Понятие правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить механизм правового регулирования.
В соответствии с целью оставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие правового регулирования
- исследовать стадии правового регулирования и его инструментарий

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА1. Понятие правового регулирования 5
ГЛАВА2. Стадии правового регулирования и его инструментарий 9
ГЛАВА3. Механизм гражданско-правового регулирования 15
Заключение 27
Библиографический список ……………………………………………………30
Приложения 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП Механизм правового регулирования.doc

— 1,021.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность курсового исследования обусловило то, что правовое регулирование строится на основе юридических норм, которые являются разновидностью социальных, следовательно, правовое регулирование - часть социального нормативного регламентирования общественных отношений. Предметом правового регулирования являются социальные отношения и связи, образующие действия, поведение и деятельность физических лиц. В определенной мере социальное нормативное и правовое регулирование соотносятся как общее и частное. Правовое воздействие - понятие более широкое и включает регулирование поступков и поведения человека вне собственного механизма правового регулирования, вне правовых отношений. Изучение действующего законодательства, иногда проектов законов, договоров и др. может оказать воздействие на сознание человека, его мировоззрения, а также систему сложившихся у него правовых ценностей. Правовым воздействием могут обладать предметы искусства, например художественная литература на правовую тематику, аналогичные по содержанию художественные фильмы и др.

В обществе всегда существовала и существует необходимость согласования разнообразных потребностей и интересов людей. В этих целях осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на их поведение.

К средствам социального  регулирования относятся прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др., а также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т.д.

Актуальность изучения правового регулирования и его  механизма в Российской Федерации обусловливается также необходимостью совершенствования законодательства, повышения эффективности действия уже существующих норм права.

Методологической основой исследования является теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.

Практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и практическом исследовании основных проблем, обусловленных темой. Результаты исследования могут быть использованы в научных и учебных целях.

Степень научной разработанности  темы. Исследованиями в данной области в разное время занимались многие ученые-правоведы: А.Г. Андреев, А.В. Бошно, И.В. Григорьева, А.А. Иванов, В.П.  Иванов, Т.П.  Калентьева, В.В. Лазарев, С.В.  Липень, М.Н.  Марченко, Н.И. Матузов,  Малько С.В., А.В  Мелехин, Л.А.   Морозова, А.С.  Пиголкин, Т.Н. Радько, В.Н.  Хропанюк, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, В. А. Четвернин, В.Е.  Чиркин и многие другие.

Объект работы – общественные отношения в сфере праворегулирования, предмет - механизм правового регулирования.

Цель работы – изучить  механизм правового регулирования.

В соответствии с целью  оставлены и решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие правового регулирования

- исследовать стадии правового регулирования и его инструментарий;

- проанализировать способы и типы правового регулирования, а так же методы правового регулирования; осветить нормативное правовое регулирование, индивидуальное и саморегулирование в праве.

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА1. Понятие правового регулирования

 

Многовековая история  человечества в процессе своего развития выработана множество средств и способов упорядочения как всей сложной многоуровневой системы общественных отношений, так и отдельных ее сфер, включая индивидуальное поведение людей в них. Особое место среди этих социальных регуляторов занимает право — многоаспектное, многогранное социальное явление, с которым всегда связывают определенный порядок в общественных отношениях. Право противостоит произволу и выступает как общеобязательный нормативный регулятор.

Право создается и  действует не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. Намерения и цель законодателя щи ре: с помощью права изменяются, развиваются, укрепляются или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего прогрессивного развития.

В настоящее время  сложилось вполне устойчивое мнение, что правовое регул и ров;! вне  как разновидность специально-юридического действия права охватывает лишь властное юридическое воздействие (а не ин(/х)р.мационнос и ценностно-мотиваиштное и т.п.), касается непосредственно внешнего поведения (действия или бездействия) участников упорядочиваемых общественных отношений. В нем участвуют сами правовые нормы и/или индивидуальные правовые акты компетентных органов и должностных лиц. необходимые при упорядочении определенной группы общественных отношений для надлежащей реализации некоторых правовых норм (или их структурных элементов).1

Категория «правовое  регулирование» обретает свое специфическое, самостоятельное значение, и в то же время «выстраивается» смысловое поле действия права лишь при условии более строгого ее понимания как разновидности социального регулирования. Термин «регулирование (пат. regula — правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Поэтому можно охарактеризовать

правовое регулирование  как специальную юридическую  деятельность наделенных государственно-властными  полномочиями субъектов но целенаправленному  упорядочению (организации) общественных отношений путем установлении правовых норм и принятия в необходимых случаях регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.

Причем следовало бы считать правовым регулированием не любую опасную деятельность уполномоченных на то органов и должностных лиц, а лишь ту, которая имеет непосредственной целью направить в четко определенное русло поведение участников упорядочиваемых общественных отношений при помощи нормативно- правовых или индивидуально-правовых велений. Систематизация нормативных правовых актов, толкование содержащихся в них норм, координация деятельности правотворческих, правоприменительных и иных органов, организация исполнения принятых решений индивидуального характера, контрольная деятельность, профилактическая работа правоохранительных органов, изучение, обобщение, объективизация и внедрение в практику положительного опыта и др. составляют скорее иные разновидности юридической деятельности, призванные «обслуживать» правовое регулирование.2

Из изложенного выше следует, что под понятие правового  регулирования не подпадают ни само правомерное поведение участников упорядочиваемых общественных отношений (саморегуляция), ни идеологическое воздействие  юридическими средствами на сознание членов общества, ни некоторые разновидности властной юридической деятельности компетентных органов и должностных лиц.

Правовое регулирование  общественных отношений происходит во всех случаях, когда принимается  властное нормативное или индивидуальное решение юридического характера, регламентирушее цели, задачи, принципы, варианты повеления возможных или конкретно поименованных участников этих отношений.

Правовое регулирование  в обществе пронизывает две области  правовой действительности — полностью правотворчество и частично правореализацию. Соответственно, оно имеет две разновидности — общее правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование.

Общее правовое регулирование  заключается в упорядочении общественно-правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. Оно нередко называется нормативным, его осуществляют правотворческие органы, каждый из которых принимает нормативно-правовое решение в пределах своей компетенции и вводит его в действие. Общее правовое регулирование, по существу, означает правотворческую деятельность.3

Индивидуально-правовое регулирование представляет собой  властную деятельность компетентного  субъекта, заключающуюся в дополнительном упорядочении общественных отношений на основе действующих правовых норм путем конкретизации правила поведения их персональных участников с учетом установленных в ходе этой деятельности фактических данных. При этом решается юридическое дело (вопрос) применительно ко всем конкретным его обстоятельствам и принимается индивидуально-правовое решение, имеющее обязательное значение.

Как общее, так и индивидуально-правовое регулирование нормативны в том  смысле, что опираются на нормы  права, функционируют при помощи и на основе этих норм, связаны с определением общих или индивидуальных масштабов повеления.

В этой «нормативности»  есть свои акценты. В ходе общего правового  регулирования создаются и вводятся в действие в основном нормативные  правовые акты, содержащие правовые нормы, без такой правотворческой деятельности правовое регулирование немыслимо вообще. Что касается индивидуального правового регулирования, то оно предпринимается только в определенных случаях, когда в рамках упорядочиваемого отношения требуется персонифицированное решение компетентного органа или лица на основе существующей нормы и в полном соответствии с ней. В подобных случаях второй вид правового регулирования становится логическим продолжением первого, он необходим для конкретизации тех или иных требований правовой нормы применительно к данному лицу (вопросу, делу) путем подготовки и принятия правового акта индивидуального значения. По/тому этот вид правового регулирования иногда именуется «индивидуальным полнормативным регулированием.4

Таким образом, все вилы правового регулирования, независимо от оснований их выделения, органически сочетают властное начало с воспитанием участников упорядочиваемых общественных отношений, с повышением их активности и тл., т.е. с другими направлениями действия права. В целом правовое регулирование во всех своих многообразных проявлениях сориентировано не столько на негативные требования об ограничении чего-либо из того, что хотят участники этих отношений, сколько на решение позитивной задачи формирования их правомерных установок, интересов и потребностей, выработки способности самостоятельно принимать правильные решения, повышать ответственность за принимаемые юридические решения.

 

ГЛАВА2. Стадии правового регулирования и его инструментарий

 

 

В системе социального  регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права на общественные отношения в целях их упорядочения. Так, например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издан Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как к специально-юридической организующей деятельности.

Механизм правового  регулирования — это система  юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование  общественных отношений. Понятие механизма  правового регулирования позволяет собрать воедино и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в процессе правового регулирования.5

К элементам (составным  частям) механизма правового регулирования относятся: нормы права, юридические факты, правовые отношения, акты реализации прав и обязанностей, акты применения норм права.

Для каждого из данных элементов характерна соответствующая  стадия механизма правового регулирования.

Таким образом, правовое регулирование - сложный и постоянно действующий механизм. Разбить его на стадии и элементы в принципе возможно, но следует иметь в виду что это достигается за счет упрощения и обобщения самого процесса воздействия права на общественные отношения. Многие авторы предлагают выделять три стадии:

- разработка и принятие  нормативных правовых актов (законов,  постановлений, указов и т.д.). Это так называемое формирование  нормативной основы правового  регулирования. Здесь правовое  регулирование имеет общий характер, а юридический эффект в большей степени сводится к правовому воздействию;

- возникновение конкретных  прав и обязанностей у субъектов  правовых отношений на основе  юридических норм и юридических  фактов. Особенность данной стадии  в конкретизации норм права, их привязки к конкретной жизненной ситуации. Нормы права имеют общий характер, появившийся юридический факт не только "привязывает" ее содержание, но и наполняет его, обогащает (например, достижение лицом определенного возраста; изобретение; рационализаторское предложение и т.д.);

- реализация субъективных  прав и юридических обязанностей. Возникновение субъективных прав  и юридических обязанностей еще  не свидетельствует о юридическом  эффекте, о желательных или  неизбежных юридических последствиях, например, достижение определенного возраста предоставляет право на пенсионное обеспечение, право на обучение в вузе, право на трудоустройство, право на вступление в брак и т.д.; изобретение и рационализаторское предложение дает лишь право на признание за соответствующим субъектом права на интеллектуальную собственность. Для того чтобы эти права стали реальностью, их необходимо реализовать. 6

Информация о работе Понятие правового регулирования