По времени (продолжительности)
существования функции государства
подразделяются на постоянные
и временные. Постоянные функции
- это те функции , которые осуществляются
государством на всем протяжении
своего существования. Временные
функции присущи государству
только на том или ином этапе
своего развития, связаны с реализацией
каких-либо временных задач.
В юридической литературе
предлагается критерий классификации
функций государства на основе
принципа разделения властей. «К
числу основных можно отнести классификацию
функций государства, базирующуюся на
принципе разделения властей,
в соответствии с которой функции
делятся на законодательные, управленческие,
судебные. Данная классификация отражает
механизм осуществления государственной
власти. Каждая из вышеперечисленных
функций осуществляется, как правило,
не одним, а совокупностью органов, принадлежащих
к определённой ветви власти -
законодательной, исполнительной, судебной».4
«Классификация функций, опирающаяся
на разделение властей, не у всех ученых-юристов
вызывает признание. Дело в том, что это,
как считают многие ученые, собственно,
не функции государства, а функции осуществления
государственной власти или ветвей власти:
правотворчество, управление, судебная
деятельность и т.д. Происходит, по их мнению,
смешение функций государства и государственной
власти»5 . Мы
также считаем, что классификация
функций государства на принципе
разделения властей смешивает функции
государства с функциями государственных
органов . Этот принцип наиболее
подходит к формам осуществления
функций государства.
Глава 2. Функции
российского государства
2.1. Внутренние
функции Российского государства.
Экономическая
функция
Содержание экономической функции
современного российского государства
выражается в следующем :
-законодательное регулирование
экономических общественных отношений,
то есть принятие необходимых
нормативных правовых актов, основной
из которых является Гражданский
кодекс Российской Федерации;
-разработка стратегии
и тактики экономического
развития государства. Распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 17.11.2008 г.№1662-р утверждена «Концепция
долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации
на период до 2020 года», в которой
поставлена стратегическая цель
развития России - достижение уровня
экономического и социального
развития, соответствующего статусу
России как ведущей мировой
державы XXI века, занимающей передовые
позиции в глобальной экономической конкуренции
и надежно обеспечивающей национальную
безопасность и реализацию конституционных
прав граждан. Достижение этой цели
означает формирование качественно нового
образа будущей России;
-обеспечение свободы участников
экономических отношений и условий
для развития всех форм собственности.
Данные положения закреплены
в ст.8 Конституции Российской
Федерации: «1.В Российской Федерации
гарантируются единство экономического
пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции,
свобода экономической деятельности.2.В
Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности»;
-осуществление проектов и программ,
требующих больших капиталовложений
и имеющих важное значение
для общества. Это дорожное строительство,
освоение космоса, атомная промышленность
и др.;
-управление государственным
сектором экономики. К государственному
сектору экономики относятся
государственные предприятия и
предприятия с государственной
долей собственности. Данное управление
выражается в планировании деятельности
предприятий, в рациональном использовании
государственных материальных, трудовых
и денежных ресурсов, в внедрении
новых разработок ;
-ограничение
монополизма и поощрение конкуренции
в различных сферах экономики
путём принятия антимонопольного
законодательства. В статье 34 Конституции
Российской Федерации сказано
«Не допускается экономическая
деятельность, направленная на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию»;
-проведение
инвестиционной политики;
-поддержка
стратегических и социально-значимых
производств.
За прошедшие годы
уже обозначились некоторые важные
элементы рыночных отношений:
экономическая свобода, право
собственности, работающие рынки
товаров и услуг. Вместе с
тем возникла необходимость поиска
оптимальных способов участия
государства в экономических
процессах, налаживания эффективного
государственного регулирования, совместимого
с рыночными механизмами. В этом главная
особенность экономической функции российского
государства на современном этапе.
Сегодня экономическая функция
охватывает такие направления государственной
деятельности, как структурная перестройка
российской экономики, при которой
должна производиться продукция, жизненно
необходимая человеку, государству,
мировому рынку; преимущественная поддержка
стратегических, высоко-конкурентных
на мировом рынке и социально значимых
для России производств; демонополизация
производства; реальная поддержка производителей,
в том числе малого предпринимательства;
целенаправленная инвестиционная политика;
отстаивание интересов российских компаний
на внутреннем и мировом рынке; продолжение
приватизации; реформа экономического
механизма аграрного сектора ; постепенное
снижение темпов инфляции и торможение
роста цен; приостановка спада производства
и т. д.
Экономическая функция российского
государства в настоящее время
имеет антикризисную направленность
и нацелена на создание социально-ориентированной
рыночной экономики, учитывающей и
согласующей интересы производителей
и потребителей.
Социальная функция
С экономической функцией тесно
связана социальная функция государства.
Она многообразна по содержанию
и масштабна по объёму государственной
деятельности. Главное её назначение
– создание и стабильное обеспечение
достаточно высокого жизненного
уровня всего населения государства,
устранить или смягчить возможную
социальную напряженность в обществе.
Эта функция выражается в упорядочении
семейных, демографических и миграционных
отношений, в организации охраны
здоровья и образования людей,
в улучшении условий быта, труда
и отдыха, в поддержке безработных
, инвалидов, больных, пенсионеров
и других лиц, нуждающихся в
помощи государства. Социальная
направленность российского государства
закреплена во многих статьях
Конституции Российской Федерации
, например в статье 7 сказано «1.Российская
Федерация – социальное государство,
политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное
развитие человека.2.В Российской
Федерации охраняются труд и
здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных
служб, устанавливаются государственные
пенсии, пособия и иные гарантии социальной
защиты».
Мерами
по реализации социальной функции
российского государства также
являются:
-реализация
федеральных целевых программ
в области здравоохранения: федеральные
целевые программы «Предупреждение
и борьба с социально-значимыми
заболеваниями», «Социальная поддержка
инвалидов» ;
-реализация
приоритетного национального
проекта «Доступное и комфортное
жильё - гражданам России»;
-создание дополнительных рабочих
мест, переподготовка безработных;
-повышение
минимального размера оплаты
труда, пенсий, пособий по безработице;
-совершенствование
и развитие социального, медицинского
и пенсионного страхования;
-финансирование
программ социальной адресной
поддержки малоимущих и престарелых
граждан, многодетных семей;
-осуществление
социального обслуживания населения
в таких формах как социальное
обслуживание на дому, стационарное
социальное обслуживание,
предоставление временного
приюта, социальная реабилитация, социальный
патронаж, срочное социальное обслуживание,
социально-консультативная помощь,
материальная помощь;
-реализация
социальной интеграции инвалидов
в трудовую деятельность.
Социальная функция государства
должна сбалансировано учитывать возможности
и потребности всех слоёв населения,
смягчать и предотвращать социальные
противоречия, способствовать снижению
социальной напряжённости, повышению
стабильности и общественной солидарности
.
Экологическая функция.
Охрана природы, окружающей среды
- насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей
хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи,
разрушает окружающую среду, чем
невольно создает для себя
неблагоприятные (даже гибельные)
условия обитания. Охрана природы
- дело всего общества, но только
государство, обладающее необходимыми
средствами и возможностями мобилизации
усилий всех организаций и
граждан, может реально обеспечить
защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы
охраны и рационального использования
природных богатств, приобрели большое
экономическое, социальное и политическое
значение. Они затрагивают интересы
всех народов и государств. Защита
и улучшение окружающей среды
выдвигается в число наиболее
проблем и представляет собой
одну из важнейших общегосударственных
задач.
Экологическая функция российского
государства является одной из
главных его функций. Так,
в статье 9 Конституции Российской
Федерации говорится: “Земля
и другие природные ресурсы
используются и охраняются в
Российской Федерации как основа
жизни и деятельности народов
проживающих на соответствующей
территории.”
В основе осуществления
экологической функции лежат
следующие принципы :
-рациональное, экономное и целесообразное
использование природных ресурсов;
- охрана окружающей среды. Охрана
окружающей среды – это система
определённых мер, направленных
на сохранение благоприятных
для чело-века природных условий
существования.
-неукоснительное
соблюдение природоохранного законодательства
и ответственность за его нарушение
.
Выполняя экологическую функцию,
государство использует правовые
и организационные методы. К правовым
методам относится принятие законов
и иных нормативных правовых
актов по природопользованию
и охране окружающей среды,
правоприменительная и правоохранительная
деятельность. Под правоприменительной
деятельностью понимается деятельность
специально уполномоченных государственных
органов по реализации экологических
норм права. Правоохранительной является
деятельность специально уполномоченных
органов по охране окружающей среды путем
применения юридических мер воздействия
в соответствии с законом. К организационным
методам осуществления экологической
функции государства относится принятие
экономических мер, нормирование предельно
допустимого загрязнения окружающей среды,
планирование охраны окружающей среды,
проведение экологической экспертизы,
экологической сертификации, мониторинга,
экологического контроля и др.
Важными сторонами деятельности
государства по охране окружающей
среды являются: развитие системы
экологического мониторинга; осуществление
многоступенчатого контроля за
состоянием окружающей среды
позволяющий своевременно отслеживать
и предупреждать отклонения экологического
состояния природных комплексов
от установленных нормативов; реализация
экологического воспитания, образования
и просвещения в целях повышения
экологической культуры населения;
обеспечение права граждан на
достоверную информацию о состоянии
окружающей среды.
Осуществление
экологической функции должно обеспечить
эколо-гическую безопасность общества,
снизить и предотвратить угрозы каждому
человеку, территориям от факторов антропогенного
и природного характера,
связанных с ухудшением экологической
обстановки.
Налоговая функция.
В соответствии
со статьёй 57 Конституции Российской
Федерации «каждый обязан платить
установленные налоги и сборы».
Под налогом статья 8 налогового
кодекса Российской Федерации
понимает «обязательный, индивидуально-безвозмездный
платёж, взимаемый с организаций
и физических лиц, в форме
отчуждения принадлежащих им
на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».
Основное содержание налоговой функции
является формирование федерального бюджета
, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных
образований.