Понятие правотворчества и формирование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
- исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
- рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1.Понятие правотворчества и формирование права……………….5
2. Виды и формы правотворчества…………………………………….9
3. Основные принципы правотворчества………………………………14
4. Законотворчество как основной вид правотворчества…………….17
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………..33

Файлы: 1 файл

Правотворчество понятие, виды и принципы.doc

— 3.83 Мб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………3

1.Понятие правотворчества  и формирование права……………….5

2. Виды  и формы правотворчества…………………………………….9

3. Основные принципы правотворчества………………………………14

4. Законотворчество как основной вид правотворчества…………….17

Заключение……………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Правотворчество - это сложнейший процесс, охватывающий не одну стадию прохождения и играющий отнюдь не второстепенную роль в правовой жизни общества.

Еще со времен становления  государства, дабы установить хоть какой-нибудь минимальный порядок, сильнейшие мира сего творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности для удовлетворения амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас правотворчество занимает ведущее место. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и открывает "дверь" в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное.

Таким образом, данная тема актуальна для исследования, так  как:

- Правотворчество имеет  потому огромное значение, что  результаты такой деятельности (законодательство) непосредственно регулируют общественные  отношения, что влечет за собой  необходимость усовершенствования базы нормативно-правовых актов государства;

- Правотворческая деятельность - сложнейший процесс, результатом  которого является формирование  законодательной базы государства,  поэтому изучение правотворчества  важно и актуально на любом этапе развития государства и права;

- Принципы действия современного государства требуют демократического принятия, а впоследствии приемлемой и логичной систематизации принятых документов;

 

Таким образом, целью  работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.

Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:

- исследовать законотворческий  процесс и его основные стадии;

- рассмотреть виды  правотворческой деятельности, субъекты;

- выяснить роль и  значение систематизации законодательства;

- рассмотреть виды  систематизации правовых актов;

- в заключение подвести  итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные  моменты.

Методы исследования: анализ законодательства и литературных источников по теме исследования, синтез полученных знаний, а также сравнительный, исторический методы исследования.

 

 

1.Понятие правотворчества  и формирование права

 

Потребность общества и  государства в законодательстве, обеспечивающем реальное действие прав и свобод граждан и иных лиц  и способствующем прогрессивному развитию общественных отношений, вынуждает государственные органы постоянно и весьма интенсивно заниматься совершенствованием действующих норм права, вносить в них необходимые коррективы. Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права понимается как правотворчество. 1

Правотворчество представляет собой постоянно длящийся процесс  совершенствования действующих  норм права, в котором активно участвуют как органы государства, так и политические партии, общественные организации, граждане и другие члены гражданского общества. Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.). Результатом этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества могут носить как положительный (новые правовые нормы), так и отрицательный характер (предписания об отмене правовых норм). К правотворческой деятельности, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями. 2

Организационно-управленческий аспект правотворчества составляют процедуры обсуждения проектов нормативных актов, согласования проектов с заинтересованными органами и лицами, проведение экспертизы, внесение изменений с учетом высказанных замечаний на проект и другие действия. В ходе такой деятельности могут приниматься и промежуточные решения типа «одобрить проект», «отклонить», «отправить на доработку», «образовать рабочую комиссию по доработке проекта», «направить проект на согласование». Деятельность по выработке решения принять нормативно-правовой акт нередко занимает более длительный период, нежели подготовка его проекта. Правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».

Правотворчество - составная  часть более широкого процесса - правообразования. Правообразование - относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. 3

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся положительным правом, т.е. правом, существующим в виде законодательства.

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных  правом, без которых невозможно реализовать  экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью. Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.

Одно из важнейших  направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Ведущее место среди  источников права в РФ выступает  нормативно- правовой акт - акт государственных  органов, содержащий юридические нормы.

Правотворчество - составная часть более широкого процесса - правообразования. Правообразование - длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество. Несмотря на различие в подходах к пониманию правотворчества, это всегда деятельность управомоченных органов по разработке, переработке и изданию определенных нормативных актов. Правотворчество-- одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений.

Структурное содержание правотворческого процесса складывается из двух частей. Первая - включает в  себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.), вторая - опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта. Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая - предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права -- вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. Внутри этих стадий осуществляются различные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

 

2. Виды  и формы правотворчества

 

Правотворчество - богатая  по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

- непосредственное правотворчество  народа в процессе проведения  референдума;

- правотворчество государственных  органов (например, Государственной  Думы, Правительства РФ);

- правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента);

- правотворчество органов  местного самоуправления;

- локальное правотворчество  (например, на предприятии);

- правотворчество общественных  организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

- законотворчество - правотворчество  высших представительных органов  (парламентов), в процессе которого  издаются нормативные акты высшей  юридической силы - законы, принимаемые  в соответствии с усложненной  процедурой;

- делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента;

- подзаконное правотворчество  - здесь нормы права принимаются  и вводятся в действие структурами,  не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. 4

Основная причина существования  делегированного правотворчества  заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Далеко не все юридические  нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть ряд ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных  актов, нормативных договоров и  т. д. Кроме того, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществления его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связанное « непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью. 5

В процессе правотворчества  реализуются следующие функции:

- обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных  правовых актов; 

- устранение (отмена) устаревших  юридических норм;

- восполнение пробелов  в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Информация о работе Понятие правотворчества и формирование права