Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:29, реферат
Народ имеет закрепленный в законодательстве механизм осуществления своей власти путем законотворчества. Учитывая, с какой скоростью меняется современное российское законодательство, следует отметить четкое указание в законодательстве всех этапов прохождения законопроекта, позволяет обеспечить принятие действительно необходимых стране законов, учесть мнение профессиональных экспертов и при необходимости своевременно внести требуемые коррективы.
В процессе законотворчества роль исполнительной власти сводится к внесению проекта.
Введение
ГЛАВА 1. Понятие и сущность законодательного процесса 3
ГЛАВА 2. Процесс рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании 4
2.1 Процесс рассмотрения законопроектов в Государственной Думе 4
2.2 Порядок рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой 9
ГЛАВА 3. Порядок принятия решений палатами Федерального Собрания 15
ГЛАВА 4. Президент Российской Федерации в системе законодательного процесса 18
Заключение 21
Список источников 22
Одобренные Государственной
Думой законы Российской Федерации
о поправках к Конституции
РФ, федеральные конституционные
законы и принятые федеральные законы
с соответствующими постановлениями
Государственной Думы, стенограммами
заседаний Государственной
2.2 Порядок рассмотрения
Советом Федерации законов,
Принятые Государственной Думой федеральные законы направляются на имя Председателя Совета Федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, то Совет Федерации обязан запросить заключения на указанные федеральные законы в Государственной Думе. Отсутствие заключений Правительства РФ может служить основанием для отклонения указанных федеральных законов.
Поступивший из Государственной
Думы федеральный закон
Официальные отзывы Правительства РФ о рассматриваемых Советом Федерации федеральных законах подлежат оглашению или распространению на заседании комитета, комиссии Совета Федерации.
Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Они вправе передать федеральный закон нескольким комитетам Совета Федерации, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах Российской Федерации и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
В соответствии со ст. 106 Конституции
РФ обязательному рассмотрению в
Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации
международных договоров
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Рассмотрение в комитетах федеральных законов происходит открыто. На заседание комитета могут быть приглашены инициаторы законопроекта, ученые и специалисты в качестве экспертов, а также представители средств массовой информации.
Если подготовка заключения по федеральному закону поручена нескольким комитетам и единое заключение не выработано, то каждый комитет представляет свое заключение.
Ответственный комитет должен
указать в заключении, подлежит ли
рассматриваемый закон в
В заключении ответственного комитета по федеральному закону, не подлежащему обязательному рассмотрению Совета Федерации, дается оценка рассматриваемого федерального закона и формулируется одно из следующих решений:
а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты;
б) рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон.
Решение комитета, ответственного
за рассмотрение федерального закона,
рекомендовать Совету Федерации
обсудить на своем заседании принятый
Государственной Думой
По федеральным законам, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе принять одно из следующих решений:
а) рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой;
б) рекомендовать Совету
Федерации отклонить
В отношении принятых Государственной Думой федеральных законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации принимает одно из следующих решений:
а) согласиться с решением комитета и не вносить федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации;
б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой.
Рассмотрение принятого
Государственной Думой
Началом рассмотрения в Совете Федерации федерального закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается включена в повестку дня заседания палаты соответствующего вопроса или издание Председателем Совета Федерации (либо по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации) соответствующего распоряжения.
По результатам обсуждения
принятого Государственной
а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и в подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации.
Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцатидневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Федеральный закон считается
отклоненным, если за его одобрение
не проголосовало необходимое
Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации; закреплением их мнения в подписном листе.
Постановление Совета Федерации
об отклонении принятого Государственной
Думой федерального закона вместе с
федеральным законом, а также
постановление Совета Федерации
об одобрении принятого
3.ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
ПАЛАТАМИ
Существуют различные способы голосования, применяемые в обеих палатах Федерального Собрания: количественное, рейтинговое и альтернативное.
Количественное голосование
представляет собой выбор варианта
ответа: "за", "против" или "воздержался".
Подсчет голосов и объявление
результатов голосования
Рейтинговое голосование -- это ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый парламентарии но каждому из вопросов. Объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам..
Альтернативное голосование относится к голосованию только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. (п.6 ст.83 Регламент ГД)
Наиболее существенные моменты порядка принятия решения в палатах Федерального Собрания состоят в следующем:
--решения принимаются
открытым или тайным
-- голосование осуществляется
с использованием и без
Перед началом открытого
голосования
Тайное голосование
Выдача бюллетеней для тайного голосования начинается не позднее чем час до начала голосования; тайное голосование производится в течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Государственной Думой. (п.5 ст. 88 Регламент ГД). Бюллетень для тайного голосования выдается каждому парламентарию по предъявлении удостоверения в соответствии со списком членов палаты. При получении бюллетеня парламентарий расписывается в указанном списке против своей фамилии.
О результатах тайного
голосования Счетная комиссия составляет
протокол, который подписывается
всеми членами Счетной
а) о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
б) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
в) о предоставлении слова приглашенным на заседание;
г) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
д) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующих комитета, комиссии палаты;
е) о голосовании без обсуждения;
ж) о проведении закрытого заседания палаты;
з) об изменении способа проведения голосования;
и) об изменении очередности выступлений;
к) о проведении дополнительной регистрации;
л) о приглашении на заседание представителей государственных органов общественных объединений, научных учреждений, независимых эксперт ученых и других специалистов для предоставления необходимых сведений заключений. (п.2 ст. 84 Регламент ГД)
4.ПРИЗИДЕНТ РФ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с текстом постановления Совета Федерации в пятидневный срок со дня принятия постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Принятый Государственной Думой федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете и не рассмотренный палатой в установленный срок, на пятнадцатый день со дня поступления федерального закона из Государственной Думы направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования, о чем уведомляется Государственная Дума.
Правило подписания и обнародования
принятого федерального закона Президентом
Российской Федерации, основанное на мировом
опыте взаимоотношений
Информация о работе Понятие и сущность законодательного процесса