Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:29, реферат
Народ имеет закрепленный в законодательстве механизм осуществления своей власти путем законотворчества. Учитывая, с какой скоростью меняется современное российское законодательство, следует отметить четкое указание в законодательстве всех этапов прохождения законопроекта, позволяет обеспечить принятие действительно необходимых стране законов, учесть мнение профессиональных экспертов и при необходимости своевременно внести требуемые коррективы.
В процессе законотворчества роль исполнительной власти сводится к внесению проекта.
Введение
ГЛАВА 1. Понятие и сущность законодательного процесса 3
ГЛАВА 2. Процесс рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании 4
2.1 Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе 4
2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 9
ГЛАВА 3. Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания 15
ГЛАВА 4. Президент Российской Федерации в системе законодательного процесса 18
Заключение 21
Список источников 22
Введение
ГЛАВА 1. Понятие и сущность законодательного процесса 3
ГЛАВА 2. Процесс рассмотрения
законопроектов
2.1 Процесс рассмотрения
законопроектов в
2.2 Порядок рассмотрения
Советом Федерации законов,
ГЛАВА 3. Порядок принятия решений
палатами
ГЛАВА 4. Президент Российской
Федерации в системе
законодательного процесса
Заключение
Список источников
Введение
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты. Основные акты Федерального Собрания -- это законы Российской Федерации.
Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт:
- принимается только палатами
Федерального Собрания и
- содержит правовые нормы
и поэтому является
- обязателен для исполнения всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ;
- имеет прямое действие на всей территории РФ;
- является юридической
базой деятельности всех
В соответствии с Конституцией
РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ
принимаются федеральные
1. ПОНЯТИЯ И УЩНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом - парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо, в редких случаях,- посредством процедуры референдума. Законотворчество - более широкое понятие, охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин "законодательная процедура".
Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов "процесс" и "процедура".
Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является следующее определение законодательного процесса - это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов. Конституцией РФ предусмотрено три вида законов Российской Федерации:
- федеральные законы;
- федеральные конституционные законы;
- законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Федеральные законы составляют
основной законодательный массив, над
которым работают парламентарии. Они
принимаются простым
Федеральные конституционные
законы впервые были закреплены в
конституционном
Для того чтобы принять
ФКЗ требуется
2.ПРОЦЕСС РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРЕКТОВ
В
2.1 Процесс рассмотрения
законопроектов в
Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе состоит из нескольких стадий (этапов).
Первый этап начинается с
порядка внесения законопроектов в
Государственную Думу и их предварительного
рассмотрения. На этой стадии необходимо
назвать право и субъектов
законодательной инициативы. К ним
(субъектам права
Законопроект считается
внесенным в Государственную
Думу со дня его регистрации в
Управлении документационного обеспечения
Аппарата Государственной Думы, где
заводится электронная
Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ и Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы.
Совет Государственной Думы
назначает один из комитетов Государственной
Думы ответственным по законопроекту
и принимает решение о
Законопроекты по предметам
совместного ведения РФ и субъектов
Российской Федерации Совет
В случае ,если внесены в Государственную Думу альтернативные проекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по тому же Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Государственную Думу ранее устанавливает срок рассмотрения альтернативных законопроектов и ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении одновременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее.
Законопроект направляется в Совет Государственной Думы, как правило, не позднее, чем за 14 дней до внесения его на рассмотрение Государственной Думы.
Второй этап законодательного процесса - порядок рассмотрения законопроектов Государственной Думой.
Рассмотрение законопроектов Государственной Думой, как правило, осуществляется в трех чтениях. Обязательным условием рассмотрения законопроекта в первом чтении является его рассылка всем участникам законодательного процесса не позднее чем за три дня до его рассмотрения Государственной Думой.
Процедура рассмотрения законопроекта
во втором чтении начинается с доклада
представителя ответственного комитета,
который сообщает об итогах рассмотрения
законопроекта в ответственном
комитете, о поступивших поправках
и результатах их рассмотрения. Затем
выступают полномочный
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.
После повторного рассмотрения
во втором чтении доработанного законопроекта
председательствующий ставит на голосование
предложение о принятии законопроекта
во втором чтении. Если по итогам голосования
такое предложение не набрало
необходимого числа голосов, законопроект
считается отклоненным и
Голосование по вопросу о принятии закона в целом, в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.
Принятый во втором чтении
законопроект направляется в ответственный
комитет для устранения с участием
Правового управления Аппарата Государственной
Думы возможных внутренних противоречий,
установления правильной взаимосвязи
статей и для редакционной правки,
необходимой в связи с
Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. На данном этапе не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Процедура третьего чтения завершается после выступления представителя ответственного комитета, докладывающего о результатах завершения работы над законопроектом и предлагающего внести законопроект на "час голосования".
Третий этап законодательного процесса - принятие федерального закона.
На заседаниях Государственной думы по средам после утверждения порядка работы Государственной Думы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты может быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты. К ним относятся:
а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;
б) законопроекты о федеральном бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в четвертом чтении);
в) законопроекты о ратификации
международных договоров
г) законы, отклоненные Советом Федерации;
д) законы, отклоненные Президентом РФ;
е) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.
Во время "часа голосования"
не допускается внесение в законы,
законопроекты и проекты
Председательствующий на заседании оглашает название закона, законопроекта либо проекта постановления Государственной Думы, после чего осуществляется процедура голосования.
Если законопроект не принимается
Государственной Думой в
Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса