Понятие и виды политико-правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы, тенденции современных взглядов;
- рассмотреть структуру и особенности функционирования политического режима, его признаки;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава I. Происхождение понятия «политический режим», основные исследовательские подходы …………………………………………….…6
1.1 Основные исследовательские подходы ………………………….….…. 6
1.2 Современное определение политико-правового режима как формы государства ………………………………………………………………….. 9
Выводы по первой главе ……….…………………………………………...13
Глава II. Виды современных политико-правовых режимов ……….……14
2.1.Сущность видов политических режимов …………………….……..…14
2.2.Демократический режим …………………………………………….…15
2.3.Недемократические режимы ………………………………… ……… 19
2.3.1.Авторитаризм ………………………………………………...….. 19
2.3.2. Тоталитаризм ………………………………………………….… 22
Выводы по второй главе ……………………………………………..…..…25
Заключение ……………………………………………………………………..…26
Список использованной литературы ………………………………..….……..29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

Исходя из сказанного демократический  политико-правовой режим, современное  демократическое государство - это  представительство интересов, а  не сословий. Все граждане в демократическом  государстве , как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое , в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.  Итак, теперь перейдем  к рассмотрению недемократического  режима.

2.3. Недемократические режимы           

2.3.1. Авторитаризм

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение  между тоталитаризмом и демократией, переходным от одного к другому. При  этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так  и в сторону тоталитаризма. [[12]] С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.         

Авторитарный режим – это  система правления, при которой  власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии  народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает  индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить  налоги без личного участия в  их обсуждении. Общей чертой всех авторитарных государств является сильная исполнительная власть.    

Термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной  степени мир авторитаризма значительно  более богат и разнообразен, чем  мир демократии.

Авторитарной политической системе  присущи следующие черты:

1) Автократиям (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .  

Такое широкое определение авторитаризма  оставляет значительный простор  для классификации авторитарных режимов. Сюда могут быть отнесены и  известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и  военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся  определению. Однако исследователи  современных авторитарных режимов  чаще всего выделяют следующие три  группы: однопартийные системы, военные  режимы и режимы личной власти. Главный  критерий такого разделения режимов  — правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом.         

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.    

Любой авторитаризм внутренне противоречив, трудно предсказуем и потенциально нестабилен. Как правило, условия, позволяющие  ему удержаться у власти, не столько  политические, сколько социальные и  экономические. Политически, как мы уже сказали, у авторитаризма  чаще всего нет ни стабильного  источника власти, ни надежной опоры  в виде массового движения. Более  того, авторитаризм нередко приживается  и существует в условиях сегментированного  общества, в котором ни одна из конкурирующих  политических группировок не имеет  шансов всерьез поколебать шансы  правящей элиты.

2.3.2. Тоталитаризм

Понятие тоталитаризма не является как в политической, так юридической  науке общепринятым в том смысле, в каком общеприняты термины "демократия" и "авторитаризм". Сама концепция  тоталитарных режимов как принципиально  отличающихся от авторитарных, продолжает подвергаться критике, и немалое  число авторитетов политической науки предпочитает избегать оперирования термином "тоталитаризм", рассматривая его в лучшем случае как разновидность  авторитаризма.         

Тем не менее, в выделении тоталитарных режимов в самостоятельную группу имеется своя логика, которая убеждает не только в сходствах авторитаризма  и тоталитаризма, но и в их типологическом своеобразии.      

Понятие    тоталитаризма   происходит от латинских слов    «TOTALITAS» - цельность, полнота и «TOTALIS» - весь, полный, целый. Обычно  под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.      

Тоталитарными являются режимы, при  которых :

1) Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе.

2) Партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

3) Доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

4) При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

5) Подавление личности, ущемление ее прав, препятствие ее свободному развитию.

6) Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением.

7) Огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и других).

8) Личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях.

9) Не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отдается предпочтение одной из религий или полностью отрицается религиозное мировоззрение.

Отметив некоторые главные особенности  политической системы тоталитаризма, приступим к рассмотрению ее структуры  и основных принципов, на базе которых  строятся как ее отдельные элементы, так и сама политическая система  в целом.

Прежде всего, выясним, какую основную задачу выполняет политическая система  тоталитаризма. Если при конституционной  демократии задача политической системы  состоит в том, чтобы примирять  и совмещать интересы различных  общественных групп и разрешать  конфликты между ними цивилизованными  и демократическими методами, то при тоталитаризме политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу, то при тоталитаризме общество служит политической системе.          

Но все же не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.         

Первые тоталитарные режимы  были сформированы после  первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Классическими тоталитарными государствами  были гитлеровская Германия и СССР. Причем политический режим в бывшем Советском Союзе имел такие этапы: период военного коммунизма 1917-1921 гг. (тоталитарно-авторитарный тип политического режима); 1921-1929 гг. (авторитарный режим); 1929- 1956 гг. (тоталитарный режим), 1956-1985 гг. (исчезли признаки классического  тоталитаризма, но в основном режим  оставался тоталитарным). Упадок эпохи  тоталитаризма в СССР начался  со времен так называемой горбачевской перестройки, когда рухнул “железный  занавес” идеологического монизма  и закрытости общества.

Таким образом тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.    

 

 

   Выводы по второй главе          

Итак, в этом исследовании преимущественное внимание было отведено классификации  политических режимов на демократические, авторитарные и тоталитарные. Такой подход вполне обоснован, учитывая то место, которое данная классификация занимает в политической науке. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что это — лишь рамочная классификация, помогающая организовать многообразие имеющихся в политической науке концепций, сформулировать самое общее представление о том или ином политическом устройстве.

Заключение          

 

 

         Итак, в заключение данного  исследования подведем итоги по проделанной  работе:         

Категории политического режима и  формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении  с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в  том, что:         

1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными  политическими режимами (демократическое  государство не может быть  абсолютной монархией, в авторитарном  режиме нет парламентаризма);         

2) политический режим показывает  действительное содержание той  или иной формы государства  (с точки зрения государственного  устройства и России, и США  относятся к федерациям, но Россия  как федерация мало чем отличается  от жесткого централизованного  государства);         

3) Политический режим как элемент  формы государства обусловливает  и остальные характеристики государственного  устройства, в первую очередь влияя на форму правления.         

Политический режим – это  сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый  ряд динамических аспектов государственной  жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется  возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом  разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим  разделения властей; по статусу и  роли армии в обществе – военный  и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Общепринятой же является классификация политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный виды режимов.          

Информация о работе Понятие и виды политико-правовых режимов