Понятие и сущность законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Народ имеет закрепленный в законодательстве механизм осуществления своей власти путем законотворчества. Учитывая, с какой скоростью меняется современное российское законодательство, следует отметить четкое указание в законодательстве всех этапов прохождения законопроекта, позволяет обеспечить принятие действительно необходимых стране законов, учесть мнение профессиональных экспертов и при необходимости своевременно внести требуемые коррективы.
В процессе законотворчества роль исполнительной власти сводится к внесению проекта.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Понятие и сущность законодательного процесса 3
ГЛАВА 2. Процесс рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании 4
2.1 Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе 4
2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 9
ГЛАВА 3. Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания 15
ГЛАВА 4. Президент Российской Федерации в системе законодательного процесса 18
Заключение 21
Список источников 22

Файлы: 1 файл

реферат правоведение Введение.docx

— 32.61 Кб (Скачать файл)

Одобренные Государственной  Думой законы Российской Федерации  о поправках к Конституции  РФ, федеральные конституционные  законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями  Государственной Думы, стенограммами  заседаний Государственной думы, заключениями Правительства РФ и  другими необходимыми материалами  в течение пяти дней передаются Государственной  думой на рассмотрение Совета Федерации.

2.2 Порядок рассмотрения  Советом Федерации законов, принятых  Государственной Думой

Принятые Государственной  Думой федеральные законы направляются на имя Председателя Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, то Совет Федерации обязан запросить заключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствие заключений Правительства РФ может служить основанием для отклонения указанных федеральных законов.

Поступивший из Государственной  Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими  его документами и материалами  направляется всем членам Совета Федерации. Официальные документы, сопровождающие федеральный закон, поступившие  из Государственной Думы дополнительно, регистрируются в Совете Федерации  и рассматриваются на заседании  палаты вместе с соответствующим  федеральным законом.

Официальные отзывы Правительства  РФ о рассматриваемых Советом  Федерации федеральных законах  подлежат оглашению или распространению  на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.

Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем Совета Федерации  или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Они  вправе передать федеральный закон  нескольким комитетам Совета Федерации, определив при этом комитет, ответственный  за рассмотрение федерального закона.

Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах  Российской Федерации и при наличии  замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.

В соответствии со ст. 106 Конституции  РФ обязательному рассмотрению в  Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов  и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Рассмотрение в комитетах  федеральных законов происходит открыто. На заседание комитета могут  быть приглашены инициаторы законопроекта, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители  средств массовой информации.

Если подготовка заключения по федеральному закону поручена нескольким комитетам и единое заключение не выработано, то каждый комитет представляет свое заключение.

Ответственный комитет должен указать в заключении, подлежит ли рассматриваемый закон в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному  рассмотрению в Совете Федерации.

В заключении ответственного комитета по федеральному закону, не подлежащему обязательному рассмотрению Совета Федерации, дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной  Думой федеральный закон и  не вносить его на рассмотрение палаты;

б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем  заседании принятый Государственной  Думой федеральный закон.

Решение комитета, ответственного за рассмотрение федерального закона, рекомендовать Совету Федерации  обсудить на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный  закон, принимается в случае, когда  комитет считает необходимым  отклонить федеральный закон  в целом либо внести в него изменения  и дополнения. Такое решение должно быть мотивировано.

По федеральным законам, которые подлежат обязательному  рассмотрению Советом Федерации, комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих  решений:

а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный  закон, принятый Государственной Думой;

б) рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный  закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым  его отклонить.

В отношении принятых Государственной  Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом  Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации  или по его поручению заместитель  Председателя Совета Федерации принимает  одно из следующих решений:

а) согласиться с решением комитета и не вносить федеральный  закон на рассмотрение Совета Федерации;

б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания  Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой.

Рассмотрение принятого  Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации  начинается с оглашения докладчиком  заключения ответственного комитета, результатов юридической экспертизы Правового управления Аппарата Совета Федерации и проекта постановления Совета Федерации. Затем слово предоставляется представителю Правительства РФ, после чего принимается решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего  обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включена в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой  федерального закона Совет Федерации  принимает одно из следующих решений:

а) одобрить принятый Государственной  Думой федеральный закон;

б) отклонить принятый Государственной  Думой федеральный закон.

Решение об одобрении или  отклонении принятого Государственной  Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и  в подлежащего обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.

Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

Федеральный закон считается  отклоненным, если за его одобрение  не проголосовало необходимое число  членов Совета Федерации. В постановлении  Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного федерального закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации  и Государственной Думой, а также  может содержаться предложение  о создании согласительной комиссии.

Голосование по проектам федеральных  конституционных законов, а также  по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в ранее  принятой редакции, может проводиться  путем опроса членов Совета Федерации; закреплением их мнения в подписном  листе.

Постановление Совета Федерации  об отклонении принятого Государственной  Думой федерального закона вместе с  федеральным законом, а также  постановление Совета Федерации  об одобрении принятого Государственной  Думой федерального закона в пятидневный  срок направляются в Государственную  Думу.

 

 

 

 

3.ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПАЛАТАМИ                         ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Существуют различные  способы голосования, применяемые  в обеих палатах Федерального Собрания: количественное, рейтинговое  и альтернативное.

Количественное голосование  представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования производятся в абсолютном и процентном выражениях (п.4 ст.83 Регламент ГД).

Рейтинговое голосование -- это ряд последовательных количественных голосований, в которых может  принять участие каждый парламентарии но каждому из вопросов. Объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам..

Альтернативное голосование  относится к голосованию только за один из вариантов вопроса, поставленного  на голосование. Подсчет голосов  и объявление результатов голосования  в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам  вопроса, поставленного на голосование. (п.6 ст.83 Регламент ГД)

Наиболее существенные моменты  порядка принятия решения в палатах  Федерального Собрания состоят в  следующем:

--решения принимаются  открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть  поименным. В режиме поименного  голосования с использованием  электронной системы обеспечиваются  результаты поименного голосования,  формируются и распечатываются  по установленной форме списки  с результатами поименного голосования,  которые доводятся до сведения  парламентариев. При проведении  открытого голосования без использования  электронной системы подсчет голосов поручается Счетной комиссии, которая избирается палатой;

-- голосование осуществляется  с использованием и без использования  электронной системы подсчета  голосов, бюллетенями и путем  опроса (только при голосовании  в Совете).

Перед началом открытого  голосования председательствующий: сообщает количество предложений, которые  ставятся на голосование; уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование; поминает, каким большинством голосов  должно быть принято решение.

Тайное голосование осуществляется с использованием электронной системы  или бюллетеней. Бюллетени для  такого голосования изготавливаются  под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением палаты форме в количестве, соответствующем числу членов соответствующей  палаты, содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени  после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии присутствии ее членов. Время и  место тайного голосования, порядок  его проведения устанавливаются  Счетной комиссией и объявляются  ее председателем. (п.4 ст.88 Регламент ГД)

Выдача бюллетеней для  тайного голосования начинается не позднее чем час до начала голосования; тайное голосование производится в  течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено  Государственной Думой. (п.5 ст. 88 Регламент ГД). Бюллетень для тайного голосования выдается каждому парламентарию по предъявлении удостоверения в соответствии со списком членов палаты. При получении бюллетеня парламентарий расписывается в указанном списке против своей фамилии.

О результатах тайного  голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается  всеми членами Счетной комиссии.(п. 6 ст. 89 Регламент ГД). В работе парламента по ряду вопросов, называемых процедурными, решения принимается большинством голосов членов соответствующей палаты, присутствующих на ее заседании. К процедурным относятся следующие вопросы:

а) о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;

б) о предоставлении дополнительного  времени для выступления;

в) о предоставлении слова  приглашенным на заседание;

г) о переносе или прекращении  прений по обсуждаемому вопросу;

д) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующих комитета, комиссии палаты;

е) о голосовании без  обсуждения;

ж) о проведении закрытого  заседания палаты;

з) об изменении способа проведения голосования;

и) об изменении очередности  выступлений;

к) о проведении дополнительной регистрации;

л) о приглашении на заседание  представителей государственных органов  общественных объединений, научных  учреждений, независимых эксперт  ученых и других специалистов для  предоставления необходимых сведений заключений. (п.2 ст. 84 Регламент ГД)

 

 

 

4.ПРИЗИДЕНТ РФ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Принятый Государственной  Думой и одобренный Советом Федерации  федеральный закон вместе с текстом  постановления Совета Федерации  в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем  Совета Федерации Президенту РФ для  подписания и официального опубликования.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете и не рассмотренный палатой в  установленный срок, на пятнадцатый  день со дня поступления федерального закона из Государственной Думы направляется Председателем Совета Федерации  Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.

Правило подписания и обнародования  принятого федерального закона Президентом  Российской Федерации, основанное на мировом  опыте взаимоотношений парламента и главы государства в процессе создания законов, является одной из форм участия Президента в законодательной  деятельности и завершающей стадией  законодательного процесса.(ст.107 Конституция РФ).

Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса