Понятие «Президентское вето» в конституционном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить полномочия Президента по наложению вето на отдельные законодательные акты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «Президентское вето», используемое в конституционном праве;
2. Рассмотреть процедуру отклонения федеральных законов и возвращения их Президентом без рассмотрения;
3. Изучить положительные и отрицательные моменты в применении конституционном праве отлагательного вето Президента

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Понятие «Президентское вето» в конституционном праве... .......................6
2. Конституционные основы вето Президента РФ………………………….10
3. Значение права отлагательного вето Президента РФ в законодательном процессе………………………………………………………………………...15
Заключение............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................25

Файлы: 1 файл

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС!!.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения нормального  рабочего взаимодействия парламента, Президента и Правительства в  законодательном процессе замечания  Президента принципиального характера должны быть, как правило, предметом обсуждения уже на первом чтении законопроекта, когда одобряется концепция будущего закона, а не после его принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации. Правовая служба Президента, представитель Президента в Государственной Думе обязаны своевременно информировать Президента о ходе рассмотрения депутатами законопроектов, а палаты Федерального Собрания, соответственно, о замечаниях Президента по ним.16

Регламенты Государственной  Думы и Совета Федерации должны предусматривать жесткие требования к юридической проработке законопроектов и полностью корреспондироваться в этой части с положениями о законотворческой работе Правительства и Президента. Практика показывает, что замечания Правового управления Государственной Думы, неучтенные депутатами при рассмотрении законопроекта, затем нередко воспроизводятся Президентом при отклонении им того или иного закона. И это естественно, ведь требования к юридико-технической проработке акта везде должны быть одинаковы. Таким образом, скрупулезная юридическая проработка законопроекта на этапах первого и второго чтения депутатами, экспертами научных учреждений, аппаратом Президента и Правительства дает возможность повысить его качество и как следствие уменьшить вероятность наложения вето Президентом, по крайней мере, по причинам несоответствия Конституции и юридико-технических погрешностей. Но для этого необходимо обеспечить обязательность проведения авторитетной юридической экспертизы по проекту и рассмотрение ее результатов непосредственно на заседании палаты при обсуждении проекта.

Оптимизация взаимоотношений  парламента и Президента невозможна лишь путем совершенствования регламентов  палат и положений о порядке  взаимодействия Президента России с  палатами в законотворческом процессе. Эффективность и качество законотворческой работы требуют полноценной правовой базы в виде специального закона о взаимодействии высших органов государственной власти, ускорения прохождения необходимых законодательных процедур, установленных Федеральным законом  от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Необходимо детально закрепить технико-юридические процедуры  законотворчества на всех его этапах, определить роль, права и обязанности  каждого участника этого процесса, не нашедшие прямого отражения в  нормах Конституции. Это могло бы способствовать устранению коллизий между органами власти и повышению качества законов. Кроме того, необходимо стремиться к сотрудничеству и взаимопониманию, учитывать мнения и предложения всех сторон. И тогда не будет такого явного торможения законодательного процесса, и парламент и Президент действительно будут представлять единую власть, а не противоборствующие стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Вето Президента Российской Федерации — закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием Федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения.

Право вето, или так  называемое право негативного контроля, — одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы.

Конституция РФ наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс.

Из Конституции РФ вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом «проигнорировать» аргументы главы государства.

В практике взаимоотношений Президента РФ и Федерального Собрания стало нередким возвращение Президентом РФ федеральных законов без рассмотрения. Такая акция не равнозначна применению вето, а, следовательно, не требует для преодоления при повторном рассмотрении большинства в две трети.

Конституционный Суд  разграничил процедуры возвращения  и отклонения федеральных законов. Президент РФ имеет право возвратить Федеральный закон только в случае, если до его направления Президенту РФ он принимался в обычном порядке, а не в порядке преодоления президентского вето. Если же Федеральный закон был повторно рассмотрен и одобрен палатами Федерального Собрания в порядке преодоления президентского вето, то Президент не имеет права возвратить такой Федеральный закон со ссылкой на нарушение конституционной процедуры повторного рассмотрения и одобрения.

Как правило, истинной причиной возвращения Президентом законов в парламент является не нарушение требований Конституции к принятию закона, но принципиальное несогласие Президента с содержанием закона.

В основе главных мотивов вето главы государства должны находиться не интересы исполнительной власти в области законодательства. Как гарант Конституции Президент должен способствовать сбалансированности системы разделения властей и, руководствуясь общегосударственными интересами, обеспечивать эффективное взаимодействие всех государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Указ Президента  РФ  от  13  апреля  1996  г.  N  549  "Об  утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской  Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе" (с изм. от 15 мая, 6 октября, 24 декабря 1997  г.,  4  марта 1998 г.)

3. Указ Президента  РФ от 23 мая 1996 г. N 763  (с изменениями  от  16  мая 1997 г., 13 августа 1998 г.)

4.  Указ  Президента  РФ  от  9  июля  1997  г.  N  696  "О   полномочном представителе  Президента Российской  Федерации   в  регионе  Российской Федерации" (с изм. от 13 мая 2000 г.)

5. Распоряжение Президента  РФ от 3 августа 1996 г. N 413-рп

6. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 31 октября  1995 г. N 8  "О некоторых вопросах  применения судами Конституции  Российской  Федерации при осуществлении правосудия"

Литература

1. Колесников Е.В. Закон как основной источник конституционного права Российской Федерации // Личность и власть: Конституционные вопросы: Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону, 1995.

2. Коптелевская И. Конституционные законы - новое явление в законодательстве России // Вестник Конституционного Суда. 1994. № 1.

3. Котенков А.А.. Президент - парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе.  Государство и право, 1998, №9, №10

4. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий Конституции РФ 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001.

5. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., Закон и право, 2000.

6. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. Государство и право, 2001, №3

7. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. № 2.

8. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – Москва, 1996.

9.  Окуньков Л А., Рощин В.А. Вето Президента. М., 1999.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: Россия на рубеже эпох // Российская газета 1999. 31 марта

11. Радченко В.И.  Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000.

12. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

13. Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. -7-е издание. - М.: Юристъ, 2000.

14. Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

1 Окуньков Л А., Рощин В.А. Вето Президента. М., 1999.

2 Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. -7-е издание. - М.: Юристъ, 2000.

3 Радченко В.И.  Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000.

4 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994..

5 Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. № 2.

6Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – Москва, 1996.

7 Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

8 11. Радченко В.И.  Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000

9 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

10 Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. -7-е издание. - М.: Юристъ, 2000.

11 Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

12 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – Москва, 1996.

13 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – Москва, 1996.

14 Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. № 2.

15 Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. № 2.

16

 

 


Информация о работе Понятие «Президентское вето» в конституционном праве