Понятие и виды нормативных правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.
Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Понятие и виды нормативных правовых актов 4
2 Нормативно-правовые акты Российского права 25
2.1 Достоинства и недостатки нормативных правовых актов 25
2.2. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации 35
ВЫВОД 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…........................................43

Файлы: 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 91.89 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ2

1 Понятие и виды нормативных  правовых актов4

2 Нормативно-правовые акты  Российского права25

2.1 Достоинства и недостатки нормативных правовых актов25

2.2. Действие нормативно-правовых  актов в Российской Федерации35

ВЫВОД39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…........................................43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли.

С его помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством  понимается только система законов.

Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны для их адресатов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Нормативный акт — это юридический  акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

 Под источниками права понимаются  источники права в материальном  и формальном смысле. Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Целью работы является анализ нормативно-правовых актов как источников права.

Задачи работы:

  1. Изучить внешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
  2. Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотреть классификацию;
  3. Изучить нормативно-правовые акты Российского права, их виды и  действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации; 

1 Понятие и виды нормативных правовых актов

 

В современной научной  литературе нормативно-правовой акт  известен как официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы1.

Нормативно-правовой акт  содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного  круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные  таким актом.

Нормативно-правовой акт - это  ведущий источник права в системах романо-германского права, к которым  относится и Россия. В ряде случаев  определение правового акта как  нормативного или индивидуального  играет значительную роль в правоприменительной  деятельности. Например, в ходе судебного  разбирательства. Нормативно-правовые акты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием для вынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешении судебных споров не имеют приоритетного  характера и оцениваются судами наряду с другими материалами  по делу.

Нормативный правовой акт — это  разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение2.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место  в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

Следует обратить внимание, что  понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права.

Такая форма  права, как нормативно-правовой акт, порождает и множество актуальных научных проблем, одни из которых  решены в теории права, а другие находятся в стадии обсуждения.

Прежде  всего, это проблема структуры нормативно-правового  акта и ее соотношения со структурой самого права.

Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют  его относить к соответствующему виду, например, различать закон  это или постановление, а также  определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем  принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные  реквизиты представляют собой сведения о должностном лице подписавшим  акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например  Федеральный закон «О Введении в действие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года3). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие - вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаются  принципиальные положения, побудительные мотивы,  цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, но могут учитываться при толковании других положений акта. В частности в Конституции РФ написано «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации» 4 это и является преамбулой.

Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания  и т. п. Такое строение нормативно-правового  акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому  изложению правового материала  в акте, а с другой удобству пользования  им.

В других же отраслях права мы находим различные  способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствия до изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разных нормативно-правовых актах.

Следующий вопрос - это вопрос о юридической  силе нормативно- правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.

Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения,  юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическим юридическим  содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическом  смысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне.

И в этой связи неверными являются положения  некоторых Конституций субъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритет республиканских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах.

Разумеется, «война законов», которая возникает  в подобных случаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосударственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу федеральных приоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов. Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, его федеративных основ. Но это уже иная тема, которая рассматривалась в предыдущей книге, в теории государства.

Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют  по этому критерию Основным законом. Она действительно Основной закон  жизни общества, фундамент всей его  государственной и правовой системы. В этом заключается ее огромный созидательный  потенциал, который еще предстоит  в полной мере реализовать и который, возможно, еще не вполне осознан5.

Конституция - это закон законов6, высший закон государства. Он обязателен абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а также частных юридических и физических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Для зарубежных государственных органов, учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, для граждан России и ее юридических лиц он обязателен и за ее пределами.

Иная  юридическая сила у обычных законов, федеральных законов, иная - у постановлений  Правительства и т. д. Но это не значит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее  «влиятельными». Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.

Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самими государственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его место в иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам.

Но следует  учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда используется в ином смысле - как юридическое значение документа, как определение новых  видов документов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой  обычных, письменных документов. Это  иное, весьма условное употребление понятия «юридическая сила».

В этой связи  устанавливаются и правила обработки, хранения документов на ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющих обрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридически ничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения.

Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права.

Дело  в том, что наряду с нормами  права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.

Иногда  в юридической литературе,  вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие  нормативный акт, хотя, оно имеет  в точном смысле иное содержание.

Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначать просто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различие становится понятным из такого примера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применении мер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил. Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушения трудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовое значение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный, а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовой акт.

Информация о работе Понятие и виды нормативных правовых актов