Понятие и виды протекционистской политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель ─ раскрыть содержание, характерные черты и последствия политики протекционизма в конкретной отрасли; объяснить двойственность отношения к политике протекционизма.
Данная цель может быть достигнута постановкой следующих задач:
─ изучить и раскрыть теоретические аспекты протекционистской политики;
─ проанализировать меры протекционистской политики, применяемые в области автомобильной промышленности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и виды протекционистской политики 5
1.2 Меры протекционистской политики 6
1.3 Преимущества и недостатки протекционистской политики 8
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА МЕСТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ 12
2.1. Общая схема протекционного регулирования в России 12
2.2. Тарифные методы защиты внутреннего производителя 14
2.3. Нетарифные методы защиты внутреннего производителя 17
Заключение 26
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Протенционистская политика России Али.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА МЕСТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 
НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ

2.1. Общая  схема протекционного регулирования в России

 

Сегодня Россия уже подключилась к использованию  протекционистских мер. Между тем имеющаяся практика является еще довольно бедной, что позволяет говорить о зачаточном состоянии протекционистской политики в России. По сравнению с большинством стран Россия не отличается высокой последовательностью в проведении мер по защите местного производителя.

Под протекционизмом (protectionism) понимается государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной  конкуренции путем использования  тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

— коллективный — проводится объединениями стран в отношении стран в них не входящих;

— скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики;

— селективный — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

— отраслевой — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство. В России меры протекционизма регулируются следующими документами:

— Таможенный кодекс РФ;

— ФЗ от 08 декабря 2003 г. №1 64 (ред. 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Ниже мы рассмотрим действующую систему мер российской протекционистской политики более  подробно. Для удобства основные методы и инструменты торговой политики в России представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Методы  и инструменты протекционистской  политики России

Методы

Инструменты

Вид ограничения

Основные  регламентирующие документы

Таможенная  пошлина 

Обязательный  взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или  экспорта.

1. ФЗ от 21 мая  1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»  (посл. ред. — от 10.11.2006 № 191-ФЗ); 2. Постановление Правительства РФ  от 30 ноября 2001 г. «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

Тарифная  квота 

Ограничения на количество товаров, в отношении  которых применяется обычная  таможенная пошлина.

Объем тарифных квот устанавливается Правительством РФ ежегодно.

Квотирование / контингентиро-вание

Квота — ограничения на количество товаров, при превышении которых перемещение товаров через таможенную границу РФ не допускается. 
Контингент — квота, носящая сезонный характер.

1. ФЗ от 08 декабря  2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара» (в ред. ФЗ от 30.12.2006 г. № 280-ФЗ); 
2. Объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно.

Лицензирование

Регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

1. Постановление  Правительства РФ от 09 июня 2005 г.  № 364 «Об утверждении положений  о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и формировании и ведении федерального банка выданных лицензий».

Специальные защитные меры — меры по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ.

Импортная квота — ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости.

1. ФЗ от 08 декабря  2003 г. № 165-ФЗ «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товара»  (в ред. ФЗ от 30.12.2006 г. № 280-ФЗ).  
Вводятся в действие по решению Правительства РФ после специального расследования.

Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Антидемпинговые меры — меры по противодействию демпинговому импорту.

Антидемпинговая пошлина — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины

1. ФЗ от 08 декабря  2003 г. № 165-ФЗ «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара» (в ред. ФЗ от 30.12.2006 г. № 280-ФЗ). 
Вводятся в действие по решению Правительства РФ после специального расследования.

 

Компенсационные меры — меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики.

Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

1. ФЗ от 08 декабря  2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара» (в ред. ФЗ от 30.12.2006 г. № 280-ФЗ).  
Вводятся в действие по решению Правительства РФ после специального расследования.

 

Технические барьеры

Препятствия для  импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; 
ФЗ РФ от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений»; 
ФЗ РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».

Государственные закупки

Скрытый метод  торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм.

ФЗ РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд». Для Москвы: 
Закон г. Москвы от 15 мая 2002 г. № 26 «О городском государственном заказе».

Требования о содержании местных компонентов

Скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая  должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.

Постановления Правительства  РФ.


Источник: [1—3; 6; 8].

 

  2.2. Тарифные методы защиты внутреннего производителя

Как известно, тарифное регулирование представляет собой стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ, а именно: определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при осуществлении экспортно-импортных операций.

Основным элементом механизма  тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющий размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины.

Таможенная  пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (п. 5 ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Порядок уплаты таможенной пошлины устанавливается Таможенным Кодексом РФ.

Особенности расчета  таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 4) предусмотрены 3 вида ставок:

а) адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины — устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара;

б) специфическая ставка таможенной пошлины — устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины — включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров.

Практически всеми  странами мира импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на тех из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Для России наиболее актуальны следующие аргументы:

1. Защита молодых отраслей. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производство, повышает его эффективность, снижает себестоимость продукции.

2. Тариф как средство стимулирования отечественного производства. Таможенный тариф на ввозимую продукцию дает определенный бонус местным производителям, особенно если местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии. Его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень населения, возникнут социальные трения.

3. Тариф как важный источник  бюджетных доходов. Разновидностью таможенных пошлин могут служить тарифные квоты, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа; при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Сегодня Россия достаточно хорошо освоила тарифные методы защиты местного производителя  и имеет «богатую» систему законодательных и подзаконных актов, регламентирующих ввоз иностранной продукции. Однако тарифные методы в условиях глобализации становятся все менее популярными и вызывают недовольство многих международных организаций. Помимо этого, тарифные методы относятся к разряду «грубых» методов регулирования, которые слишком заметны и действуют раздражающе на мировое экономическое сообщество. Более обширная регулятивная база характерна все же для нетарифных методов регулирования доступа иностранного производителя на территорию России. И именно этим методам, на наш взгляд, принадлежит будущее российской системы регулирования отношений местных и зарубежных производителей.

 

  2.3. Нетарифные методы защиты внутреннего производителя

 

Нетарифные  ограничения — это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер — не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

1. Количественные ограничения. Количественные ограничения — административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения, регулирующие импорт, включают квотирование (контингентирование) и лицензирование.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений  является квота или контингент. Эти  понятия имеют практически одно и тоже значение с той лишь разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квоты — количественные ограничения на перемещение товаров через таможенную границу РФ определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Виды квотируемых товаров и размер квот устанавливаются Правительством РФ.

При принятии решения  о введении квоты Правительство  Российской Федерации определяет метод  распределения квоты и в соответствующем  случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. В случае, когда при установлении импортных квот проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств (так называемый исторический принцип). Объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

В Российской Федерации  лицензирование во внешнеэкономической  деятельности осуществляется в следующих  случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров (квоты).
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных или растений.
  3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
  4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные  меры применяются в целях защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом (импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара) или субсидируемым импортом (импорт товара, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства) на таможенную территорию Российской Федерации.

Антидемпинговая мера — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая пошлина применяется при введении меры по противодействию демпинговому импорту.

Компенсационная мера — мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства Российской Федерации посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная пошлина — пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Специальная защитная мера — мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации, которая применяется по решению Правительства Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Импортная квота — ограничение импорта товара в отношении его количества и (или) стоимости.

Специальная пошлина — пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Данные виды пошлин вводятся только после расследования, проводимого в целях установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию России и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенного замедления создания отрасли российской экономики. Полномочия по проведению расследования возложены на Министерство экономического развития и торговли РФ.

Следует отметить, что при нынешнем положении дел  антидемпинговое законодательство в России не может считаться действенным инструментом защиты внутреннего рынка, т. к. во многих случаях оно приводит к экономико-правовым коллизиям. Например, ввоз в страну товара по мировым ценам почти наверняка будет губительно сказываться на отечественном производителе, у которого издержки производства и цены будут выше. Однако в этом случае никакого демпинга со стороны иностранных производителей нет, т. к. их цены соответствуют мировым стандартам. В этом случае антидемпинговые инструменты оказываются малоэффективными. Если же при установлении эталонной цены ориентироваться на внутренние цены, то почти все товары всех развитых стран автоматически попадают в разряд демпинговых, что само по себе абсурдно. В этом случае антидемпинговые инструменты провоцируют правовые споры между Россией и другими странами без шансов на выигрыш. Такие меры всегда будут трактоваться как «грубая» защита нерадивого производителя, не способного поднять эффективность своей деятельности до среднемирового уровня. В этой связи можно утверждать, что антидемпинговое законодательство может служить эффективной защитой местного производителя только в развитых странах, где эффективность производства находится на довольно высоком уровне. Россия к числу таких стран не относится.

Информация о работе Понятие и виды протекционистской политики