Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:07, курсовая работа
Цель ─ раскрыть содержание, характерные черты и последствия политики протекционизма в конкретной отрасли; объяснить двойственность отношения к политике протекционизма.
Данная цель может быть достигнута постановкой следующих задач:
─ изучить и раскрыть теоретические аспекты протекционистской политики;
─ проанализировать меры протекционистской политики, применяемые в области автомобильной промышленности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и виды протекционистской политики 5
1.2 Меры протекционистской политики 6
1.3 Преимущества и недостатки протекционистской политики 8
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА МЕСТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ 12
2.1. Общая схема протекционного регулирования в России 12
2.2. Тарифные методы защиты внутреннего производителя 14
2.3. Нетарифные методы защиты внутреннего производителя 17
Заключение 26
Список использованных источников 27
протекционистская политика
На практике
протекционизм развивается и
применяется с периода
Актуальность. В переходный период, действительно, весьма актуальным становится участие государства в области макро и микроэкономических преобразований. Но проведенный анализ позволил выявить несовершенство проводимой политики.
В итоге налицо: ухудшение торгового баланса (увеличение импорта и снижение экспорта), спад производства (в основных отраслях), снижение уровня жизни, рост неплатежей, вынужденной и структурной безработицы.
С ее помощью можно ограничить ввоз импортной продукции, обеспечить валютный контроль (включая запрет внутренней валютной торговли), а также за счет государственных средств способствовать развитию отечественного производства, в частности легкой и пищевой промышленности и др. При этом важным моментом должно оставаться сохранение конкуренции на внутреннем рынке и стимулирование импортозамещающих производств.
Цель ─ раскрыть содержание, характерные черты и последствия политики протекционизма в конкретной отрасли; объяснить двойственность отношения к политике протекционизма.
Данная цель может быть достигнута постановкой следующих задач:
─ изучить и раскрыть теоретические аспекты протекционистской политики;
─ проанализировать
меры протекционистской политики, применяемые
в области автомобильной
Объектом исследования выступает российская автомобильная промышленность.
Традиционный
протекционизм это теория и практика
регулирования внешней
Протекционистские меры необходимы для защиты только возникающих и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.
В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства.
Выделяются следующие виды протекционизма:
─ отраслевой протекционизм,
направленный на защиту возникающих
и оформляющихся отраслей промышленности
и аграрного сектора (молодые
отрасли НТР и сельского
─ скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики;
─ селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» ─ запрет на поставки;
─ интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.
Протекционистская политика - явление нередкое и в экономически развитых странах, которые не испытывают столь жесткого внешнеэкономического давления.
С ее помощью можно ограничить ввоз импортной продукции, обеспечить валютный контроль (включая запрет внутренней валютной торговли), а также за счет государственных средств способствовать развитию отечественного производства, в частности легкой и пищевой промышленности и др. При этом важным моментом должно оставаться сохранение конкуренции на внутреннем рынке и стимулирование импортозамещающих производств.
Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.
Основными и
наиболее распространенными
Тарифы на импорт, или импортная пошлина ─ это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.
Тарифы на импорт
защищают отечественных производителей,
занятых в импортозамещающих
отраслях, конкурирующих с ними,
но отечественные потребители
Введения протекционистских мер защиты требуют от правительства также смежные отрасли, связанные с конкретной отраслью технологической цепочкой и поставляющие ей сырье и материалы. В связи с этим различают номинальный и фактический уровни тарифов на импорт.
Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли ─ величина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли будет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень тарифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.
Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.
В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественно производство сокращается. В результате величина экспорта падает. Отрицательный эффект, ощущаемый отечествёнными производителями, настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его. Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок таможенных пошлин.
Таможенная пошлина ─ это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости.
Современные государства активно применяют другие меры, следуя идее протекционизма. Ниже приведены основные методы нетарифного (беспошлинного) ограничения:
─ импортные квоты;
─ государственная монополия на внешнюю торговлю;
─ экспортные субсидии.
Экспортно-импортные квоты ─ наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование ─ ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.
Квотирование ограничивает объемы внешней торговли определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.
Импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.
Недостатки протекционистской политики заключаются в следующем.
Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Над стремлением к прогрессу, инновациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными доходами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто определяется не общенациональными экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных интересов, пользующихся лоббистской поддержкой политических и парламентских кругов.
Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.
В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.
В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были «выданы костыли», то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.
В-пятых, политика протекционизма
усиливает межгосударственное соперничество
и несет потенциальную угрозу
международной стабильности и безопасности.
Она ослабляет узы
Социально-политические преимущества протекционизма заключаются в следующем.
Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая в случае отказа от протекционистских мер будет поставлена под угрозу узкой специализации экономики. Последняя подвергает страны высокому риску не только в случае войны, но и в периоды обострения международных отношений. Поэтому страна должна развивать у себя стратегические виды производства, в первую очередь сельское хозяйство и пищевую промышленность, а также отрасли, необходимые для национальной обороны (металлургия, некоторые виды химической промышленности и т. п.). Это веский довод, особенно в том, что касается сельского хозяйства.
Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в более богатых странах в их конкурентной борьбе со странами, где уровень жизни значительно ниже.
В-третьих, в возможности сохранить с его помощью некоторые социальные классы и виды деятельности (например, крестьянство, традиционные национальные промыслы), предотвратить депрессию и спад (например, в угольной промышленности и т. п.).
В-четвертых, в
возможности достижения определенных
политических целей в отношениях
с другими государствами. Международные
экономические санкции против СССР,
последовавшие после ввода
Экономические аргументы в защиту протекционистских мер, в которых есть рациональное зерно, сводятся главным образом к соображениям максимизации реального дохода, достигаемой за счет их применения.
Первый аргумент - с помощью импортных пошлин страна может улучшить условия торговли и в результате увеличить экономический выигрыш. Однако это возможно лишь в ситуации, когда спрос на товар более эластичен, чем его предложение, и тогда рост цены придется в основном на производителя, а доход от пошлины пополнит государственный бюджет. Кроме того, для эффективности этой меры необходимо, чтобы:
─ страна-экспортер не имела возможности выхода на другие рынки сбыта своего товара;
─ ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных товаров;
─ снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит новый тариф.
Второй аргумент - протекционистские меры защищают промышленность на этапе ее зарождения и роста. Третьим экономическим аргументом в защиту протекционизма служит его роль в повышении уровня занятости национальных ресурсов.
Однако успех такой политики маловероятен, если она станет использоваться не одной страной, а несколькими. Стимулирование собственного экспорта за счет сокращения импорта из других стран рано или поздно создало бы тупиковую ситуацию, поскольку означало бы прекращение всякой торговли.
Четвертый аргумент в защиту протекционизма связан с попыткой смягчить кризис в отраслях, испытывающих экономические трудности. Существенные изменения спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынках могут наносить ощутимый удар по ряду отраслей.
Информация о работе Понятие и виды протекционистской политики