Понятие правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить механизм правового регулирования.
В соответствии с целью оставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие правового регулирования
- исследовать стадии правового регулирования и его инструментарий

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА1. Понятие правового регулирования 5
ГЛАВА2. Стадии правового регулирования и его инструментарий 9
ГЛАВА3. Механизм гражданско-правового регулирования 15
Заключение 27
Библиографический список ……………………………………………………30
Приложения 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ТГП Механизм правового регулирования.doc

— 1,021.00 Кб (Скачать файл)

Реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей может  быть непосредственной или с помощью правоприменения. Непосредственная реализация не предполагает каких-либо дополнительных юридических действий, например, со стороны государства, органов местного самоуправления, других компетентных структур. Скажем, покупая что-либо в магазине, после оплаты покупки лицо автоматически становится ее собственником. Тем самым субъективное право реализовано, юридические последствия наступили (купивший вещь стал собственником). Другими словами, механизм правового регулирования сработал, правовое регулирование завершено. Однако в определенных случаях требуется властное вмешательство компетентных государственных, муниципальных и иных органов для наступления соответствующих юридических последствий. Речь идет о правоприменении как особой формы реализации права, которое состоит в разрешении юридического дела и вынесении конкретного решения.7

Во-первых, это случаи, когда соответствующие юридические  отношения не могут возникнуть без  вмешательства государства, например, приказ ректора о зачислении на первый курс; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии; решение компетентного органа о выдаче свидетельств на изобретение или рационализаторское предложение.

Во-вторых, это случаи, когда возникает спор о праве, например, на собственность. В этом случае лицо вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Решение суда о признании права собственности в этой части является завершающей стадией правового регулирования.

В-третьих, это случаи правонарушения и привлечения субъектов  права к юридической ответственности, что также невозможно без решения компетентного органа (суда, инспектора ГИБДД и т.д.).

Правовое регулирование  осуществляется при помощи определенных средств. Выше правовое регулирование  было рассмотрено как процесс, движение, как некая энергия, способная принести юридические результаты. В определенных случаях это благо, например, стать собственником вещи, получать свидетельство об изобретении и т.д. В другом, скажем, при предъявлении обвинения и последующем привлечении к юридической ответственности о благе для лица говорить не приходиться. Здесь речь идет о претерпевании государственного принуждения (например, в случаях применения мер уголовной ответственности). Однако юридические последствия, о которых шла речь, сами по себе не возникают, для этого необходим соответствующий инструментарий. Именно эта так называемая техническая сторона, технический аспект правового регулировании и является механизмом правового регулирования. В юридической литературе механизм правового регулирования определяют как взятую в единстве и взаимодействии систему всех правовых средств (инструментов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

А.Б. Венгеров справедливо характеризует механизм правового регулирования как идеальную модель, созданную в результате упрощения, огрубления процесса правового регулирования от второстепенных, неглавных моментов.8

К стадиям правового  регулирования относятся:

1) регламентация общественных отношений;

2) определение условий, при которых субъекты вступают во взаимодействие;

3) установление юридических связей между субъектами;

4) реализация права.

Существует также факультативная стадия — стадия применения права.

Стадия регламентации  общественных отношений находит  отражение в таком элементе, как  норма права. Норма права —  это основа всего механизма правового регулирования. В основном нормы права содержатся в законах и иных нормативных правовых актах. Так, например, Гражданский кодекс РФ регламентирует отношения по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Стадия правового регулирования  связана с определением тех условий, при наступлении которых общие  программы поведения, предусмотренные  правовыми нормами, конкретизируются в реальных общественных отношениях. Основным элементом данной стадии выступает юридический факт.

Стадия установления юридических связей между субъектами связана с таким элементом  механизма правового регулирования, как правоотношение. Правовое отношение  является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования правовой нормы. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам.

Заключительная стадия связана с реализацией субъективных прав и юридических обязанностей. Модели, закрепленные в правовых предписаниях и конкретизированные в правоотношениях, переходят в фактическое поведение субъектов. На данной стадии правового регулирования цели законодателя преобразуются в конкретные результаты, а также удовлетворяются интересы участников правоотношений.

В случаях, когда субъекты не могут сами реализовать свои права  и обязанности и достичь необходимых  целей, в действие механизма правового  регулирования включается такой  важный элемент, как акт применения права — результат правоприменительной деятельности государственных органов и должностных лиц. Роль правоприменительных актов в правовом регулировании состоит в том, что они, действуя на основе юридических норм, порождают индивидуальные права и обязанности и поэтому выступают как важные юридические факты.9

Стадии правового регулирования  можно проиллюстрировать следуюшим  примером. Экономическое развитие обшества вызвало необходимость в регламентации  отношений аренды недвижимого имущества. В главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель определил основные положения об аренде, субъектный состав, права и обязанности сторон договора, а также иные положения, необходимые для реализации вышеназванного права.

Субъекты, решившие вступить в арендные отношения, заключают  договор аренды недвижимого имущества, руководствуясь нормами указанной главы. Названный договор является юридическим фактом, запускающим механизм правового регулирования.

Далее положения указанной  главы конкретизируются в правоотношениях  сторон договора, а именно: определяются права и обязанности арендодателя и арендатора (первый имеет право на получение арендной платы и обязанность предоставить недвижимое имущество; второй имеет право принять помещение и обязанность оплатить аренду).

Затем субъекты совершают  действия в соответствии с моделями поведения, а именно: по акту арендодатель передает, а арендатор получает недвижимое имущество; арендатор оплачивает, а арендодатель получает плату.10

Наконец, договор аренды недвижимого имущества, заключенный  на срок более года, подлежит государственной регистрации. Процедура регистрации договора является стадией применения права.

Каждой стадии соответствует  определенный комплекс юридического инструментария, именно тот, который необходим для  осуществления поставленной задачи.

 

 

 

ГЛАВА3. Механизм гражданско-правового регулирования

 

Механизм гражданско-правового  регулирования не является предметом  дискуссий в цивилистике. Вероятно, неосмысленное перенесение теоретических  положений об этом явлении как  о взятой в единстве системе правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения, на специфическую материю гражданского права, делает его малопонятным и лишенным практической значимости для большинства представителей отраслевой науки.

В.Ф. Яковлев еще в 70-х годах XX в. определил механизм гражданско-правового регулирования в качестве необходимого, но вторичного признака отрасли права. По его мнению, признаки отрасли права не должны рассматриваться в качестве однопорядковых. В частности, главный среди них - предмет отрасли, однако он не выражает ее юридических особенностей. Отрасль права может быть признана таковой лишь при наличии специфических юридических черт: принципов, функций, методов, механизма регулирования, а также названных структурных признаков и известного обособления соответствующего законодательства. При этом если принципы, функции и метод в разных аспектах концентрируют в себе юридическое содержание отрасли, то механизм правового регулирования как совокупность средств правового воздействия, структурные признаки отрасли и обособление ее законодательства являются признаками вторичными, формальными. Они непосредственно не отражают содержание отрасли права, производны от первичных юридических признаков (принципов, функций, метода) и существуют лишь постольку, поскольку сформировались эти последние. Поэтому особенности отраслевого механизма регулирования могут быть раскрыты лишь через призму специфики метода отрасли.

Следует согласиться  с выводами, сделанными В.Ф. Яковлевым, хотя зависимость механизма правового регулирования от первичных юридических признаков отрасли не является настолько очевидной, что любой юрист может однозначно ответить на вопрос о составе и структуре средств гражданско-правового регулирования. Доказательство тому - многолетние острые дискуссии, например, относительно природы устава юридического лица, исполнения обязательства, односторонней сделки, типовых договоров. А ведь решение этих и многих других конкретных вопросов зависит от понимания особенностей системы гражданско-правовых средств. Поэтому изучение механизма гражданско-правового регулирования следует отнести к важнейшим направлениям цивилистических фундаментальных исследований.

Разумеется, важным шагом  на этом пути является выявление соотношения  системы гражданско-правовых средств  с предметом и методом гражданского права. Причем важно не просто проиллюстрировать  отраслевым материалом известное положение о примате метода, но и раскрыть содержание указанной зависимости, что требует обращения к анализу первичных признаков гражданского права.

Установление специфики  первичных признаков отрасли  гражданского права в целях соотнесения  их с механизмом гражданско-правового регулирования невозможно без обращения к критериям разграничения публичного и частного права. Неоспоримо, что гражданское право представляет собой основу частного права.11

Вне сомнения, правовое регулирование - широкое понятие. Оно включает в себя применение права. Но последнее явно играет ключевую роль в процессе регулирования, поскольку именно на этом этапе право становится реально действующим. Поэтому не удивительно, что цивилисты, стараясь выразить суть отраслевого метода правового регулирования, указывают на специфику применения частного права. В чем же она состоит? Это важно выяснить, поскольку общепризнано, что юридическое равенство сторон является важной или даже единственной характеристикой метода гражданского права.

Применение частного права, как и регулирование, является деятельностью. Оно также обладает не только спецификой входящих в его структуру элементов, но и характеризуется многоэтапностью. В отечественном правоведении принято выделять следующие стадии применения права:

1) действия, направленные на установление фактических обстоятельств дела;

2) действия, выражающие  выбор и анализ юридических  норм;

3) действия, из которых  складывается решение юридического  дела.

Аналогичный порядок  предлагается и зарубежными исследователями. Так, германский ученый Ж. Эссер выделяет следующие стадии правоприменения:

1) четкое определение  соответствия фактического состава  тому, который предусмотрен нормой;

2) определение самой  нормы, которой надлежит регулировать  соответствующее отношение;

3) принятие решения относительно соответствия первого и второго условий.12

Думается, что такое  определение процесса применения права  включает в себя только общие действия, не отражая специфическую интеллектуальную деятельность правоприменителя, которая  является ключевой по своему значению: можно собрать огромное количество фактов и проанализировать все нормы права, но так и не принять решения.

Эта особая деятельность обозначается в германском правоведении термином "субзумция". Формализовать  это понятие довольно сложно, поскольку само явление имеет внутренний характер. Я. Шапп предлагает в процессе применения нормы права выделять: 1) создание гипотезы правопритязания; 2) проверку вопроса о том, реализуются ли в подлежащем разрешению случае признаки состава привлеченной юридической нормы - субзумпции. Представляется, что этот процесс протекает несколько иначе. Правоприменитель, предполагая, что фактическая деятельность попадает под частно-правовое регулирование, соотносит ее элементы с положениями норм частного права в соответствии со структурой правоотношения, которое в этом случае выступает в качестве средства правоприменительной деятельности. Результатом этого процесса является заключение о том, относятся ли квалифицируемые отношения к регулируемым правом или нет. Положительное заключение возможно в случае, если правоприменитель обнаружил ту совокупность положений норм частного права, которые содержат подходящие к ситуации правила. Это центральный субзумционный процесс - особая интеллектуальная правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, невозможна без уже упомянутых действий - сбора фактов и анализа норм. Но без субзумции последние лишены организующего начала, поскольку имеют вспомогательный характер.13

Способы применения норм в различных правовых системах неодинаковы. С. Третьяков упоминает о том, что в англо-американском праве используются свои механизмы "операционализации" текста закона. Но понимание и применение отечественного частного права, так же как и национального права тех стран, которые заимствовали германскую пандектную систему, невозможно без владения способом субзумции посредством правоотношения. Знания об этом объединены в особом правовом учении, именуемом догматикой. Так считают германские правоведы, посвятившие в последнее время десятки исследований правовой и конкретно цивилистической догматике. Я. Шапп, обобщая некоторые результаты этой работы, отмечает, что смысл понятия "догматика" является многоплановым. Сегодня под ней понимают учение о действующем праве. "В кодифицированном праве, - отмечает ученый, - догматика представляет собой доктрину о том, как право понимается и применяется в конкретном случае".

Информация о работе Понятие правового регулирования