Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:05, курсовая работа
Цель работы заключается в характеристики понятия права и его основных составляющих. Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть типы правопониманий.
2. Дать характеристику объективному праву.
3. Изучить субъективное право.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Типы правопонимания…………………………………………………….5
Глава 2. Виды и функции права…………………………………………………...15
2.1. Характеристика объективного
и субъективного права……………………………………………………………..15
2.2. Взаимоотношения субъективного
и объективного права………………………………………………………………22
2.3. Понятие функций права и их виды…………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………...
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа по
Теории государства и права
ТЕМА: Понятие права
Вариант № 1
Выполнила студентка
1 курса 316-з группы
Заочного отделения ЮФ
Болдырева А.В.
Барнаул 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Типы правопонимания…………………………………………
Глава 2. Виды и функции права…………………………………………………...15
2.1. Характеристика объективного
и субъективного
права……………………………………………………………..
2.2. Взаимоотношения субъективного
и объективного
права………………………………………………………………
2.3. Понятие функций права и их виды…………………………………….23
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Введение
Актуальность. Всё человечество на протяжении своего исторического развития, независимо от вероисповедания и от национальности, от образа жизни или территориальных условий существования не прекращает пользоваться такой данностью, как «право». Право является структурообразующим элементом человеческого общества, одним из основных институтов социальной природы человека, без которого он был бы совершенно другим существом. В свою очередь развитие цивилизации повсеместно сопровождалось постепенным развитием системы правовых норм и одновременным созданием механизма для их регулярного и эффективного применения. Право – то, что дано нам с рождения и то, что нас окружает всю жизнь со всех её сторон, не теряет актуальности в собственном проявлении и изложении. Начавшиеся ещё с античных времён споры на тему что есть «право» не заканчиваются спустя тысячелетия. Юридическая и философская мысль блуждает в полемических попытках точного определения понятия, сущности, состава и функций данного феномена. «Право» многогранно и многослойно, исторически движимо и изменчиво, систематично и социально, фундаментально и незаменимо. В силу перечисленного такое явление как право (и его многочисленные составляющие) будет оставаться интересным и актуальным в любое время, на любой стадии человеческого развития.
Цель работы заключается в характеристики понятия права и его основных составляющих. Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:
Объектом исследования является понятие права.
Предмет исследования: совокупность правовых понятий, их взаимоотношения и характеристика.
Структура курсовой работы: работа состоит из введении, основной
части, заключения и списка использованной литературы. В свою очередь, основная часть содержит в себе две главы. Вторая глава разделена на три подглавы.
Глава 1. Типы правопонимания
Почти все исследователи отмечают, что право существует там, где общество неординарно, состоит из разных групп, сословий, народностей, классов и других социальных образований, не только с различными, но и противоположными, сталкивающимися групповыми и частными интересами1. Что есть право – один из наиболее важных, сложных, полемических вопросов правоведения, неизменно привлекающих к себе внимание человечества. Среди многочисленных попыток лучших умов с древности и до нынешнего времени ответить на этот вопрос привлекает особое внимание ряд концептуальных направлений учения о праве, исторически сложившихся, базирующихся на определённом философском фундаменте2. В данной работе хочется рассмотреть основные из них, представляющие собой наибольший интерес такие как: теория естественного права, рационалистическое естественное право, юридический позитивизм, юридический реализм, нормативизм, теорию солидаризма и социальных функций, социологическое направление, историческую школу, психологическую концепцию права.
Идея естественного права возникла ещё в Древнем Риме и Древней Греции и связана с именами Сократа, Аристотеля, римских и греческих стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Ф. Аквинского. Однако, как одно из направлений правопонимания и самостоятельная научная школа сложилась в эпоху разложения феодализма, подготовки и проведения революций XVII – XVIII вв. Её виднейшие представители: Г. Гроций, Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс, Д. Локк (Англия), Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье (Франция), А.Н. Радищев (Россия) и другие.
Естественно – правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права: естественного и позитивного права. Позитивное (положительное) – это официально признанное право, действующее на территории какого-либо государства, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти в том числе и санкционированных ею обычаев. В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов3.
Среди множества доктрин естественного права основное и центральное место занимают теологические концепции (в духе аристотелевско-томистких и близких к ним традиции)4. Антропологию традиционного естественного права определяют как христианско-метафизическую. Её основные постулаты возникают в связи с проблемой дуализма души и тела. Католик Ф. Пуй считал, что данная антропология являет два основных принципа: 1. человек есть рациональная душа и органическое тело, связанные в субстациональном единстве. 2. Человек есть микрокосмос, т.е. неживая материя, органическая материя и дух одновременно. Данное понимание есть, прежде всего, стремление выразить духовное, душу, раскрытие которой в мире и есть процесс приближения человека к Богу, ставший возможным благодаря тому, что Бог дал людям свой божественный закон и в то же время наделил их способностью исполнять данный закон через свободную волю, которая ведёт к построению нравственно-правовых конструкций.
Рационалистическое естественное право. И. Кант пытался преодолеть религиозную метафизику. Он возвышал человека в мире, указав на него как на самоцель, как на существо, имеющее в себе самом, в своём разуме и воле основания собственной нравственности5. Истинная юридическая наука, способная глубоко познать и дать конечное обоснование своему предмету, по Канту, возможна лишь вследствие постижения априорных принципов разума. Право, выведенное из этих принципов, и есть естественное право. Фуллер считал, что юридическая обязанность подчиняться не может быть выведена лишь из формальных признаков закона. Право должно нести некое моральное содержание, которое и придает ему авторитетность. Нужно изучать право, исходя из него самого, а не из каких-то внешних критериев и источников. Право должно быть справедливым, но справедливость эта носит процедурный характер. Именно с Г. Гроция право начинает выводиться из природы атомизированного индивида. «Мать естественного права есть сама природа человека», – постулирует он. Все естественно-правовые теории объединяются рядом общих черт:
1. наличие норм естественного права не отрицает необходимости и ценности норм позитивного права;
2. естественное право не столько рассматривается как критерий права позитивного сколько выступает в единстве с ним;
3. нормы естественного права чаще всего отождествляются с основными принципами частного права, возникающими в отношениях между людьми как частными лицами;
4. нормы естественного и позитивного права выступают как некие рационально-этические принципы, следовать которым есть веление правого разума6.
В настоящее время теории естественного права можно подразделить на три категории:
1). Католические
(в странах, где велико
2). Философские (преимущественно на Европейском континенте, носят неокантианский характер).
3). Социологические (США, Америка)7.
На смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII—XVIII вв. пришёл юридический позитивизм – направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением действующего права с формально-догматических позиций. Его возникновение относится к первой трети XIX в. Ранним концепциям юридического позитивизма были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. Начало теоретическому обоснованию принципов данной школы права положил Джон Остин (1790—1859). Предметом изучения юридической науки, согласно взглядам теоретика, является позитивное право. Среди законов, определяющих поведение человека в обществе, Остин выделял следующие виды: а) божественные законы (естественное право); б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести); в) позитивные законы, установленные государственной властью. Юриспруденция, писал он, «имеет дело с позитивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи» 8.
Харт полагал,
что право и мораль не должны
смешиваться, а само право
Юридический позитивизм стремится дать ценностно-нейтральное понятие права, в соответствии с которым юридические нормы устанавливаются законодателем по формальным критериям. Внимание сосредотачивается на изучении действующих юридических нормах, на изучении их логического смысла и языкового выражения10.
В конце XIX в. в США возникло новое направление философии права, называемое юридическим реализмом. Наиболее видными представителями этого направления были Оливер Венделл Холмс, Джером Франк (1889 – 1957) и Карл Ллевеллин (1893 – 1962). Юридический реализм во многом базировался на философии прагматизма, для которого характерно недоверие к чисто теоретической деятельности, оторванной от практики. Реалисты полагали, что юридическая теория конца XIX в. далека от жизни. Они считали, что для того, чтобы понять сущность права, нужно обратиться не к абстрактным теориям, а к реальным судебным процессам. Джон Грэй (1798 – 1850) утверждал, что все законодательные акты – это всего лишь источники права, само же право – это решения судей. О. В. Холмс заявил, что право – это «предсказания о том, что в реальности будут делать судьи, и не более того». Реалисты, полагали, что судебные дела не могут рассматриваться как процесс применения правил. В реальной жизни на решение суда влияет много факторов, в том числе – психология судей, их система ценностей, неосознаваемые предпочтения и предрассудки. Поэтому решения их решения непредсказуемы. Как говорил О. В. Холмс, жизнь права не подчиняется логике11. По их мнению, юридические нормы существуют и влияют на принятие решений, но они (нормы) – всего лишь один из факторов, влияющих на поведение судей. По мнению Дж. Мёрфи у судьи есть определенная свобода выбора в случаях, когда либо вообще нет правил (вакуум в законодательстве), либо правила слишком неясные, либо противоречат друг другу12.
Нормативизм (абстрактно-нормативная теория) берёт своё начало от «категорического императива» И. Канта, как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой ни от каких внешних явлений13. Учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Родоначальником нормативистской школы был Ганс Келъзен (1881 – 1973)14. Под чистой теорией права Кельзен понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Современные юристы, писал он, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории, пренебрегая изучением своего собственного предмета. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься специфически юридическим (нормативным) содержанием права. При обосновании этой позиции Кельзен опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науки о сущем и науки о должном. Вторую группу – науки о должном – образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей, где главным постулатом выступает принцип вменения. В соответствии с этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания15. Г. Кельзен и его последователи рассматривают право как совокупность норм, связанных друг с другом системой иерархической зависимости. Высшая основная норма (необязательно письменно фиксированная) определяет содержание всего действующего права16.