Понятие и виды функций российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия функций государства, классификация функций государства и характеристика функций российского государства.
Задачи данной курсовой работы:
-раскрытие понятия функций государства и определение признаков функций государства;
-классификация функций государства;
-характеристика основных внутренних и внешних функций российского государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие, признаки и классификация функций государства
1.1.Функции государства: понятие, признаки, содержание…………………..5
1.2.Классификция и виды функций государства……………………………....9
Глава 2. Функции российского государства
2.1. Внутренние функции российского государства…………………………12
2.2. Внешние функции российского государства………………………….....25
Заключение………...………………………………………………………..…33
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной
литературы……………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая 5.12.docx

— 61.93 Кб (Скачать файл)

         Задачами налоговой функции являются:

        1) развитие  рыночной экономики путем проведения  сбалансированной налоговой политики;

        2) решение  общесоциальных задач государства  , к которым относятся например пенсионное, медицинское   обеспечение, образование, социальные выплаты, развитие транспорта , строительство жилья и дорог и др.;

        3) укрепление  государственности и содержание  управленческого  аппарата;

        4) создание  нормальных  условий проживания  населения страны.

       В состав  налоговой функции российского  государства входят три под-функции:  фискальная, распределительная (регулирующая) и контрольная. Суть фискальной  подфункции состоит в изъятии  у организаций и физических  лиц денежных средств в форме  налогов для формирования финансовых  ре-сурсов государства, аккумулируемых  в бюджетной  системе и внебюджетных  фондах и необходимых для осуществления всех функций российского госу-дарства. Распределительная (регулирующая) подфункция состоит в распре-делении  собранных денежных средств, также через стимулирующий и сдер-живающий механизм налогов. Через систему льгот, уменьшения налогооб-

лагаемой базы, понижение  налоговой ставки стимулируется  развитие эконо-мики страны. Контрольная  подфункция состоит в количественном отражении налоговых  поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной подфункции оценивается эффективность каждого  налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику.

 

        Функция  охраны правопорядка, прав и   свобод личности, собственности.   

   Переход России  от тоталитаризма к демократическому  правовому государству возвел  в ряд приоритетных функцию  охраны правопорядка, прав и свобод  личности, собственности .

Это функция государственной  деятельности проявляется в обеспечении  государством общественного и правового  порядка, защите и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта  функция направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности, общественного порядка. Общественный порядок представляет собой систему общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера и  которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу  и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Основополагающим актом, в котором изложены права и  свободы человека и гражданина является Конституция Российской Федерации .В статье 17 Конституции сказано : «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей  Конституцией». Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены и в статьях 18 - 64 Конституции Российской Федерации. Но не все права и  свободы гарантированные Конституцией реализованы, так как для этого необходимы определённые условия, но многое уже сделано. Успешно функционирует Конституционный Суд Российской Федерации,  активно защищающий права и свободы личности. За 20 лет работы Конституционный Суд  рассмотрел свыше 230 тысяч обращений по вопросам уголовного права, гражданского права, по проблемам социальной защиты , по нарушениям трудовых и жилищных прав. Российские граждане  получили возможность обращаться за защитой своих прав и интересов в Европейский суд по правам  человека.

Важнейшим объектом государственной  охраны является собственность различной  формы, так как  собственность  является основой экономического,

политического и государственного  строя,  реальная гарантия прав и  свобод граждан, справедливости и свободы  в обществе. Защита собственности, её неприкосновенность и неотчуждаемость закреплена в Конституции Российской Федерации. В статье 8 Конституции сказано «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».         Охрана собственности включает в себя: создание условий для владения, пользования и распоряжения собственностью; возмещение имущественного вреда собственнику; привлечение к юридической ответственности субъектов, нарушивших право собственности.

 

                     Функция развития образования, науки и культуры.

           Право граждан на образование,  на свободу литературного, художественного,  научного, технического и других  видов творчества гарантируется  Конституцией Российской Федерации.  Конституцией закреплено  право  гражданина на общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального  образования, высшего образования  на конкурсной основе в государственных  или муниципальных  образовательных  учреждениях.

Содержание данной функции  сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры  и т. д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств  массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек.

В содержание данной функции  входят также: государственная поддержка  развития науки, ее естественной интеграции в новые рыночные условия; создание благоприятных условий для творческой деятельности научных коллективов  и для свободной состязательности различных школ и направлений; поддержка  приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий; эффективное использование как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования. Первоочередной задачей российского государства в настоящее время является резкое увеличение ассигнований на подготовку научных кадров , проведение научных исследований.

В целях развития образования, науки и культуры приняты и  реализуются в Российской Федерации несколько федеральных целевых программ и проектов:  приоритетный национальный проект«Образование», федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы и «Мировой океан», федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 годы)».

 

                Контрольно-надзорная функция.

В современный период  исследователи выделяют  контрольно-надзорную  деятельность российского государства  в качестве его функции. Так  Ф.Н. Фаткуллин  отмечает,  что  «любое государство, оказывая действие на те или иные  общественные отношения, не может не следить за тем, как  претворяются в жизнь вырабатываемая им политика, принимаемые целевые  программы, законы и подзаконные  акты и т.д. Оно должно  осуществлять контрольную  функцию, суть которой  состоит в  целенаправленном  наблюдении за процессами правореализации, проверке фактического состояния выполнения тех или иных государственных  установок всеми  участниками  регулируемых отношений» 6. Мнение о том, что контрольно-надзорная функция  является  самостоятельной  функцией  государства  высказывает  также  Н.Н.Федосеева: «современный государственный контроль, в том числе и в Российском  государстве, по праву претендует на индивидуализацию в качестве самостоятельной функции государства, поскольку представляет собой направление нормативно-регламентированной и организационно-обеспеченной деятельности государства, обусловленной достижением социально необходимых и желаемых целей демократизации общества »7

Содержание контрольно-надзорной  функции состоит в том, что  уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы и средства, в рамках своей компетенции выясняют,  соответствует ли   деятельность  подконтрольных объектов  нормативным предписаниям; анализируют результаты  воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов и  непосредственно принимают меры по их  устранению и привлечению к  ответственности виновных.

Контрольно-надзорную деятельность осуществляют многие государственные  органы Российской Федерации: контрольное  управление Президента Российской, Счётная  палата РФ, Правительство РФ, министерства, различные службы  (налоговая, противопожарная, санитарно- эпидемиологическая). Надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации и исполнением  законов,  действующих на территории Российской Федерации  осуществляет  прокуратура  Российской Федерации.

Контрольно-надзорная функция  носит интегративный характер, является неотъемлемым и важным элементом  в системе функций государства  и находится в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и  взаимодействии со всеми функциями государства  и выступает в качестве концентрированного  выражения системы сдержек  и  противовесов.

 

                Информационная  функция.

В настоящее время развитие российского государства характеризуется  возрастающей  ролью информационной  сферы, представляющей  совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование  информации, а также системы регулирования  возникающих при этом общественных отношений. Одним из условий  формирования гражданского общества  является информатизация общества и государства.

«Информационная функция государства – это основное направление его деятельности по развитию информационной сферы страны, которое охватывает  всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, передачей информации в разных её видах – экономической, правовой, научной, образовательной, управленческой и т.п».8

В содержание   информационной функции входит:               

-формирование единого  информационно-коммуникационного пространства  и углубление  процессов  информационной  интеграции; повышение уровня доступности,  распространения и использования  информации, её реальное обеспечение   техническими  средствами;

-развитие информационно-коммуникационной  инфраструктуры в системе общественного  производства;

-массовое использование  в экономике информационных технологий, средств вычислительной техники  и телекоммуникаций; производство

информации в объёмах  необходимых и достаточных для  обеспечения жизнедеятельности  и развития общества во всех его  частях и направлениях;

-повышение уровня образования,  научно-технического и культурного  развития за счёт расширения  возможностей систем информационного  обмена на международном,  национальном  и региональном уровнях и соответственно  повышение квалификации работников, их профессионализма и способностей  к творчеству;

-обеспечение информационной  безопасности личности, общества  и государства и организация  единой системы защиты информации;

-оказание государственных   услуг в электронном виде;

-создание эффективной  системы реализации прав граждан  и социальных институтов на  свободное получение, распространение  и использование информации как  важнейшего условия демократического  развития общества.

В  стране принята государственная  программа «Информационное общество(2011-2020 годы)» целью которой является  получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счёт обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения государственного управления при обеспечении  безопасности в информационном обществе.

 

 

2.2. Внешние функции  российского государства.

 

Функция  мирного сотрудничества с государствами мирового сообщества.

Россия как крупнейшее европейско-азиатское государство  поддерживает добрососедские отношения  со всеми странами мирового сообщества. Функция  мирного сотрудничества с государствами мирового сообщества является многоплановой и включает в себя сотрудничество в сфере  экономики, политики, обороноспособности, культуры, защиты  прав и свобод граждан  в  своей стране и за рубежом.

 В современный период  в данной  функции  определяются  два основных направления: сотрудничество  с государствами-участниками СНГ  и сотрудничество с государствами  дальнего зарубежья.

  В связи с образованием  Содружества Независимых Государств  отношения с новыми независимыми  государствами-участниками СНГ,  всемерное развитие СНГ поставлены  во главу угла внешней политики  России. Это – сфера особой  ответственности и особых взаимных  интересов России и ее соседей.

Осуществляя сотрудничество с участниками СНГ, Российское государство  выступает за укрепление содружества  прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка  СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; комплексного решения проблемы соблюдения на всей территории бывшего СССР международно-признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением новых  моментов, перспектив и тенденции  развития СНГ являются такие документы, как Договор о Союзе Беларуси и России и Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор  о дружбе, сотрудничестве и партнерстве  между Российской Федерацией и Украиной. Принята стратегия экономического развития  Содружества  Независимых  Государств на период до 2020 года. Россия, Казахстан  и  Белоруссия начали формирование Евразийского союза и  подписали  в ноябре 2011 года Декларацию о евразийской экономической  интеграции и Договор о Евразийской  экономической комиссии.

Информация о работе Понятие и виды функций российского государства