Понятие и виды закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи, с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, признаки и виды закона………………6
1.1 Понятие закона и его признаки…………………………...6
1.2 Виды закона………………………………………………...8
1.3 Юридическая сила закона………………………………....14
Глава 2. Законодательный процесс…………………………16
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ………………...16
2.2 Субъекты законодательной инициативы………………….22
Глава 3. Соотношение закона и законодательства……….24
3.1 Понятие законодательства в широком смысле…………...24
3.2 Понятие и виды подзаконных актов……………………….25
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта………………..27
Заключение ……………………………………………………..30
Список используемой литературы ………………………….32

Файлы: 1 файл

Виды законов.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

содержание

 

Введение………………………………………………………..3         

Глава 1. Понятие, признаки и виды закона………………6

1.1 Понятие  закона и его признаки…………………………...6

1.2 Виды  закона………………………………………………...8

1.3 Юридическая  сила закона………………………………....14

 

Глава 2. Законодательный процесс…………………………16

2.1 Стадии  законодательного процесса в  РФ………………...16

2.2 Субъекты  законодательной инициативы………………….22

 

Глава 3. Соотношение закона и законодательства……….24

3.1 Понятие  законодательства в широком смысле…………...24

3.2 Понятие  и виды подзаконных актов……………………….25

3.3 Соотношение  закона и подзаконного акта………………..27

 

Заключение ……………………………………………………..30

Список используемой литературы ………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи, с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.

Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который формулируется в правовых нормах, образующих правовое поле, охватывающее большинство сфер человеческой деятельности. Человек постоянно соприкасается с зафиксированными в этих нормах (правилах) требованиями, запретами и дозволениями. Закон, выступая гарантом прав и свобод человека, принуждает его к соблюдению, исполнению и применению установленных в нем положений.

По мере стремительного развития и усложнения социальных отношений государство расширяет границы своего регулирующего воздействия.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время общественные отношения, быстро меняющиеся в постиндустриальном обществе, требуют интенсивного законотворчества. В условиях политических и экономических реформ, проводимых в России, проявляются не только проблемы обновления, улучшения законодательства, но и возникает широкий круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать новые экономические и социальные программы. В нашей стране взят курс на формирование правового государства, поэтому необходимо формирование принципиально новых правовых институтов, отвечающих его критериям. В связи с этим повышается роль в государственной и общественной жизни основного источника права – закона, устанавливающего легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов.

Существует множество видов форм (источников права), но на протяжении столетий закон является важнейшим основанием, где содержатся правовые нормы и откуда берутся сведения о содержании этих правовых норм.

Проблема закона как источника права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место в не столь далеком прошлом, явились, в том числе, и следствием отступления от принципа верховенства закона. Создавая законы, неспособные прижиться в обществе, противоречащие друг другу и общественной системе в целом, государственная власть ослабляет свой авторитет, снижает степень общественного доверия.

Объектом исследования является процесс законотворчества, начиная от выработки первоначальной концепции правового акта, разработки проекта и его обсуждения с учетом мнений и интересов различных социальных групп, адаптации в существующую правовую систему, до практического применения правового акта, на основании этого Предметом исследования является закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

Основной целью курсовой работы является исследование существующих в юриспруденции подходов к пониманию закона как источника права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    • рассмотреть понятие, признаки и виды законов, их юридическую силу и место в системе нормативных актов;
    • проанализировать законодательный процесс: осуществление законодательной инициативы, рассмотрение законопроектов, особенности принятия и прохождения законов и других нормативно-правовых актов вплоть до их введения в действие;
    • исследовать соотношение закона и законодательства: понятие законодательства в широком смысле, понятие, виды и признаки подзаконного акта, и его соотношение с законом.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЗАКОна

1.1 Понятие закона и его признаки

 

Для того чтобы успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение. Такой формой, с помощью которой воля становится правовой нормой, обозначают термином «источник права». Закон как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме уже в 5 веке до н.э. существовал «Закон 12 таблиц», который являлся кодификацией римского национального права.

И до сих пор, на протяжении длительного времени закон как форма (источник) права привлекает к себе внимание многих правоведов. Прилагались огромные усилия для изучения его природы, признаков, видов, характера, социальной роли и назначения. Вместе с появлением государства появлялась и необходимость в законах, которые бы регулировали наиболее важные общественные отношения и подкреплялись силой государственного принуждения.

Закон вместе с обществом и государством находится в постоянном формировании и развитии, дополняется и изменяется. Вырабатываются и формируются взгляды о нем, о его отдельных характеристиках и чертах. За многие столетия выработалось определенное представление о данном явлении. Но вместе с тем, это не означает, что о законе известно все, и современным исследователям и ученым в данной области не осталось поле для деятельности.

В узком значении слова «закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»1. Или: «в юридическом смысле закон – это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений»2.

Г.Ф. Шершеневич писал: «Закон – это норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке»3. Иногда же закон рассматривается в более широком смысле - как синоним понятия законодательство. В этом случае под законом подразумевают всю совокупность берущих основу от государства в лице всех его законодательных органов нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чём не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных  актов, придавая ему качество верховенства.4

Верховенство закона в свою очередь означает:

    • в случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон, как акт большей юридической силы;
    • никто не вправе отменить или изменить закон кроме самого органа, его издавшего.
    • все остальные правовые акты должны быть основаны на законах, соответствовать им, не противоречить;
    • законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа.

1.2 Виды закона

 

Хотя законы схожи между собой по месту и роли в системе права, способу принятия, юридической силе, тем не менее, они значительно отличаются друг от друга. Что позволяет нам классифицировать их по определенным видам. Существует несколько критериев классификации законов.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм в Российской Федерации различают конституционные и обыкновенные законы, или текущие. К первым причисляют, прежде всего, сами конституции и законы, благодаря которым могут вноситься дополнения и изменения в содержание конституции, а также те законы, необходимость издания которых предусмотрены самой конституцией.

Конституция – «это основной закон государства, основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция является юридической базой всего текущего законодательства»5.

Центральное место Конституции РФ в правовой системе состоит в том, что она:

    1. принимается народом (или от имени народа)

12 декабря 1993 г. было проведено всенародное  голосование, в результате которого  был одобрен проект новой Конституции;

    1. имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является единственным источником власти и носителем суверенитета. Смысл учредительной власти состоит вправе утверждать основы общественного и государственного устройства;

    1. обладает высшей юридической силой

Об этом прямо сказано в ст. 15 Основного закона России. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция РФ применяется на всей территории Российской Федерации и имеет прямое действие. Все остальные законы и иные правовые акты, обладающие меньшей юридической силой, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции;

    1. является основной для всех иных источников права

Особенностью Конституции РФ, в отличие от иных нормативно-правовых актов, является ее распространенность на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную и др., в рамках которых она регулирует базовые, фундаментальные основы общественных отношений;

    1. имеет прямое действие и всеохватывающий характер

Это объясняется тем, что принципы и положения Конституции РФ играют наставляющую роль для всей системы законодательства и системы права. Конституция устанавливает и регулирует, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, режим и процедуру принятия законов, их юридическую силу;

    1. отличается особым порядком охраны, принятия и пересмотра её положений, а также специальной процедурой внесения поправок

В Конституции Российской Федерации задействована вся система органов государственной власти. «Конституционный Суд Российской Федерации – это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»6. Он разбирает дела, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Федерации.

Как явствует из Конституции РФ, она может быть подвергнута пересмотру, а также в неё могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Правом на внесение предложений о пересмотре и поправках положений Конституции РФ пользуются:

    1. Президент РФ;
    2. Правительство РФ;
    3. Совет Федерации;
    4. Государственная Дума;
    5. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
    6. Группа численностью не менее '/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от всего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные органы не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации одобрят данный закон, он направляется Президенту РФ для подписания и официального опубликования.

К числу конституционных законов причисляют, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена Конституцией. Вследствие этого для их принятия необходимо как минимум квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 от голосов депутатов парламента. Для конституционных законов определена более сложная процедура их прохождения и принятия в парламенте по сравнению с простыми законами. В статье 108 Конституции РФ сказано, что на принятый конституционный закон невозможно наложение вето Президента.

Информация о работе Понятие и виды закона