Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:37, курсовая работа
Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи, с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).
Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, признаки и виды закона………………6
1.1 Понятие закона и его признаки…………………………...6
1.2 Виды закона………………………………………………...8
1.3 Юридическая сила закона………………………………....14
Глава 2. Законодательный процесс…………………………16
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ………………...16
2.2 Субъекты законодательной инициативы………………….22
Глава 3. Соотношение закона и законодательства……….24
3.1 Понятие законодательства в широком смысле…………...24
3.2 Понятие и виды подзаконных актов……………………….25
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта………………..27
Заключение ……………………………………………………..30
Список используемой литературы ………………………….32
Другое, одно из главных свойств актов данной группы, состоит в том, что система подзаконных нормативных правовых актов имеет иерархическую структуру, основанную не столько на иерархии органов, сколько на нормативно закрепленном положении нормативных правовых актов того или иного органа в системе всех нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Это акты особого юридического качества, все они находятся «под» законом. Приставка «под» в данном термине указывает на подчиненное положение одного предмета от другого.
Однако подзаконность данной группы нормативных правовых актов вовсе не означает их юридическую «необязательность». Все эти акты обладают необходимой юридической силой, они также как и законы обязательны для исполнения. Разница только в том, что их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно, к примеру, для федеральных законов.
Помимо иерархической зависимости выделяется и материальная (содержательная) зависимость всех подзаконных нормативных правовых актов от закона, выражающаяся в том, что закон регулирует все наиболее важные, принципиальные отношения (первичное регулирование), а все остальные отношения регулируются всеми остальными нормативными правовыми актами меньшей юридической силы (вторичное регулирование). Существование сферы вторичного регулирования обусловлено тем, что после принятия, к примеру, федерального закона органы, наделённые различной компетенцией, издают нормы более подробной регламентации, без которых невозможно реализовать предписания федеральных законов. Помимо этого, принимаются также нормы, распределяющие обязанности между различными подразделениями, службами по своевременному исполнению федерального закона, порядок взаимодействия с гражданами, приоритетные формы этого взаимодействия, процедурные вопросы принятия правовых и управленческих решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показывает, что данная тема «Понятие и виды закона» рассматривается довольно широко. В результате изучения этой проблемы был получен материал, анализ которого позволил заключить:
1) Закон
регулирует наиболее важные
2) В зависимости
от значимости содержащихся
3) Центральное место в правовой системе отводится конституции. Она является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой в государстве, которая закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти, отличается относительной стабильностью, является базой для текущего законодательства, а также, отличается особым порядком принятия и изменения.
4) Законодательный
процесс регламентированный
В то же время целый ряд конкретных вопросов, связанных с соотношением закона и подзаконного акта остается мало разработанным.
Правовое регулирование в современных государствах, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений, осуществляется не только одними лишь законами, но и другими видами нормативных правовых актов. Они призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. Эти нормативные правовые акты условно объединяют понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Они развивают и конкретизируют положения законов и содержат значительную часть всех правовых предписаний.
Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют различную юридическую силу, различную форму, но все они, в массе своей, находятся в иерархической зависимости от закона. Они также как и законы обязательны для исполнения, но их юридическая сила не имеет того верховенства, как это характерно для законов.
Но, несмотря на это, закон объективно признаётся основным источником права. Он регулирует все наиболее важные, принципиальные общественные отношения. Это вызвано такими существенными преимуществами закона, как устойчивость, стабильность, большая четкость изложения материала, длительность существования и действия. Помимо этого, закон наделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. Остальным же источникам права отводится хотя и существенная, но все же вторичная роль. Они обладают меньшей юридической силой.
Благодаря своим преимуществам, закон выступает главным регулятором общественных отношений и гарантом законности и правопорядка. Таким образом, можно сделать вывод, что закон, имеет исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве.
Список использованной литературы
1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 2001. С. 182
2 Пиголкин А.С. Теория государства и права. - М., 2006. С. 410
3 Цит. по: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Юрист, 1999. С. 381
4 Малько А.В. Теория государства и права. – М.: КНОРУС, 2007. С. 161
5 Ларин А.Ю. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов.– М.: Книжный мир, 2005.С. 355
6Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде РФ" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
7 Собрание законодательства Российской Федерации от 20.10.1995. № 47. Ст. 4472. С изм. и доп. опубликован СЗ РФ от 01.01.2001.. № 1. Ст. 2.
8 Марченко М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: 2003. С. 513
9 Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. – М.: 1908. С. 94
10 Малько А.В. Указ. соч. С. 187-188
11 Трубецкой Е.Н. Указ. соч. С. 90.
12 Конституция Российской Федерации. Ст. 104, ч. 1.
13 Иванец Г.И. и др. Конституционное право России: энциклопедический словарь./ Под ред. В.И. Червонюка. — М.,2002.
14 Додонов В.Н и др. Большой юридический словарь.- М., 2001.С. 228
15 Петрунин Ю.Ю. Обществознание. – М.: КДУ, 2008. С. 443
16 Малько А.В. Указ. соч. С. 163