Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:15, курсовая работа
Целью работы является исследование понятия правотворчества, его виды и признаки.
Исходя из цели работы, рассмотрим следующие задачи:
- исследовать законотворческий процесс и его основные стадии;
- рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты;
Введение………………………………………………………………3
1.Понятие правотворчества и формирование права……………….5
2. Виды и формы правотворчества…………………………………….9
3. Основные принципы правотворчества………………………………14
4. Законотворчество как основной вид правотворчества…………….17
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………..33
Таким образом, для наличия
законотворческих правоотношений требуется
определенная деятельность людей и
наличие правового предписания,
связывающего с этой деятельностью
известные юридические
Для законотворческих правоотношений характерно наличие связи между конкретными лицами, то есть ее участниками.
Стороной законотворческого правоотношения может стать только лицо, обладающее определенными признаками (за исключением референдума). 11
Законотворческая функция государства предполагает разработку содержания и механизма реализации законов, способствующих нормальной жизнедеятельности общества. Это далеко не простое дело, как может показаться на первый взгляд, если учитывать, что законы разрабатывают, принимают и исполняют люди, еще недавно жившие в условиях, которые сегодня при помощи новых законов они призваны существенно изменить. Здесь, разумеется, мешают и стереотипы, и стремление лишь подправить, и прямое нежелание изменить вообще — вся эта палитра чувств и устремлений не может не отразиться в новых законах. Кроме того, многое в жизни общества постоянно меняется, поэтому в законах нужно уметь предвидеть возможные тенденции, освобождаясь от попыток выдавать желаемое за действительное.
Следовательно, понятие законотворчества призвано, во-первых, установить систему взаимосвязанных институтов, обеспечивающих содержательную подготовку законов; во-вторых, закрепить стабильные демократические формы волеизъявления всех граждан и его использования; в-третьих, отразить применение различных форм деятельности высших органов государственной власти и других участников в процессе создания и принятия закона.
Законотворчество — понятие многогранное. Рассмотрим вначале с точки зрения социально-юридической трактовки. Это совокупность действий, охватывающих процесс познания правовых потребностей общества, подготовка законопроекта, внесение его в законодательный орган, рассмотрение в установленном порядке, а также принятие закона и промульгация его главой государства. Получается, что процесс правового созидания как бы распадается на два этапа.
Первый этап предшествует началу официальной работы над законопроектом,
а второй — включает период официальной работы над проектом в законодательном органе.
В советской юридической литературе первый этап именовался по-разному: в одном случае — этапом формирования права; в другом — этапом выявления потребностей в правовом регулировании; в третьем — стадией предзаконодательной деятельности. По нашему мнению, вполне логичным представляется его наименовать законопроектной деятельностью. Важное значение при осуществлении законопроектной деятельности имеет системный подход, а значит, целесообразно в структуре этого этапа выделить ряд стадий:
Познание правовых потребностей общества и выработка идеи закона.
Формирование концепции законопроекта.
Разработка текста законопроекта.
Экспертиза, апробация и обсуждение законопроекта.
По справедливому замечанию В.Б. Исакова, этап подготовки законопроекта является наиболее творческим и наименее регламентированным этапом законотворческого процесса12. В научной литературе высказывались обоснованные предложения о правовом регулировании законопроектной деятельности. Так, С.В. Поленина и Н.П. Колдаева отмечают, что выявление необходимости правового регулирования должно носить постоянный и обоснованный характер, опираться на отлаженный механизм, обеспечивающий установление социальных законодательных потребностей.
Однако необходимо признать,
что в российском законодательстве
отсутствует регламентация
Содержание первой стадии составляют познание и оценка правовых потребностей общества, а также возникновение идеи закона. По нашему мнению, формат правового регулирования данной стадии должен заключать в себе правовое закрепление:
принципов законотворческой деятельности;
механизмов познания правовых потребностей общества;
критериев и оснований законодательного регулирования.
Выделение ключевых, концептуально
обоснованных принципов законотворческой
деятельности должно способствовать определению
и отработке такого юридического
механизма, который гарантировал бы
эффективное, квалифицированное и компетентн
Мы считаем, что в
целях повышения качества принимаемых
законодательных решений
принцип объективности познания правовых потребностей общества;
принцип социальной адекватности идеи закона;
принцип справедливости идейных начал будущего закона.
Сущность принципа объективности познания правовых потребностей общества сводится к тому, что необходимо определить реальное, фактическое состояние конкретной сферы жизнедеятельности социума, обеспечить глубину и истинность изучения общественных отношений, и выявление объективной потребности в правовом регулировании. В этом плане можно согласиться с О.Н. Цыбулевской, которая считает, что создание правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, оно не может быть произвольным, субъективным14.
Возникшая в результате познания правовых потребностей общества идея закона, по нашему мнению, должна быть социально адекватна, то есть отражать объективные реалии времени. Как справедливо отмечает В.Н. Синюков, «законы не должны слишком забегать вперед. Прогрессивность законов работает против них, так как этим законам не корреспондируют наличные социально-экономические отношения».
В рамках законопроектной деятельности происходит предварительное формирование государственной воли, а истоки этой воли содержатся именно в идее закона, следовательно, в качестве основы формирования общей воли можно предложить принцип справедливости. И если идейные начала законов будут соответствовать этому принципу, то такие законы могут способствовать достижению целей, общих для максимального большинства заинтересованных субъектов15.
Вторым элементом правового формата первой стадии законопроектной деятельности, по нашему мнению, должно быть закрепление механизмов познания правовых потребностей общества. Представляется, что для всеобъемлющего и обстоятельного изучения факторов, формирующих идею будущего закона, целесообразно нормативно определить совокупность способов и приемов изучения социальной материи, нуждающейся в правовом регулировании. Совершенствование законопроектной деятельности должно осуществляться в направлении усиления социологического компонента. Для того чтобы в законе присутствовала адекватная социальная мотивация, необходимо проведение социологических исследований. Целесообразно законодательно закрепить предварительные опросы граждан в общегосударственном масштабе, особенно при формировании идей законов, которые касаются основных прав и свобод человека. «Выявлению общественного мнения, учету и правильному его отражению при принятии законодательных актов способствует обобщение материалов всевозможных социологических исследований»16.
Немаловажное значение на первой стадии имеет решение вопроса об адекватном уровне правового регулирования. Далеко не все отношения должны быть урегулированы законодательными средствами. Для обеспечения верховенства закона необходимо законодательное закрепление перечня вопросов, которые могут быть урегулированы только законом. Это предложение неоднократно высказывалось в научной литературе как учеными-теоретиками, так и специалистами-практиками. В этом плане совершенно логично замечает Рахманина Т.Н.: «Все участники законотворческого процесса должны быть вооружены критериями, способствующими правильному выбору предмета законодательного регулирования»17. Представляется целесообразным нормативное закрепление также оснований подготовки законов. В современных условиях динамика общественных отношений носит весьма напряженный характер, что и обусловило всплеск законотворческой деятельности. Но в то же время не всякая проблема предполагает издание нового закона, порой для урегулирования определенного вопроса общественной жизни вполне можно ограничиться внесением изменений действующих законов. Поэтому необходимо урегулировать правом вопрос об обязательном наличии мотивированного и обоснованного решения о целесообразности разработки новой законодательной идеи.
Вторая стадия законопроектной
деятельности — это формирование
концепции законопроекта. Мы считаем,
что рамки правового
понятия «концепция законопроекта» и обязательность ее разработки для всех законов;
структуры концепции законопроекта как обязательной совокупности определенных элементов;
обязательности проведения комплексной экспертизы концепции законопроекта;
обязательности обсуждения концепций наиболее важных законопроектов;
разработки базовой концепции для взаимосвязанных законопроектов.
На сегодняшний день
в российском законодательстве отсутствует
определение концепции
На данном этапе развития законотворческой практики, когда принципиально меняется подход к содержательной стороне процесса создания законов, все более важное значение приобретает институт экспертизы в законотворческом процессе. По нашему мнению, необходимо нормативно закрепить обязательность проведения экспертных оценок законопроекта еще на стадии создания его концепции. Причем экспертиза в данном случае должна носить комплексный и независимый характер. Именно многосторонняя (правовая, экономическая, экологическая, гендерная и т.д.) экспертная оценка концепции законопроекта позволит на ранней стадии определить «узкие места» в планируемом законодательном регулировании тех или иных общественных отношений.
Не менее важно
На следующей стадии законопроектной деятельности осуществляются действия и операции по разработке текста законопроекта. Безусловно, палитра отношений, возникающих в процессе перевода концептуальных положений в конкретные нормативные предписания значительно богаче, следовательно, и формат правового регулирования многограннее. И все же представляется, что основополагающими моментами правовой регламентации данной стадии должно быть правовое закрепление:
принципов разработки законопроекта;
обязательности подготовки
аналитических материалов о состоянии
правового регулирования
механизмов согласования интересов;
возможности подготовки нескольких законопроектов на основе одной концепции;
возможности конструктивного участия научных учреждений, общественных организаций в процессе разработки законопроекта.
Информация о работе Понятие правотворчества и формирование права