Понятие «Президентское вето» в конституционном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить полномочия Президента по наложению вето на отдельные законодательные акты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «Президентское вето», используемое в конституционном праве;
2. Рассмотреть процедуру отклонения федеральных законов и возвращения их Президентом без рассмотрения;
3. Изучить положительные и отрицательные моменты в применении конституционном праве отлагательного вето Президента

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Понятие «Президентское вето» в конституционном праве... .......................6
2. Конституционные основы вето Президента РФ………………………….10
3. Значение права отлагательного вето Президента РФ в законодательном процессе………………………………………………………………………...15
Заключение............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................25

Файлы: 1 файл

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

1. Понятие «Президентское вето» в конституционном праве... .......................6

2. Конституционные основы вето Президента РФ………………………….10

3. Значение права отлагательного  вето Президента РФ в законодательном  процессе………………………………………………………………………...15

Заключение............................................................................................................23

Список использованной литературы...................................................................25

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Несмотря на имеющиеся  у Президента РФ значительные полномочия в области организации деятельности исполнительной власти и контроля за ней, у Правительства и Президента разные конституционные статусы и назначение в законодательном процессе. Деятельность главы государства имеет комплексное, интегрирующее значение для всех ветвей государственной власти.

В этом плане полномочия Президента в законодательном процессе можно разделить на так называемые общие и специальные полномочия. К первым (общим) относятся право Президента вносить в парламент законопроекты в порядке законодательной инициативы, а также полномочия по участию в рассмотрении законопроекта путем присутствия на заседаниях палат, внесения поправок к законопроектам и др.

Вторая группа полномочий Президента как участника законодательного процесса включает его исключительные права, определяемые статусом главы  государства. Этими правами не наделен больше ни один субъект законодательного процесса. К ним относятся право Президента по подписанию и обнародованию федеральных законов, принятых палатами парламента, и право отклонять принятый Федеральным Собранием закон (право президентского вето).

Безусловно, наиболее важной формой участия Президента РФ в законодательном процессе является право главы государства отклонить федеральный закон. В статье 107 Конституции РФ устанавливается отлагательный характер вето Президента, предусматривающий возможность повторного рассмотрения «отвергнутого» Президентом закона Федеральным Собранием.

Право вето Президента на принятые Федеральным  Собранием законы стимулирует повышение  их качества, устранение имеющихся  пробелов и дефектов. Как справедливо  отмечает А.С. Щукин, применение данного «фильтра» для достижения необходимого качества законов представляется весьма полезным. Нельзя не согласиться с утверждением Л.А. Окунькова о том, что право президентского вето – «оружие стратегическое, а не тактическое». Как свидетельствует зарубежный опыт, им нельзя злоупотреблять, но надлежит всегда держать в боевой готовности. Зачастую гораздо эффективнее сама угроза наложения вето, высказанная Президентом еще на стадии рассмотрения законопроекта.

Анализируя качество принятых за последнее время федеральных законов можно прийти к выводу, что позитивные результаты в законотворчестве не могут оправдать принятия законов, часто противоречащих друг другу. Одни законы, будучи принятыми, не исполняются. Другие же постоянно подвергаются изменениям, даже не вступив в силу.

Трудно переоценить  актуальность рассматриваемой в  работе темы. Вопрос наложения вето на Федеральные Законы, принятые Государственной  Думой, периодически поднимается в России с момента появления института президентства.

Цель исследования – изучить полномочия Президента по наложению вето на отдельные законодательные акты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие «Президентское вето», используемое в конституционном праве;

2. Рассмотреть  процедуру отклонения  федеральных законов и возвращения  их Президентом без рассмотрения;

3. Изучить положительные и отрицательные  моменты в применении конституционном  праве отлагательного вето Президента;

 

Предмет исследования работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента РФ, президентов других государств.

Объект исследования – компетенция Президента Российской Федерации по наложению вето на отдельные законодательные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие категории «Вето главы государства» в конституционном праве

 

Вето (от лат. veto — запрещаю) — право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения1.

Право вето как общественный институт появилось в Древнем Риме. В Римской республике каждый из двух консулов мог заблокировать приведение в исполнение военного или гражданского решения другого консула. Также, каждый трибун имел право единолично отклонить закон, принятый Сенатом.

Право вето является важной формой участия Президента в законодательном  процессе. Значимость этого права  возрастает в силу того, что оно  принадлежит Президенту и является одним из традиционно закрепляемых за ним полномочий.  В большинстве демократических государств, имеющих Президента с полномочиями главы государства, существует право вето как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом Президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик.

Право вето — это право  главы государства не согласиться  с законом, принятым парламентом, и  еще не вступившим в силу. Право  вето используется главой государства  на стадии подписания закона или промульгации.

Конституционное право, выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (или резолютивное) и относительное (или отлагательное). Абсолютное, или резолютивное, вето состоит в том, что отказ главы государства утвердить (подписать) закон, принятый парламентом, является окончательным и не может быть преодолен. Относительное, или отлагательное, вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом преодолен2.

В настоящее время  абсолютное вето практически не применяется (в Англии последний случай абсолютного вето датируется 1707 г.), хотя формально и не исключается. Абсолютное вето непосредственным образом связано с понятием санкционирования закона, которое своими корнями уходит во времена борьбы между монархами и парламентами.

Развитие конституционного права привело к тому, что глава  государства утратил право по своему усмотрению отвергать принятый парламентом закон, а вето стало  относительным (отлагательным). Ныне термин «санкционирование» сохранился в сравнительно немногих конституциях, и большинство из них говорит о подписании или о промульгации. В некоторой степени близким по своим результатам к абсолютному вето является право Президента Индии отклонять такие законопроекты легислатур штатов, которые в соответствии с Конституцией могут быть зарезервированы для рассмотрения губернатором соответствующего штата.

Как отмечается в литературе, в этом случае практически не существует какого-либо средства, позволяющего преодолеть вето Президента. Подобным правом обладает и генерал-губернатор Канады применительно к законопроектам провинций. Конституция Испании гласит, что король санкционирует в пятнадцатидневный срок законы, одобренные Генеральными кортесами, промульгирует их и распоряжается об их немедленном опубликовании.

Санкционирование практически  осуществляется путем подписания и  король не обладает никаким правом вето. В Швеции, где главой государства  является король, наделенный лишь чисто  представительскими функциями, текст, принятого парламентом закона должен быть без промедления подписан премьер-министром и соответствующим министром, после чего он сразу же вступает в силу.

 В Японии, после  принятия законопроекта обеими  палатами парламента, председатель  палаты, в которой было принято  окончательное решение или председатель палаты представителей, если решение этой палаты стало решением парламента, представляет принятый законопроект через кабинет министров на утверждение императору, которое носит чисто формальный характер.

Как правило, вето распространяется на законопроект (закон, принятый парламентом) в целом, и не может распространяться на отдельные его положения. Это часто создает неудобства, так как Президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать весь законопроект по причине присутствия в нем статей, с которыми Президент не согласен.

В ряде стран (Франция, Португалия, Филиппины, Мексика, Эквадор) применяется  выборочное вето, накладываемое главой государства на отдельные статьи и положения законопроектов. В США правом выборочного вето пользуются лишь губернаторы некоторых штатов. В США неоднократно вносились предложения о предоставлении Президенту права выборочного вето. Подобная новелла способна усилить роль Президента в законодательном процессе, особенно по отношению к финансовому законодательству.  

В странах СНГ также  используется процедура выборочного  вето Президента. Как следует из текста Конституции Республики Беларусь, палаты парламента могут рассмотреть  возражения Президента на отдельные  положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае закон подписывается Президентом за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента3.

В России вето трудно назвать  выборочным, поскольку Конституция  говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

Причины использования  Президентом своего права вето могут  быть разными. Конституции, как известно, не устанавливают перечня либо конкретных оснований для применения права  вето. Нередко причиной достаточно частого обращения Президента к праву вето являются расхождения в политической ориентации Президента и парламентского большинства. Частота использования вето может быть обусловлена и низким уровнем законодательной работы парламента. Правда, трудно оценить как однозначно положительную и такую ситуацию, когда это право практически не используется Президентом. Например, в Италии в 1948—1955 гг. Президент применил свое право вето лишь четыре раза, а принято было почти три тысячи законов4.

Использование права  вето свидетельствует о качестве взаимодействия разных ветвей власти, прежде всего законодательной и исполнительной, и его следует рассматривать как необходимый элемент системы сдержек и противовесов, при помощи которого реализуется принцип разделения властей.

 

 

 

 

 

2 Конституционные основы вето Президента РФ

 

Участие Президента в законодательном  процессе заключается в следующих  действиях:

а) внесение законопроекта  о праве законодательной инициативы;

б) возможность постоянного участия  в процессе законотворчества при  обсуждении закона в палатах Федерального Собрания или в согласительных комиссиях;

в) подписание и обнародование закона;

г) отклонение федерального закона (президентское  вето)5.

Особый интерес представляет последняя  стадия законодательного процесса - президентское вето в отношении федерального закона.

Практика законотворчества большинства  стран показывает, что право вето является мощным средством воздействия  исполнительной власти на законодательную. Так, Конгресс США за двухсотлетний  период существования смог преодолеть около 3% от общего числа президентских вето. После принятия Конституции в 1993 г. палаты Федерального Собрания РФ преодолели вето не более чем на два десятка федеральных законов6.

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента страны. В соответствии с Конституцией  после одобрения Советом Федерации федерального закона последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.

Глава государства может и отклонить федеральный закон. Как отмечалось, у Президента есть право вето в отношении федеральных законов. Однако вето это не абсолютное, а лишь отлагательное и может быть преодолено парламентом. Более того, это право распространяется лишь на один из видов законов, принимаемых Федеральным Собранием, поскольку из части 2 статьи 108  Конституции РФ следует, что «Президент не вправе отклонить федеральный конституционный закон и обязан его промульгировать».

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции  РФ если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето.

В Конституции РФ термин «вето» не употребляется. Вместе с тем это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание Российской Федерации может согласиться с доводами Президента изменить закон или отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он в течение семи дней должен быть подписан Президентом РФ и обнародован7.

Информация о работе Понятие «Президентское вето» в конституционном праве