Понятие и виды политико-правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы …………………………………………….…6
1.1 Основные исследовательские подходы ………………………….….…. 6
1.2 Современное определение политико-правового режима как формы государства ………………………………………………………………….. 9
Выводы по первой главе ……….…………………………………………...13
Глава II. Виды современных политико-правовых режимов ……….……14
2.1.Сущность видов политических режимов …………………….……..…14
2.2.Демократический режим …………………………………………….…15
2.3.Недемократические режимы ………………………………… ……… 19
2.3.1.Авторитаризм ………………………………………………...….. 19
2.3.2. Тоталитаризм ………………………………………………….… 22
Выводы по второй главе ……………………………………………..…..…25
Заключение ……………………………………………………………………..…26
Список использованной литературы ………………………………..….……..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

Второе социологическое направление  политического анализа режимов  уделяет первостепенное внимание осмыслению тех связей между обществом и  государством, которые сложились  реально и не обязательно в  соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами  политического поведения. В данном случае режим рассматривается не только как "форма" (будь то правления или государственного устройства) и даже не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в гораздо более широком значении — как баланс, во взаимоотношениях социального и политического.

Одно из характерных в данном отношении определений политического  режима принадлежит упоминавшемуся уже М. Дюверже, который в одном случае рассматривал его как "структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой", а в другом — как "определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления".

В отечественной науке также  получила распространение позиция (сформулированная Ф. Бурлацким и  А. Галкиным), согласно которой "для  определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой". Как видим, размежевание политико-институционального и социологического подходов не обошло стороной и российскую науку.

Нас же конечно интересует определение  политического режима как формы  государства, поэтому обратимся  за поиском такового в труды исследователей теории государства и права.

Так Л.И. Спиридонов отмечает: «Политический  режим - характеристика не только (и  даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения  между людьми по поводу государственной  власти и отношения людей с  государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются  именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы» [[8]].

Корельский В.М. подчеркивает, «политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом» [[9]].

Марченко М.Н. определяет политический (государственный) режим, как способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере  применяемых им методов управления обществом. Политические режимы подразделяются на демократические и авторитарные[[10]].

А вот В.Н. Хропанюк  разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим ― важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ― понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)». [[11]].

Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и  государственным режимом понимается «совокупность способов и методов  осуществления власти».

На наш взгляд в теории государства  и права государственный и  политический режим – это тождественные  понятия. Такой вывод можно сделать основываясь на следующие обстоятельства:

1). Как политический, так и государственный  режим – это характеристики  именно формы государства.

2). Обе категории характеризуют  набор способов и методов осуществления  власти (государственной власти). 

 

Выводы по первой главе

Суммируя сказанное, мы сформулировали следующее определение: Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют  в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или  же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика.

Глава 2.     Виды современных политико-правовых режимов

2.1.Сущность видов политических  режимов

Как мы уже выяснили, политический режим является одним из важнейших  составных формы государства. Теоретики  государства и права выделяют несколько видов политических режимов, поскольку на ту или иную разновидность  политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Один из критериев определения  вида политического режима правовая форма применения тех или иных способов государственной власти.

Теория государства и права  в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политико-правовых режимов, которые применялись в  многовековой истории государственности.

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на две большие категории, а именно: на  демократические и недемократические (т.е.  авторитарные и тоталитарные). Мы также будем строить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации.

Рассмотрим, вкратце, характеристику каждого вида  политических режимов.

2.2. Демократический режим

Демократия - (от древнегреческого «DEMOS» - народ и «CRUTOS» - власть) - народовластие это одна из разновидностей режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Можно без труда привести список определений демократии. При всем их разнообразии каждое из определений  будет обращать прямое или косвенное  внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать  в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику  современной демократии. Таким образом, в отличие от античной, современная  демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие  в управлении обществом или открытую критику правительственного курса.

Приведем наиболее характерные  черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.        

4) Равенство прав граждан на  участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода  мнений, право на информацию и  на участие в конкурентной  борьбе за занятие руководящих  должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет  властные функции, демократия делится  на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют  в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может  иметь практический смысл только при относительно небольшом числе  людей, например, в общинных или племенных  советах или в местных органах  профсоюзов, где все члены могут  собраться в одном помещении  для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или  большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч  человек.

Важным каналом участия граждан  в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией  состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического  участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в  принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Есть разные формы правления  демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская  республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской  республики является то, что президент  в ней одновременно выступает  и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской  демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках  одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через  каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных  полномочий. Вся законодательная  власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих  полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента” , т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления). 

Главной отличительной чертой парламентской  республики является образование правительства  на парламентской основе  ( обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия  этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Информация о работе Понятие и виды политико-правовых режимов