Понятие правотворчества и формирование права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
- исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
- рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1.Понятие правотворчества и формирование права……………….5
2. Виды и формы правотворчества…………………………………….9
3. Основные принципы правотворчества………………………………14
4. Законотворчество как основной вид правотворчества…………….17
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………..33

Файлы: 1 файл

Правотворчество понятие, виды и принципы.doc

— 3.83 Мб (Скачать файл)

Можно согласиться с  Л.Д. Воеводиным, который считает, что принципы подготовки законопроектов в предельно концентрированном виде несут информацию о том, в каком направлении должна совершаться юридическая деятельность20. Безусловно, такие универсальные принципы, как законность, демократизм, научность, гласность, объективность, лежат в основе процесса разработки законопроекта, но предметную сторону этой стадии должны оформлять специальные принципы.

Законопроекты,  внесение  которых  в   соответствии   с   Конституцией Российской   Федерации   (ст.   104)   требует   обязательного    заключения Правительства Российской  Федерации,  направляются  Советом  Государственной Думы на заключение Правительства,  которое  в  течение  14  дней  с  момента получения законопроекта подготавливает письменное  заключение  и  направляет его в Совет Государственной Думы.21

Изложенный выше перечень субъектов законодательной инициативы является исчерпывающим, однако, это  не  означает,  что  простые  граждане  не  могут принять  участие в  законодательном  процессе.  Законопроекты,  исходящие  от государственных органов, общественных объединений,  граждан,  не  обладающих правом законодательной инициативы,  могут  быть  внесены  в  Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Кроме того, право законодательной  инициативы предоставлено также  и самым главным судам страны - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

Раздумывая о совершенствовании того или иного закона, субъект законодательной инициативы не может ограничиться лишь предложением о принятии соответствующего закона. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта. Внесению законопроекта в парламент предшествует весьма кропотливая работа: нужно подготовить текст, отточив формулировки и вписав его в общий контекст действующих законов. По этой причине тут не обойтись без помощи различных специалистов и всевозможных профильных учреждений. Так, например, разработка законопроектов, вносимых Правительством, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

Президент России обладает преимуществом перед прочими  субъектами законодательной инициативы - его законодательные предложения  могут быть заявлены в качестве первоочередных. И хотя действующая Конституция, в отличие от прежней, не содержит соответствующей нормы, парламент, следуя сложившейся практике, обычно рассматривает их вне очереди.

Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы лично принимают решение о выступлении с законодательной инициативой. Все прочие структуры, обладающие таким правом, принимают данное решение коллегиально.

Важно отметить, что законопроекты  в порядке законодательной инициативы вносятся только в Государственную Думу. Это обусловлено тем, что, разграничивая компетенцию обеих палат, Конституция отнесла процесс принятия законов к ведению нижней палаты, предоставив верхней палате - Совету Федерации право одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

При внесении так называемых финансовых законопроектов - налоговых, законопроектов, связанных с финансовыми  обязательствами государства, а  также иных, предусматривающих расходы  из федерального бюджета, необходимо заключение Правительства. При этом отрицательное заключение отнюдь не означает, что законопроект нужно прятать под сукно - даже в этом случае он может быть вынесен на рассмотрение палаты.

Следует отметить, что  законодательная инициатива предполагает внесение не только новых законов. В  соответствии с Регламентом она осуществляется также в форме внесения в Государственную Думу поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении палаты. Круг субъектов права законодательной инициативы в этом случае тот же, что и при внесении законопроектов. При этом Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд могут вносить поправки только к законопроектам, регулирующим вопросы их ведения. Процедура предусматривает, что поправки вносятся к законопроекту, принятому в первом чтении. Они представляются непосредственно в тот комитет Государственной Думы, который назначен ответственным по данному законопроекту.22

Проект  постановления   Государственной   Думы   может   быть   внесен Президентом   Российской   Федерации,   депутатом   Государственной   Думы, депутатскими объединениями Государственной Думы,  комитетами  и комиссиями Государственной Думы,  Правительством  Российской   Федерации,   субъектами Российской Федерации. Государственная Дума вправе принимать заявления и  обращения,  которые оформляются постановлением палаты. Постановления Совета  Федерации  и  Государственной  Думы  принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета  Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок  принятия  решений  не предусмотрен Конституцией Российской Федерации  или  Регламентами  палат,  и подписываются председателями соответствующих палат.

Порядок опубликования  и вступления в  силу  актов  палат  Федерального Собрания  определяется  федеральным  законом  «О  порядке  опубликования   и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания».

Согласно этому закону на территории Российской  Федерации  применяются только   те   акты   палат   Федерального   Собрания,   которые   официально опубликованы. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания.  Федеральные конституционные законы,  федеральные законы  подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания,  по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании."23

 

Заключение

 

Исследовав такой правовой институт как законотворчество, хотелось бы подвести итоги.

Законотворчество в  разных странах имеет ряд особенностей. Однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие  признаки законодательного процесса: состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы — закона.

К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Учитывая различия в  содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, необходимо различать понятия «субъект законотворчества»  и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Участие в законодательном  процессе его субъектов основано на их правах и обязанностях.

Соответствующим правом, закрепленным в законодательных  актах, например, руководствуются все  субъекты права законодательной  инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.

Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать  в референдуме — всенародном  голосовании, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, на референдумах имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.

Таким образом, природа  законотворчества заключается в  выявлении, освоении существующих интересов  личности, общества, государства и  влиянии на них через закрепление  в юридической форме норм поведения. Законодательный процесс является формально-юридическим выражением законотворческой функции государства. Он отвечает за технологию создания закона. В результате последовательной реализации составляющих его процедур в правовой среде начинает официально действовать новый закон. Анализируя значение законодательного процесса, нельзя не учитывать того факта, что он составляет содержание деятельности парламентов.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Баранов В.М. Концепция законопроекта: понятие, элементы, виды, проблемы реализации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сборник статей в 2-х т. / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2011. с. 83.
  2. Воеводин Л.Д. Юридическая техника в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2006. N 3. с. 20.
  3. Законотворчество в Российской Федерации. Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Формула права, 2009. с. 186.
  4. Исаков В.Б. Стадии подготовки проектов законов // Законодательная техника: Научно-практ. пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2008. с. 59.
  5. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С. 128.
  6. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова., 2010. с. 126.
  7. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. доктор юридических наук, проф. А.С. Пиголкин. М., 2008. с. 67.
  8. Рахманина Т.Н. Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М.: БЕК, 2009. с. 369
  9. Современные тенденции законодательного творчества // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.Н. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2009. с. 55.
  10. Сорокин В.В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период. Барнаул, 2009. с. 258.
  11. Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: 2010. с. 153.
  12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. с. 529.
  13. Тихомиров Ю.А. Стабильность интересов и конфликтов в праве // Концепции стабильности закона. М., 2007. с. 66.
  14. Улиско А.Н. Научно-практическая конференция в Саратове:  Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации // Государство и право  №  5,  2009. С. 23
  15. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 2007.

 

 

 

 

 

1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 2007.

2 Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: 2010. с. 153.

3 Рахманина Т.Н. Российское законодательство: проблемы и перспективы. - М.: БЕК, 2009. с. 369.

4 Спирин М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: 2010. с. 153.

5 Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова., 2010. с. 126.

6 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 2007.

7 Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова., 2010. с. 126.

8 Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С. 128.

9 Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова., 2010. с. 126.

10 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. с. 529.

11 Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 2006. - С. 128.

12 Исаков В.Б. Стадии подготовки проектов законов // Законодательная техника: Научно-практ. пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 2008. с. 59.

13 Современные тенденции законодательного творчества // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.Н. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2009. с. 55.

14 Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова., 2010. с. 126.

15 Сорокин В.В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период. Барнаул, 2009. с. 258.

16 Тихомиров Ю.А. Стабильность интересов и конфликтов в праве // Концепции стабильности закона. М., 2007. с. 66.

17 Законотворчество в Российской Федерации. Научно-практическое и учебное пособие / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Формула права, 2009. с. 186.

18 Баранов В.М. Концепция законопроекта: понятие, элементы, виды, проблемы реализации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сборник статей в 2-х т. / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2011. с. 83.

19 Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. доктор юридических наук, проф. А.С. Пиголкин. М., 2008. с. 67.

20 Воеводин Л.Д. Юридическая техника в конституционном праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2006. N 3. с. 20.

21 Дубов Н. А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования // Государство и право. 2009. № 10. С.21

Информация о работе Понятие правотворчества и формирование права