Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:53, реферат
Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальных прав и свобод человека, значение этого института, основные концепции, теории, классификация. Необходимо исследовать развитие и обогащение прав человека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав, определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической, социальной, экономической, культурной. При изучении прав человека неизбежно пересечение с такими юридическими науками, как теория государства и права, история государства и права, всеми отраслевыми юридическими науками - конституционным, гражданским, уголовным, административным правом.
Вступление…………………………………………………………………………………….стр.3
I. Что подразумевается под основными правами и свободами?…………………стр. 4
II. Критерии отнесения прав человека к основным………………………………..стр. 6
III. Права человека и права гражданина……………………………………………..стр. 8
IV. Основания ограничения прав и свобод человека и
гражданина……………….стр. 11
V. Соотношение естественного и позитивного права……………………………..стр. 13
VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………………...стр.
18
VII. «Поколения» прав человека……………………………………………………...стр. 22
Заключение……………………………………………………………………………………стр. 26
Список использованной литературы………………………………………………………...стр. 27
"исходный
в жизни людей феномен", а
источником этого права
Бог, либо сама природа, либо иные явления, с ними однопорядковые "[9].
Как видно, большинство
порядке включают его природный источник.
С учетом изложенного естественное право (как социальное явление) можно
определить как совокупность сформированных человеческим сообществом прав на
фундаментальные социальные блага, обретаемые человеком с рождения.
Какие конкретно естественные права здесь имеются в виду? К
естественному праву человека авторы обычно относят
право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего (В.А.
Кучинский, М.И.Ковалев, В.М.Чхиквадзе и др.). В числе естественных разные
авторы называют также:
право на свободу (И.Л.
право на равенство (А. Б. Венгеров);
право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);
право на личную
право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);
право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую
среду (В.А. Карташкин, ЕАЛукашева);
право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев),
право на собственность (А. О. Хармати);
право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);
право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С.Нерсесянц);
право на добровольное
процесс (Ю. И. Гревцов);
право народов на определение своей судьбы, право наций на
самоопределение, право придти на помощь народу - жертве агрессии, право на
эквивалент в экономических отношениях (С. С. Алексеев).
Аналогичное положение
Конституции Российской Федерации говорится о том, что основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако не
уточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь.
Однако, как представляется, не все права, зафиксированные во второй главе
Конституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми,
например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст.
47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др.
Ряд прав, например, право на жилище (ст. 40), при определенных
обстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числу
неотчуждаемых. Заметим, что, например, не может быть отнесено к
неотчуждаемым право на собственность, поскольку владелец собственности
может произвести отчуждение по своей воле — передать, подарить, наследовать
и т. д. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость таких
прав человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личную
неприкосновенность. Так, в основе права на жизнь лежит биологическое
существование, которое не может протекать вне человека. Стремление к
свободе - свойство человеческой личности, свобода не существует без
человека, а человек—без свободы.
Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных прав
человека.
Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни было
правоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личную
неприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что при
определенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то время
как для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище,
на труд) требуется оформление юридических документов.
Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно,
независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях.
Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он,
повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо его
желаний и интересов.
Наряду с правом на жизнь
наиболее значимыми
являются права на свободу, на достоинство личности, на личную
неприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах по
правам человека,
а также в Конституции
Именно они использовались для иллюстраций в ходе
рассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливо
поставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод,
исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являются
первичными естественными правами.
Все другие естественные права
представляют собой так
вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в
первичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрану
здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятную
окружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь.
Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющие
обобщенного понятия свободы.
Указанные обстоятельства дают
основание выделить
человека на жизнь, свободу, достоинство личности и личную
неприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей и
поставить их в один иерархический ряд.
VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина
Права человека имеют сложную
структуру: существуют
различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и
«свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека»,
«права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по
времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам
жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические,
социальные и культурные права и свободы.
Права и свободы человека и гражданина
Различие между понятиями «
условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого
избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина
государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и
свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные
возможности человека в различных сферах.
Вместе с тем понятие «свобода»
самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждому
гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28);
"каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право
свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию" (ст. 37). Понятие «право» в большей мере
предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства
или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-
политических,
хозяйственных структур(
управлении делами государства, право избирать и быть избранным).
Однако разграничение между
поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными
правомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии является
скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.
Основные и иные права человека и гражданина
Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" и
иные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституций
несколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е.
А. Лукашева, считает, что «основные права индивида — это и есть
конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления
ст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции
РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление
других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»[10]. На мой
взгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия как
естественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-
первых, в соответствии с концепцией «естественных прав», которой я
придерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они в
Конституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия. Предлагаю такую
классификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, не
зависящие от закрепления их в законах(такие как право на жизнь, на свободу,
на достоинство личности); конституционные права, характеризующиеся
закрепленностью их в Конституции(т. е. в разных станах набор
конституционных прав неодинаков); и иные права, которые могут включать
полностью или частично естественные и конституционные, но необязательно,
что они должны быть закреплены в Основном законе. Не все права закрепляет
Конституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается,
а законодательство всегда отстает от этого уровня, не многие законы пишутся
на будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений,
сложившихся в обществе на сегодняшний момент. Для каждого должна быть
обеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционный
перечень, а
для судьи – возможность
что неписанные права существуют, дает понять ч.1 ст. 55 Конституции,
которая излагает предпосылки признания таких прав: «Перечисление в
Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».
Многие конституционалисты
конституционными – такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию,
если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные. Я
придерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные права
закрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются с
конституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, не
зависящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных.
Основные права являются стержнем правового статуса личности. Человеку для
нормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено в
Конституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществом
и государством. Но все иные права являются вторичными по отношению к
основным(конституционным)(
вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенность
частной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - части
права наличную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет
свободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождает
целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и других
нормативных актах.
Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции
государства,
важнейших международно-
являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав.
Основные права являются
очевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в
начале XX в. гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом
властных структур.
Понимание под "основными"
фундаментальными правами
прав получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. В
специальной литературе стало обычным рассматривать конституционные права
как основные.
В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко
за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в
создании универсальных международно-правовых стандартов, которые также
являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде
важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие
стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой
государство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человека
перестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а стали
делом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личности
определяется не только конкретными особенностями того или иного общества,
но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степенью
интегрированности международного сообщества.
Принятие Билля о правах
человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах
(1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных
нравах (1976 г.), Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол № 2
Информация о работе Понятие прав и свобод человека и гражданина, критерии их классификации