Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа
Цель работы – изучить механизм правового регулирования.
В соответствии с целью оставлены и решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие правового регулирования
- исследовать стадии правового регулирования и его инструментарий
Введение 3
ГЛАВА1. Понятие правового регулирования 5
ГЛАВА2. Стадии правового регулирования и его инструментарий 9
ГЛАВА3. Механизм гражданско-правового регулирования 15
Заключение 27
Библиографический список ……………………………………………………30
Приложения 31
Реализация субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей может быть непосредственной или с помощью правоприменения. Непосредственная реализация не предполагает каких-либо дополнительных юридических действий, например, со стороны государства, органов местного самоуправления, других компетентных структур. Скажем, покупая что-либо в магазине, после оплаты покупки лицо автоматически становится ее собственником. Тем самым субъективное право реализовано, юридические последствия наступили (купивший вещь стал собственником). Другими словами, механизм правового регулирования сработал, правовое регулирование завершено. Однако в определенных случаях требуется властное вмешательство компетентных государственных, муниципальных и иных органов для наступления соответствующих юридических последствий. Речь идет о правоприменении как особой формы реализации права, которое состоит в разрешении юридического дела и вынесении конкретного решения.7
Во-первых, это случаи,
когда соответствующие
Во-вторых, это случаи, когда возникает спор о праве, например, на собственность. В этом случае лицо вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Решение суда о признании права собственности в этой части является завершающей стадией правового регулирования.
В-третьих, это случаи правонарушения и привлечения субъектов права к юридической ответственности, что также невозможно без решения компетентного органа (суда, инспектора ГИБДД и т.д.).
Правовое регулирование осуществляется при помощи определенных средств. Выше правовое регулирование было рассмотрено как процесс, движение, как некая энергия, способная принести юридические результаты. В определенных случаях это благо, например, стать собственником вещи, получать свидетельство об изобретении и т.д. В другом, скажем, при предъявлении обвинения и последующем привлечении к юридической ответственности о благе для лица говорить не приходиться. Здесь речь идет о претерпевании государственного принуждения (например, в случаях применения мер уголовной ответственности). Однако юридические последствия, о которых шла речь, сами по себе не возникают, для этого необходим соответствующий инструментарий. Именно эта так называемая техническая сторона, технический аспект правового регулировании и является механизмом правового регулирования. В юридической литературе механизм правового регулирования определяют как взятую в единстве и взаимодействии систему всех правовых средств (инструментов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.
А.Б. Венгеров справедливо характеризует механизм правового регулирования как идеальную модель, созданную в результате упрощения, огрубления процесса правового регулирования от второстепенных, неглавных моментов.8
К стадиям правового регулирования относятся:
1) регламентация общественных отношений;
2) определение условий, при которых субъекты вступают во взаимодействие;
3) установление юридических связей между субъектами;
4) реализация права.
Существует также
Стадия регламентации общественных отношений находит отражение в таком элементе, как норма права. Норма права — это основа всего механизма правового регулирования. В основном нормы права содержатся в законах и иных нормативных правовых актах. Так, например, Гражданский кодекс РФ регламентирует отношения по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.
Стадия правового
Стадия установления
юридических связей между субъектами
связана с таким элементом
механизма правового
Заключительная стадия
связана с реализацией
В случаях, когда субъекты
не могут сами реализовать свои права
и обязанности и достичь
Стадии правового
Субъекты, решившие вступить в арендные отношения, заключают договор аренды недвижимого имущества, руководствуясь нормами указанной главы. Названный договор является юридическим фактом, запускающим механизм правового регулирования.
Далее положения указанной главы конкретизируются в правоотношениях сторон договора, а именно: определяются права и обязанности арендодателя и арендатора (первый имеет право на получение арендной платы и обязанность предоставить недвижимое имущество; второй имеет право принять помещение и обязанность оплатить аренду).
Затем субъекты совершают действия в соответствии с моделями поведения, а именно: по акту арендодатель передает, а арендатор получает недвижимое имущество; арендатор оплачивает, а арендодатель получает плату.10
Наконец, договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более года, подлежит государственной регистрации. Процедура регистрации договора является стадией применения права.
Каждой стадии соответствует определенный комплекс юридического инструментария, именно тот, который необходим для осуществления поставленной задачи.
Механизм гражданско-правового
регулирования не является предметом
дискуссий в цивилистике. Вероятно,
неосмысленное перенесение
В.Ф. Яковлев еще в 70-х годах XX в. определил механизм гражданско-правового регулирования в качестве необходимого, но вторичного признака отрасли права. По его мнению, признаки отрасли права не должны рассматриваться в качестве однопорядковых. В частности, главный среди них - предмет отрасли, однако он не выражает ее юридических особенностей. Отрасль права может быть признана таковой лишь при наличии специфических юридических черт: принципов, функций, методов, механизма регулирования, а также названных структурных признаков и известного обособления соответствующего законодательства. При этом если принципы, функции и метод в разных аспектах концентрируют в себе юридическое содержание отрасли, то механизм правового регулирования как совокупность средств правового воздействия, структурные признаки отрасли и обособление ее законодательства являются признаками вторичными, формальными. Они непосредственно не отражают содержание отрасли права, производны от первичных юридических признаков (принципов, функций, метода) и существуют лишь постольку, поскольку сформировались эти последние. Поэтому особенности отраслевого механизма регулирования могут быть раскрыты лишь через призму специфики метода отрасли.
Следует согласиться с выводами, сделанными В.Ф. Яковлевым, хотя зависимость механизма правового регулирования от первичных юридических признаков отрасли не является настолько очевидной, что любой юрист может однозначно ответить на вопрос о составе и структуре средств гражданско-правового регулирования. Доказательство тому - многолетние острые дискуссии, например, относительно природы устава юридического лица, исполнения обязательства, односторонней сделки, типовых договоров. А ведь решение этих и многих других конкретных вопросов зависит от понимания особенностей системы гражданско-правовых средств. Поэтому изучение механизма гражданско-правового регулирования следует отнести к важнейшим направлениям цивилистических фундаментальных исследований.
Разумеется, важным шагом
на этом пути является выявление соотношения
системы гражданско-правовых средств
с предметом и методом
Установление специфики первичных признаков отрасли гражданского права в целях соотнесения их с механизмом гражданско-правового регулирования невозможно без обращения к критериям разграничения публичного и частного права. Неоспоримо, что гражданское право представляет собой основу частного права.11
Вне сомнения, правовое регулирование - широкое понятие. Оно включает в себя применение права. Но последнее явно играет ключевую роль в процессе регулирования, поскольку именно на этом этапе право становится реально действующим. Поэтому не удивительно, что цивилисты, стараясь выразить суть отраслевого метода правового регулирования, указывают на специфику применения частного права. В чем же она состоит? Это важно выяснить, поскольку общепризнано, что юридическое равенство сторон является важной или даже единственной характеристикой метода гражданского права.
Применение частного права, как и регулирование, является деятельностью. Оно также обладает не только спецификой входящих в его структуру элементов, но и характеризуется многоэтапностью. В отечественном правоведении принято выделять следующие стадии применения права:
1) действия, направленные на установление фактических обстоятельств дела;
2) действия, выражающие выбор и анализ юридических норм;
3) действия, из которых
складывается решение
Аналогичный порядок предлагается и зарубежными исследователями. Так, германский ученый Ж. Эссер выделяет следующие стадии правоприменения:
1) четкое определение
соответствия фактического
2) определение самой
нормы, которой надлежит
3) принятие решения относительно соответствия первого и второго условий.12
Думается, что такое
определение процесса применения права
включает в себя только общие действия,
не отражая специфическую
Эта особая деятельность обозначается в германском правоведении термином "субзумция". Формализовать это понятие довольно сложно, поскольку само явление имеет внутренний характер. Я. Шапп предлагает в процессе применения нормы права выделять: 1) создание гипотезы правопритязания; 2) проверку вопроса о том, реализуются ли в подлежащем разрешению случае признаки состава привлеченной юридической нормы - субзумпции. Представляется, что этот процесс протекает несколько иначе. Правоприменитель, предполагая, что фактическая деятельность попадает под частно-правовое регулирование, соотносит ее элементы с положениями норм частного права в соответствии со структурой правоотношения, которое в этом случае выступает в качестве средства правоприменительной деятельности. Результатом этого процесса является заключение о том, относятся ли квалифицируемые отношения к регулируемым правом или нет. Положительное заключение возможно в случае, если правоприменитель обнаружил ту совокупность положений норм частного права, которые содержат подходящие к ситуации правила. Это центральный субзумционный процесс - особая интеллектуальная правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, невозможна без уже упомянутых действий - сбора фактов и анализа норм. Но без субзумции последние лишены организующего начала, поскольку имеют вспомогательный характер.13
Способы применения норм в различных правовых системах неодинаковы. С. Третьяков упоминает о том, что в англо-американском праве используются свои механизмы "операционализации" текста закона. Но понимание и применение отечественного частного права, так же как и национального права тех стран, которые заимствовали германскую пандектную систему, невозможно без владения способом субзумции посредством правоотношения. Знания об этом объединены в особом правовом учении, именуемом догматикой. Так считают германские правоведы, посвятившие в последнее время десятки исследований правовой и конкретно цивилистической догматике. Я. Шапп, обобщая некоторые результаты этой работы, отмечает, что смысл понятия "догматика" является многоплановым. Сегодня под ней понимают учение о действующем праве. "В кодифицированном праве, - отмечает ученый, - догматика представляет собой доктрину о том, как право понимается и применяется в конкретном случае".