Понятие источника (форм) права и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находится на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий, требующих углубленной разработки относится и категория «источники права». Источники (формы) права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкого комплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1. Понятие источника и формы права………………………………..стр.6
РАЗДЕЛ 1.1 Понятие источника права………………………………………..стр.6
РАЗДЕЛ 1.2 Понятие формы права…………………………………………..стр.10
ГЛАВА 2. Краткая характеристика основных видов источников права современности…………………………………………………………………стр.14
РАЗДЕЛ 2.1 Правовой обычай………………………………………………..стр.14
РАЗДЕЛ 2.2 Нормативно-правовой акт………………………………………стр.17
РАЗДЕЛ 2.3 Юридический прецедент………………………………………..стр.20
ГЛАВА 3. Нормативный договор и иные источники права………………...стр.23
РАЗДЕЛ 3.1 Нормативный договор………………………………………......стр.23
РАЗДЕЛ 3.2 Иные источники права………………………………………….стр.26
Заключение…………………………………………………………………......стр.29
Библиографический список……………………………….……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА АБДУЛЛАЕВА РУСЛАНА 511 ГРУППА.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

По мнению С. А. Комарова, формы права как понятие  характеризуют связь права с  государством, поскольку именно государственная  воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.

Если содержанием  права является совокупность правил поведения (норм), а его внутренней формой выступают способы образования  каждой отдельной нормы права  и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли. При этом не следует ни сводить право к формам его выражения, ни отрывать его от этих форм.8

Благодаря тому, что форма права зависима и от его нормативности, и от системности, и от общеобязательности, и от определенности, и от юридической обеспеченности, ее считают категорией, парной с содержанием права. Отсюда сущностная и содержательная ценность формы права во всех отношениях - в достижении его целей, организации его содержания, повышении его эффективности и т.д.

Под формой права следует понимать организацию, устройство его собственного содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, вторая - с правовой системой в целом. В специальной литературе справедливо различаются внутренняя и внешняя формы права, хотя известны работы, в которых форма права сводится к его источникам. Причем чаще всего под внутренней формой подразумевают систему права, структуру содержания или систему права и его структуру, а под внешней формой - источники права, систему нормативных правовых актов как выражение официальной социальной воли вовне или способы группирования норм законодателем – систематику права, его кодификацию. Эти суждения, пожалуй, нуждаются в некоторых коррективах.

В частности, содержание права внутренне организовано в виде множества перекрещивающихся систем и структур, образуемых по разным признакам, и его облик меняется в зависимости от этих признаков, уровня и характера связей между элементами системы и структуры. Его внешнее устройство тоже многогранно, представлено в виде опять-таки различных систем юридических источников, имеющих часто неодинаковые структуры и группируемых по целому ряду признаков.

Форма всегда должна быть существенной, она будет лишена всякой ценности, если не будет иметь содержания, поэтому материальные условия жизни общества обуславливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной источник права.9

Кроме того, как во внутренней, так и во внешней форме права далеко не всегда однопланово самое соотношение системы и структуры. Например, на отраслевом уровне его внутренняя форма выражена преимущественно в виде структурированной системы, а в рамках отдельных правовых институтов и норм, наоборот, в виде систематизированной структуры. Кодифицированные юридические акты внешне формированы и структурно, и системно, тогда как применительно к некоторым простым нормативным правовым актам, небольшим по объему, можно говорить только об их структуре. В одних случаях даже диспозиция правовой нормы объединяет два и более нормативных правовых предписания, в других - одно из таких предписаний содержит в себе все структурные элементы нормы. Есть существенные особенности такого же рода в обычаях делового оборота и нормативных договорах, не говоря уже о правоприменительном прецеденте и общинных традициях. Учитывая эти соображения, целесообразнее понимать: - под внутренней формой права такую организацию его собственного содержания, которая выражается в виде различных систем и структур, обнаруживаемых при обозрении его изнутри;

- под внешней же формой - наружное устройство права, представленное в виде разнообразных систем и структур легитимных источников, в которых его содержание существует, выражается вовне и функционирует. Оба проявления формы права тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, они никак не могут противопоставляться друг другу. При рассмотрении многих важнейших проблем юридической науки и практики эти формы берутся в единстве.10

В юридической  литературе отмечается, что форма права в идеале характеризуется рядом особенностей: она должна нормативно закреплять волю граждан; обусловливаться существующим социально – экономическим базисом; обеспечивать политическую власть, служить интересам народа; утверждать приоритетное значение законов как наиболее демократической формы выражения интересов, демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в правотворческом органе. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Краткая характеристика основных видов источника права современности

РАЗДЕЛ 2.1 Правовой обычай

 

Правовой обычай - определяется как правило поведения, вошедшее в привычку в силу повторяемости, санкционируемое государством и гарантируемое его принудительной силой. В российском законодательстве встречаются отсылки к обычаям в текстах нормативных правовых актов.12

Санкционируя обычай, государство  устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в  тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

В энциклопедическом словаре  деется следующее определение: «Обычай  – стереотипный способ поведения, который  воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и  является привычным для их членов. Обычай – одна из наиболее распространённых форм права на ранних стадиях его развития. Обычай санкционированный государством или судом при рассмотрении судебных дел, становится источником права (правовой обычай). Наибольшее значение обычаи (и обыкновения) сохранили в сфере международной торговли и морского права.» 13

Обычно выделяют следующие  виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талиона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политикой, а также со сложившимися нравственными основами образа жизни. Термин «обычай» в современных правовых системах трактуется, как правило, неоднозначно. Нередко наряду с ними используется понятие «обыкновение».

Обыкновение, играющее большую  роль в регулировании торговых отношений, определяется, как правило, сложившимся на основе столь постоянного единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерений.

Как источники  права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

- носят локальный характер;

- тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности,

с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);

- их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;

- их применение обеспечивается санкцией государства;

- отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер

общественным  отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.

В международном  праве обычай представляет собой  не только форму выражения традиционно  сложившихся норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в различных  сферах деятельности и международного общения.14

Если рассматривать источники  права в историческом аспекте  то первым источником предшествующим всем остальным, в том числе и  закону, был именно правовой обычай.

Наиболее часто правовые обычаи использовались в древности  и в средние века, образуя так  называемое "обычное право".

В кратком юридическом  словаре даётся следующее понятие: «Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени  в какой – либо общественной среде  и становятся юридическими, получив закрепление тем или иным способом со стороны органов государственной власти, обеспечивающих своей принудительной силой их соблюдение.»15

В настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай. Обычай сохраняет значимость лишь в той мере, какой полезен для применения закона (в дополнение к закону).

Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального  права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст.5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.16

С развитием в России частного права и рыночной экономики будут формироваться и правовые обычаи, роль которых в будущем должна возрасти.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2.2 Нормативно - правовой акт

 

Нормативно -  правовой акт - это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.17

Данная форма права  известна всем обществам. По юридической  силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты.

Мелехин А.В. ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ дает следующее определение нормативного правового акта - "изданный в установленном порядке акт управомоченного органа государственной власти, органа  местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом"

Существуют  и другие трактовки определений  термина "нормативный правовой акт" различных видов. Нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус организации - это "типовые примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции"18

Нормативный  правовой акт  – юридический документ, принимаемый  управомоченными субъектами в порядке  реализации правотворческих полномочий. Другие правовые акты принимаются при реализации полномочий другого порядка – правоприменительных, надзорных, официального толкования.

Нормативный  правовой акт  – это правовой акт, не имеющий конкретного адресата. Он не персонифицирован. Другие акты (приговор, решение и др.) адресованы индивидуально-конкретным лицам либо профессиональным группам (акт официального толкования). Нормативный правовой акт не исчерпывается однократной реализацией. Он действует непрерывно столько раз, сколько случается соответствующих жизненных ситуаций. Другие правовые акты исчерпываются однократным исполнением (приказ ректора, решение суда).

Нормативный правовой акт  – юридический документ, принимаемый управомоченными органами и лицами в порядке реализации правотворческих полномочий, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами, оформляющий общеобязательные правила поведения. Предварительно следует назвать следующие виды нормативных правовых актов: 1. Законы (федеральные и субъектов федерации); 2. Подзаконные нормативные правовые акты; 3. Акты локального регулирования общественных отношений.19

Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативно-правовые акты следует  отличать от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме (уставы политических партий, разнообразные  акты общественно-политических движений и общественных организаций, инструкции по пользованию электронной техникой, бытовыми приборами и т.д.). Это отличие выражается в следующем:

1) нормативно-правовые  акты исходят от государства,  выражают сбалансированную государственную  волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;

2) их основное  содержание составляют типичные  нормативные предписания, обладающие  определенной юридической силой  и устанавливающие единый, государственно-властный  порядок регулирования социально значимых отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;

Информация о работе Понятие источника (форм) права и его виды