Понятие и виды протекционистской политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Цель ─ раскрыть содержание, характерные черты и последствия политики протекционизма в конкретной отрасли; объяснить двойственность отношения к политике протекционизма.
Данная цель может быть достигнута постановкой следующих задач:
─ изучить и раскрыть теоретические аспекты протекционистской политики;
─ проанализировать меры протекционистской политики, применяемые в области автомобильной промышленности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Понятие и виды протекционистской политики 5
1.2 Меры протекционистской политики 6
1.3 Преимущества и недостатки протекционистской политики 8
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА МЕСТНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РЫНКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ 12
2.1. Общая схема протекционного регулирования в России 12
2.2. Тарифные методы защиты внутреннего производителя 14
2.3. Нетарифные методы защиты внутреннего производителя 17
Заключение 26
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Протенционистская политика России Али.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

2. Скрытые методы торговой политики. Существует значительное число видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

  1. Технические барьеры. Это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

В Российской Федерации  наибольшее распространение получили такие барьеры технического характера, как: требования о соблюдении национальных стандартов; о получении сертификатов качества импортной продукции; о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды; о специфической упаковке и маркировке товаров; о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и другие.

Технические стандарты  широко используются в международной  и российской практике, что вызвано объективными требованиями производства и потребления: при определении диаметра газовых и водопроводных труб, напряжения и частоты электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и т. д.

Другая группа технических барьеров связана с инспекцией и проверкой качества товаров. Они применимы при поставках средств транспорта, электрооборудования, электрических приборов, приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.

Технические барьеры  связаны и с применением мер по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.

Следующая группа технических барьеров — введение санитарно-гигиенических норм и требований здравоохранения. Они применяются в отношении импорта пищевых товаров, сельскохозяйственных продуктов, парфюмерии и других товаров. Особенно жесткие требования применяются в отношении ввоза медикаментов. Как правило, санитарно-гигиенические нормы едины как для иностранных, так и для местных товаров.

Нетарифными барьерами  являются и требования к упаковке и маркировке. Эти требования устанавливаются национальным законодательством страны импортера и определяют размеры, вес и форму упаковки, объем информации, который должна содержать маркировка товара, и другие особенности.

  1. Политика в рамках государственных закупок. Это скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм.

Классические  задачи такой политики — защитить отечественного производителя и сохранить рабочие места. При проведении закупок государство, как правило, стремится предоставить преференции отечественным поставщикам. Дискриминация против иностранных поставщиков может быть как открытой, так и скрытой.

В России 1 января 1996 г. вступило в силу соглашение по государственным закупкам, основные принципы которого состоят в том, что ГЗ должны осуществляться на основе правил о национальном режиме и отсутствии дискриминации. Видимо, этим фактом объясняется то, что в России меры скрытого протекционизма в форме преференциальных ГЗ слабо представлены в хозяйственной практике. Между тем некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Например, закупки продовольственных товаров регулируются ФЗ РФ от 25 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Как это ни парадоксально, но в наиболее развитой форме элементы протекционистской политики на рынке  ГЗ в России представлены на уровне регионального законодательства. Так, в Москве действует закон г. Москвы от 15.05.2002 № 26 «О городском государственном заказе». В соответствии с этим документом участвовать в конкурсе может любой желающий, хотя предусмотрены следующие преференции:

— Преимущества учреждениям уголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов — в размере до 15 % от предлагаемой цены контракта;

— Государственные  заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов  малого предпринимательства в размере 15 % общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты (за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства);

— Перечень указанных товаров, работ, услуг и их предельная цена (цена лота) устанавливаются Правительством РФ;

— Проведение специализированных торгов возможно после выхода постановления  Правительства Москвы с перечнем указанных товаров, работ, услуг.

Кроме того, предприятиям присваиваются звания: «Поставщик продовольствия для нужд города Москвы», «Предприятие городского значения». Видимо, такие звания выступают в качестве метода скрытого протекционизма.

На муниципальном  уровне имеет место стихийная  практика защиты отечественного производителя. Типичный и наиболее яркий пример: сотрудники ДЕЗов при установке жильцами счетчика воды, выдают перечень фирм (4—5 наименований), из которых жильцы могут выбирать для себя наиболее подходящую. Похожая ситуация и с электросчетчиками. В основе такой практики лежит наличие у ДЕЗов с указанными в списке фирмами договора на обслуживание. Такой механизм напоминает американскую систему размещения государственных заказов в оборонном секторе, где распорядитель бюджетных средств может потратить их только на покупку продукции у строго ограниченного числа отечественных компаний. Однако в России данный принцип пока законодательно никак не закреплен.

  1. Требование о содержании местных компонентов. Скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Данный механизм с его возможными модификациями практически не находит применения в России, в то время как он мог бы эффективно применяться и при производстве автомобилей, и при производстве иной машиностроительной продукции.

В последнее  время политика протекционизма в  России все активней проявляет себя на уровне регионов. Так, руководитель администрации Курганской области В. Серков намерен развивать политику протекционизма в отношении местных сельскохозяйственных производителей. Для стимулирования промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих товары местного производства, в области планируется использовать меры кредитно-финансовой поддержки, что даст возможность местным товаропроизводителям нормально конкурировать на внутреннем рынке. Для социальных нужд будут проводиться закупки сельскохозяйственной продукции путем формирования и конкурсного размещения муниципальных заказов, а также с использованием фьючерсных форм сделок с конкретными крестьянскими хозяйствами. Администрация города планирует предоставлять помещения в аренду на льготных условиях тем хозяйствующим субъектам, кто действует в сфере заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции. Однако это пока проекты, не вышедшие на уровень конечной реализации и не получившие в России должного тиражирования.

 

Заключение

Выполненное в  данной работе исследование положения на российском рынке государственных закупок показывает, что в настоящее время имеет место нарастание экспансии иностранных компаний. Данный факт является весьма тревожным и требует должного осмысления.

Реакцией на такой ход событий должна стать либо активизация борьбы российского производителя за свое место на отечественном рынке, либо активизация государства по защите своего производителя от давления со стороны иностранных конкурентов. На наш взгляд, более желательным является ответ первого типа, однако если будет выбрана другая альтернатива, то регулирующие органы могут воспользоваться собранным авторами материалом для выработки взвешенной протекционистской политики на рынке государственных закупок с учетом многообразного зарубежного опыта.

 

Список  использованных источников

  1. Таможенный кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. 02.02.2006) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. № 165-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2006 г. № 280-ФЗ) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара».
  4. www.export.by (Интернет-портал информационной поддержки экспорта Республики Беларусь).
  5. www.zakupki.gov.ru (Официальный Интернет-сайт Российской Федерации о государственных закупках).
  6. www.tamognia.ru (Интернет-портал информационной поддержки участников внешнеэкономической деятельности).
  7. www.wto.org (Официальный Интернет-сайт ВТО).
  8. Молочко В., Береснева Е., Житковский В. Государственные закупки: принципы, законодательные нормы и институциональные схемы. 2003 // http://gz.murman.ru/files/download/100126728/gos_zakup.pdf.
  9. www.rost.ru (Официальный Интернет-сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике).
  10. www.roszdravrf.ru (Официальный Интернет-сайт Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию).
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

 


Информация о работе Понятие и виды протекционистской политики