Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:37, курсовая работа
Для России, в которой происходит коренная перестройка ее правовой системы, огромное значение имеет использование правового опыта других стран. Именно поэтому, как было сказано выше, развитие этой отрасли правовой науки особенно актуально в настоящее время.
Но перед этим следует определить само понятие правовой системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 4
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 8
АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ (СЕМЬЯ ОБЩЕГО ПРАВА) 10
АНГЛИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 10
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА США 14
МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 16
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Рене Давид, французский компаративист
«Включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Характерные черты этого права совсем иные, нежели право всех систем романо-германской семьи. Общее право было создано судьями, разрешавшими споры между отдельными лицами. <….> Норма общего права менее абстрактна, чем норма права романо-германской правовой семьи, и направлена на то, чтобы разрешить конкретную проблему, а не сформулировать общее правило поведения на будущее. Нормы, касающиеся отправления правосудия, судебного процесса, доказательств и даже исполнения судебных решений, в глазах юристов этих стран имеют не меньшее, а даже большее значение, чем нормы, относящиеся к материальному праву; их основная забота – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка. Наконец, общее право в силу своего происхождения связано с королевской властью. Оно получало толчок для своего развития тогда, когда порядок в стране находился под угрозой или когда какие-либо иные важные обстоятельства требовали или оправдывали вмешательство королевской власти. В этих случаях оно как бы приобретало черты публичного права, так как споры частного характера интересовали суды общего права лишь в той степени, в какой они затрагивали интересы Короны или королевства. При формировании и развитии общего права учения романистов, основанные на гражданском праве, играли весьма ограниченную роль; классификации общего права, его концепции и сам словарь юристов этой формации совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской семьи.
Так же как право романо-германской семьи, общее право получило в определенный период широкое распространение в мире в силу тех же причин колонизации или добровольной рецепции. Можно различать европейское общее право (Англия, Ирландия) и внеевропейское, Вне Европы (например, в некоторых мусульманских странах или в Индии) общее право было воспринято лишь частично. Здесь важен результат, к которому привело применение общего права в условиях его сосуществования с традициями другой цивилизации. Кроме того, различие среды может повлечь и глубокое различие между правом страны, где оно возникло, и страны, в которую оно импортировано. Общее право дает этому особенно наглядное подтверждение. Среди стран общего права есть такие, как США или Канада, в которых сложилась культура, отличающаяся во многих аспектах от английской. Поэтому право этих стран получило широкую автономию в рамках правовой семьи общего права».6
Главным составляющим англо-саксонской правовой семьи является английское право, поэтому будет правильным разобрать данный вопрос именно на этом примере. Отличиями английского общего права от романо-германской правовой системы являются: структура права, категории и понятия права, правовые нормы. Английское право не делится на публичное и частное право, на гражданское и торговое, административное и право социального обеспечения. Однако в английском праве присутствует деление на общее право и право справедливости. В нем существуют такие категории как доверительная собственность, встречное удовлетворение, треспасс, эстоппель и др. и не существует таких категорий как юридическое лицо, родительская власть, непреодолимая сила, подлог и другие, которых присутствуют в романо-германской правовой семье. Структура английского права складывалась в рамках судебной процедуры, поэтому правовые нормы в нем имеют, скорее, общий и абстрактный характер, нет деления норм на позитивные и императивные.
Тем не менее не стоит полагать, что английское право основано лишь на использовании судебного прецедента. С середины ХХ века в Англии произошли события, которые повлияли на развитие законодательной базы. Таким образом законодательство стало важным источником права наряду с прецедентом. Однако это не означает, что судебный прецедент утратил своё значение в качестве полноценного источника английского права. До сих пор сохраняются определённый круг правовых вопросов, который регулируется непосредственно нормами общего права (некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушение обязательств и многие другие гражданские правонарушения). Следует отметить одну интересную черту английской правовой системы, а именно то, что все вновь изданные законодательные акты мгновенно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых акты просто не могут нормально функционировать, так как прецеденты уточняют, развивают и очень подробно детализируют законодательные формулировки.
Может возникнуть вопрос почему именно английское право а не к примеру британское? Дело в том, что английское право действует только на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву.
«Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а господствовавшие начиная с эпохи Возрождения философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более понимается в странах общего права так же, как и в странах романо-германской семьи, и из этого следует, что, по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идее справедливости.
Стремление говорить о единой семье западного права тем более сильно, что в некоторых странах существуют такие правовые системы, которые трудно отнести с определенностью к той или другой правовой семье, так как они много заимствовали и там, и тут. В числе таких смешанных правовых систем можно назвать шотландское право, право Израиля, Южно-Африканской Республики, провинции Квебек, Филиппин. Семьи романо-германского и общего права юристами стран социалистического лагеря часто объединяются под общим термином "буржуазное право"».7 Подведем итог спору о выборе лучшей правовой семьи между двумя вышеобозначенными семьями. Как мы видим, четко определенных преимуществ по отношению друг к другу нет. Тем более что на лицо взаимопроникновение этих семей.
В основном американское право происходит из одного источника – английского права. А никакая другая система права реалы ю не имела шанса утвердиться в США, так же как и никакой иной язык, кроме английского.
Л. Фридман, американский юрист
«Известный французский компаративист Р. Давид справедливо писал, что в Англии и США одна и та же общая концепция права и его роли; в обеих странах существует в общем одно и то же деление права, используются одни и те же понятия и трактовка нормы права. Категории «общее право», «право справедливости», «доверительная собственность» понятны и естественны как для английских, так и для американских юристов. И для тех, и для других право – это только право судебной практики. Нормы, выработанные законодателем, фактически входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.
Право США, следовательно, в целом имеет структуру, аналогичную структуре общего права. Но это только в целом; стоит приступить к рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются многочисленные структурные различия между американским и английским правом, многие из которых действительно существенны и не могут сбрасываться со счетов.
Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. В связи с этим можно сказать, что в США существует 51 система права – 50 в штатах и одна федеральная».8
Главным отличием американской правовой системы от английской является предопределяющая роль конституции в качестве основного источника права. Соотношение же законодательных актов, издаваемых Конгрессом и властями штатов, и норм общего права на протяжении всей истории США не раз изменялось.
А. Х.Саидов выделяет несколько черт, которые ставят под сомнение отношение правовой системы США к англо-саксонской правовой семье.
«Во-первых, двухуровневое правовое развитие, при котором параллельно и в то же время во взаимодействии действуют правовые сие темы федерации и штатов. Своеобразны способы унификации прав в масштабе федерации. Федеративное устройство США ставит на повестку дня вопрос о единстве правовой системы страны.
Во-вторых, главенствующее положение федеральной Конституции, удельный вес которой практически определяется толкование} ее положений Верховным судом. Наличие Конституции США ограничивает свободу действий как законодательных, так и судебных органов в части внесения изменений в организацию правосудия.
В-третьих, реализация принципа разделения властей дополняет с введением судебного контроля за конституционностью законов При этом Верховный суд США напоминает скорее законодательный чем правоприменительный орган, особенно когда создаваемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело, а на дела, которые могут возникнуть в будущем.
В-четвертых, сохранение приоритетной роли судебной практики сочетается с интенсивным развитием отраслевого законодательства. Но его кодификация в отличие от романо-германского права происходит скорее в виде консолидации актов и норм. Сборники законов служат разновидностями систематизированных собраний действующих актов и Свода законов.
В-пятых, наблюдается немалое различие в юридической терминологии Англии и США.
В-шестых, американский прецедент более подвижен, чем английский. Так, Верховный суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. Нет формальных запретов на внесение изменений в ранее принятые решения или на отказ от прецедента. При рассмотрении конкретного дела суд вправе переоценивать факты применяемого прецедента, отнесенные к основным обстоятельствам».9
Главное, что нам хотелось показать при описании этих систем, – это то, что западный образ мышления не является ни господствующим, ни бесспорным в современном мире.
Рене Давид, французский компаративист
«Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию».10 Основой мусульманского права является Коран – священная книга, “ядро” правовой системы. Следующим источником мусульманского права является Сунна – описание поступков, поведения, высказываний Магомета. Третий источник мусульманского права – иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским обществом об обязанностях правоверного. Иджма - единогласное мнение знатоков ислама, ученых-правоведов, установивших принцип, норму мусульманского права на основе Корана и Сунны. Четвертым источником мусульманского права является кияс, так называемое умозаключение по аналогии. Нормы сформулированные мусульманской правовой доктриной на основе иджмы и кияса, составляют вторую группу норм мусульманского права, взаимосвязанных с первой – группой юридических предписаний Корана и Сунны. Следует отметить, однако, что нормы мусульманского права обладают относительной самостоятельностью по отношению к постулатам ислама. Так, наряду с писаным правом - шариатом (“путь следования”) в мусульманских странах действует и обычное право - адаты. « Право, связанное с религией или с определенным мировоззрением, может не применяться судами, а индивидуумы не обязательно следуют ему в своей деятельности. И тем не менее такое право оказывает существенное влияние как на людей, так и на правоприменительные органы».11 Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере.
Однако не стоит полагать что мусульманское право зародившееся в VII–X вв. может до сих пор единолично действовать на фоне развивающихся общественных отношений. В мусульманских странах появляются и кодексы, регулирующие отношения в уголовной, гражданской, торговой и т. д. сферах, и суды разрешающие вопросы по уголовным, гражданским и иным делам. В рядах стран существует конституция. По мнению Р. Давида, «сложившееся 10 веке нашей эры мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нём нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того многие нормы мусульманского права, приемлемые в своё время, теперь не только не отвечают нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится с ними».
Слово «социалистический» неоднозначно в том смысле, что им пользуются самые разные политические партии. Это относится и к выражению «социалистические страны», и соответственно к выражению «социалистические правовые системы»... В центре нашего внимания – право Советского Союза и наряду с ним право тех европейских стран, которые привержены коммунистическому идеалу. Между правом каждой из этих стран и советским правом немало различий, и это обстоятельство следует подчеркнуть, чтобы опровергнуть миф о монолитном сходстве и идеологии без нюансов. Эти различия таковы, что можно даже поставить под сомнение единство социалистической правовой семьи. Однако многочисленные сходства несомненны, равно как приверженность общим принципам, и это дает основания для объединения этих различных систем в одну семью.
Рене Давид, французский компаративист
« Правовые системы стран, входящих ныне в социалистический лагерь, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье. Они сохранили ряд черт, которые мы отмечали, говоря о романо-германской правовой семье. Норма права там всегда рассматривается как общая норма поведения: сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву. Однако наряду с некоторым сходством правовые системы социалистических стран имеют такого рода отличия по сравнению с правом романо-германской семьи, на основании которых закономерно считать социалистические правовые системы, как это и делают юристы социалистических стран, отошедшими от романо-германской правовой семьи и образующими самостоятельную правовую семью».12
Возникновение социалистической правовой семьи датируется 1917 г., т. к. социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.