом  РФ.

Председатель Государственной  Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские  объединения для сведения и комитет  Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который  определяет соответствие законопроекта  требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает один из комитетов Государственной  Думы ответственным по законопроекту  и принимает решение о включении  законопроекта в примерную программу  законопроектной работы Государственной  Думы на очередную сессию или календарь  рассмотрения вопросом Государственной  Думы на очередной месяц. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссию и депутатские объединения, Президент РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также  Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ - по ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроекты по предметам  совместного ведения РФ и субъектов  Российской Федерации Совет Государственной  Думы, как правило, не позднее, чем  за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) субъектов Российской Федерации для подготовки предложений и Совет Государственной Думы с учетом предложений ответственного устанавливает срок представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний.

В случае ,если внесены в Государственную Думу альтернативные проекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее.

Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.

Второй этап законодательного процесса - порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой, как правило, осуществляется в трех чтениях. Обязательным условием рассмотрения законопроекта  в первом чтении является его рассылка всем участникам законодательного процесса не позднее чем за три дня до его рассмотрения Государственной Думой.

Процедура рассмотрения законопроекта  во втором чтении начинается с доклада  представителя ответственного комитета, который сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном  комитете, о поступивших поправках  и результатах их рассмотрения. Затем  выступают полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатских объединений, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание представителей субъектов права законодательной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.

По окончании голосования  по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования  такое предложение не набрало  необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный  комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта  председательствующий ставит на голосование  предложение о принятии законопроекта  во втором чтении. Если по итогам голосования  такое предложение не набрало  необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается  с дальнейшего рассмотрения. Это  решение направляется субъекту права  законодательной инициативы, внесшему законопроект. Специальным решением палаты законопроект может быть возвращен  к процедуре первого чтения.

Голосование по вопросу о  принятии закона в целом, в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный  комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной  Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи  статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта  при рассмотрении его во втором чтении.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта  для голосования в целях его  принятия в качестве закона. На данном этапе не допускаются внесение в  законопроект поправок и возвращение  к обсуждению законопроекта в  целом либо к обсуждению его отдельных  разделов, глав, статей. Процедура третьего чтения завершается после выступления  представителя ответственного комитета, докладывающего о результатах завершения работы над законопроектом и предлагающего  внести законопроект на "час голосования".

Третий этап законодательного процесса - принятие федерального закона.

На заседаниях Государственной  думы по средам после утверждения  порядка работы Государственной  Думы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной  Думы либо по решению палаты может  быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся  только те законы, законопроекты и  проекты постановлений, которые  уже были предметом обсуждения палаты. К ним относятся:

а) законопроекты, рассматриваемые  в третьем чтении;

б) законопроекты о федеральном  бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в  четвертом чтении);

в) законопроекты о ратификации  международных договоров Российской Федерации;

г) законы, отклоненные Советом  Федерации;

д) законы, отклоненные Президентом РФ;

е) проекты постановлений  Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению  Государственной Думы.

Во время "часа голосования" не допускается внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений  поправок, и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных  разделов, глав, статей, частей, пунктов.

Председательствующий на заседании оглашает название закона, законопроекта либо проекта постановления  Государственной Думы, после чего осуществляется процедура голосования.

Если законопроект не принимается  Государственной Думой в третьем  чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса