Понятие и виды закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Испокон веков в любом государстве возникала необходимость регулирования общественных отношений, в связи, с чем принимались соответствующие правовые решения. Наиболее важные и устойчивые общественные отношения регулировались законами, занимающими ведущее место в правовой системе.
Исторически закон пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в древнем Риме, Русская Правда на Руси и др.).

Содержание работы

Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, признаки и виды закона………………6
1.1 Понятие закона и его признаки…………………………...6
1.2 Виды закона………………………………………………...8
1.3 Юридическая сила закона………………………………....14
Глава 2. Законодательный процесс…………………………16
2.1 Стадии законодательного процесса в РФ………………...16
2.2 Субъекты законодательной инициативы………………….22
Глава 3. Соотношение закона и законодательства……….24
3.1 Понятие законодательства в широком смысле…………...24
3.2 Понятие и виды подзаконных актов……………………….25
3.3 Соотношение закона и подзаконного акта………………..27
Заключение ……………………………………………………..30
Список используемой литературы ………………………….32

Файлы: 1 файл

Виды законов.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам жизни общества: политической, экономической, духовной, социальной. Как и все остальные законы, они обладают высшей юридической силой, но не могут противоречить Конституции и конституционным законам. Так обеспечивается целостность всей законодательной системы и последовательное проведение в ней базовых политических и правовых начал, которые сформулированы в Конституции и конституционных законах. Основная задача специального органа правосудия - Конституционного Суда - заключается в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, и других нормативных - юридических актов.

Обыкновенные законы делят на две основные группы: кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (стержневые начала) законодательства РФ и кодексы. Основы – это федеральный закон, который учреждает принципы и устанавливает общие положения урегулирования сфер общественной жизни или определенных отраслей права. Кодекс - это законодательный акт, в котором совмещены на основании единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли (например, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс).

Россия является федеративным государством, поэтому существует деление законов на федеральные и законы субъектов Федерации. Федеральные законы функционируют на территории всей страны. Федеральный закон обладает большей юридической силой, чем субъект Федерации, и в случае их разногласия применяется федеральный закон. Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»7.

1) федеральные законы принимаются парламентом - Федеральным Собранием - и имеют силу на всей территорию Российской Федерации,

2) законы субъектов Федерации (законы краев, республиканские законы, законы областей, автономных округов и областей). Они принимаются в соответствии с разделением компетенции областями, республиками и другими субъектами РФ и распространяются только на их территорию.

Еще одно деление закона – по отраслям права, оно имеет важное значение. В связи с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее значительную роль в законодательной системе (после конституционных законов) исполняют: процессуальные законы, брачно-семейные законы, административные законы, уголовные законы, законы о труде, земельные законы, природоохранительные законы, гражданские законы, финансово-кредитные законы, законы по социальному обеспечению. Наряду с отраслевыми, существуют еще и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы сразу нескольких отраслей права,  например, нормы гражданского права, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного и других отраслей права.

Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.

Например - законодательство России. Правительство Российской Федерации издает постановления, которые влияют на законы и развитие в них содержащихся положений. Они принимаются наиболее важным вопросам социального, хозяйственного и культурного строительства.

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также Указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила всеобщего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, обязательны для воплощения в жизнь на всей территории Российской Федерации. Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. .80—89).

Вместе с перечисленными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. Это акты центральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, ведомств, министерств) - на уровне Федерации. Республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти – это нормативно-правовые акты на уровне субъектов Федерации. К этим же актам, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации причислены уставы краев и областей, устанавливающие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

 

1.3 Юридическая сила закона

 

«Юридическая сила – определяется положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов. Это обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед иными актами или подчиненность им»8.

Юридическая сила служит критерием классификации нормативно-правовых актов, их подразделяют на две основных группы: законы и подзаконные нормативные акты. В каждой правовой системе определяется иерархия в зависимости от юридической силы, т.е. жесткая система соподчиненности нормативных актов. Издаваемые местного государственного управления и органами местного самоуправления нормативные акты находятся в низу иерархии. Вверху ее находятся издаваемые высшими органами государственной власти нормативные акты (законы, статусы), которые имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим подзаконным актам. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет существенное значение для упорядочения процесса правоприменения и правотворчества, для формирования и поддержания режима законности и конституционности.

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

 Федеральные  законы вступают в силу согласно  закону «О порядке вступления  в силу федеральных законов». Приговор суда вступает в силу  в день вынесения кассационного  определения либо по истечении  срока на его кассационное обжалование, если он не был обжалован.

Пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным.

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Кроме того, утрачивают силу законы и другие акты по решению органов, их издавших. Некоторые документы (в особенности международные соглашения) остаются в силе на протяжении ограниченного срока и по окончании этого срока теряют силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2.1 Стадии законодательного процесса  в РФ

 

Законодательный процесс – «установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу, существенная составная часть всего правотворческого процесса»9.

Законодательная процедура в каждой стране имеет свои особенности, собственно принятие законов характеризует этот процесс в целом. Но везде такой процесс регулируется и закрепляется в конституциях, а также в специальных регламентах, текущих законах, положениях, устанавливающий порядок законодательной деятельности аппарата государства. Кроме законов в правотворчестве существуют подзаконные правовые обычаи, нормативные акты, юридические прецеденты. Вся законодательная процедура строго регламентирована и состоит из совокупности юридически зафиксированных правил, регулирующих принятие законов, порядок подготовки и их опубликования.

Законотворчество – неоднородный, сложный процесс, включающий в себя несколько стадий:

    • законодательная инициатива;
    • обсуждение законопроекта;
    • принятие закона Государственной Думой;
    • одобрение закона Советом Федерации;
    • подписание закона Президентом РФ;
    • опубликование закона.10

В соответствии с регламентом Государственной Думы и статьей 105 Конституции законопроект начинает рассматриваться Государственной Думой. Законопроект обычно рассматривается в 3-ех чтениях (но есть исключение, например проект федерального бюджета - подвергается рассмотрению в 4-ёх чтениях). В 1-ом чтении при рассмотрении проекта анализируется концепция закона, оценивается практическая и жизненная значимость, актуальность и практическое применение, соответствие его основного положения Конституции РФ. Затем, уже после 1-ого чтения есть возможность внесение поправок и дополнений к законопроекту. Законопроект может быть вынесен на всенародное обсуждение Государственной Думой. По вопросам же совместного ведения субъектов РФ и РФ после его принятия в 1-ом чтении адресуются в законодательные органы субъектов РФ для внесения в них (в месячный срок) предложений и замечаний, во время всего этого срока законопроект не может быть принят и рассмотрен во 2-ом чтении. Во втором чтении нижняя палата парламента рассматривает законопроект, дополнения и поправки к нему. Затем осуществляется редакционная поправка законопроекта и устранение всех противоречий. В 3-ем чтении закон принимается уже в окончательной редакции. Федеральные законы (установлено Конституцией РФ) принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральные законы, принятые нижней палатой парламента в течение 5 дней передаются Совету Федерации на рассмотрение.

В верхнюю палату парламента вместе с принятым законопроектом отправляют также сопровождающие материалы: например, стенограмму заседания Государственной Думы по этому вопросу и иные документы, переданные субъектом права законодательной инициативы при внесении этого законопроекта в Думу. К бюджетным, финансовым, налоговым законопроектам обязательно прилагается заключение данное правительством. Отсутствие такого заключения может выступить основанием для отклонения законопроекта Советом Федерации.

Секретариат председателя Совета Федерации, зарегистрировав федеральный закон, поступивший из нижней платы парламента, направляет его «сенаторам». Остальные официальные документы, сопровождающие данный федеральный закон, тоже регистрируются и принимаются на рассмотрение на заседании Совета Федерации совместно с соответствующим законом.

Затем Председатель Совета Федерации (иногда может быть и заместитель Председателя Совета Федерации) определяет комитет, который будет нести ответственность за рассмотрение этого законопроекта. Один комитет выполняет роль ведущего, хотя может рассматриваться несколькими комитетами.

В Совете Федерации обязаны рассмотреть федеральный закон, который поступил из Государственной Думы, в течение 14-и дней (установлено Конституцией ч.4 ст.105). На 1-ом этапе с документом проводится основная работа на комитетском уровне. Комитет, который назначен ведущим в Совете Федерации, обобщает, получает и рассматривает поступившие предложения, замечания и дополнения на собственном заседании.

Рассмотрение законопроекта, принятого нижней палатой, проводится открыто и гласно. На заседание комитета могут присутствовать и приглашаться широкий круг лиц: например, ученые, представители СМИ, инициаторы законопроекта, специалисты-эксперты, сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации, ученые, которые могут предоставить в письменной или в устной форме справку правового характера по разбираемому федеральному закону.

По итогам такой работы делается заключение по принятому нижней палатой парламента федерального закона, которое проводится путем открытого голосования, для принятия требуется большинство голосов от всего числа членов комитета.

Затем, после всей этой процедуры федеральный закон рассматривается на заседании Совета Федерации. Перед началом всех заседаний верхней палаты парламента проходит регистрация членов Совета Федерации (необходимо, чтобы на рассмотрении присутствовало больше половины от числа членов Совета Федерации). Также, возможна дополнительная регистрация перед каждым голосованием.

Раздельное заседание палат парламента не означает их изолированности друг от друга. На заседаниях Совета Федерации могут присутствовать депутаты Государственной Думы (представители Совета Федерации вправе присутствовать на заседании нижней палаты). Возможность участия представителей общественных организаций, государственных органов, различных организаций, научных учреждений, ученых и независимых экспертов-специалистов очень важно. Благодаря этому можно получить необходимые сведенья, провести более детальное обсуждение закона, сделать необходимые заключения по рассматриваемому закону, принятого нижней палатой парламента. Во время экспертной работы можно выявить недостатки и пробелы в законе. Поэтому в Совете Федерации происходит сортировка, принятых Государственной Думой законов с участием представителей различных слоев общества и учетом мнений регионов.

Вопросы, внесенные на рассмотрение палаты, заранее доводятся до Членов Совета Федерации. Они получают информацию, документы необходимые для их деятельности. До начала заседания проекты постановлений, и другие материалы, предоставляются членам Совета Федерации.

Федеральные законы рассматриваются в соответствии с Регламентов Совета Федерации и Конституцией РФ. Обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам кредитного, валютного, таможенного и финансового регулирования, вопросы, касающиеся федерального бюджета,  вопросы войны и мира, а также статуса и защиты границы государства. Верхняя палата парламента обязана рассмотреть федеральный закон, принятый Государственной Думой, в течение 14 дней. Если же Федеральный закон остаётся не рассмотренным в течение этого времени, он считается принятым верхней палатой парламента. Одобренный федеральный закон Советом Федерации передается Председателем Совета Федерации для подписания и опубликования Президенту РФ.

Информация о работе Понятие и виды закона