Понятие, принципы и источники избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В условиях становления и развития демократии в России, народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, в настоящее время превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в России является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов, как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………………………………..3
1 Понятие избирательного права и его сущность……………………………..6
2 Основные принципы избирательного права.……………………………….13
3 Источники избирательного права…………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….…31
Глоссарий…….…..……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Аксененко валя, Понятие, принципы и источники избирательного права..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Кемеровский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Понятие, принципы и источники избирательного права.

Фамилия студента

Аксененко

Имя студента

Валентина

Отчество студента

Анатольевна

№ контракта

0590012403709002


 

Содержание

Введение.………………………………………………………………………………..3

1 Понятие избирательного права и его сущность……………………………..6

2 Основные принципы избирательного права.……………………………….13

3 Источники избирательного права…………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………….…31

Глоссарий…….…..……………………………………………………………………34

Список использованных источников………………………………………………..39

Приложения…..…………………………………………………………….…………41

Введение

 

 

 

Актуальность темы. В условиях становления и развития демократии в России, народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, в настоящее время превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в России является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов, как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Поэтому свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Это объективно способствует повышению роли и значения опосредующего их избирательного права. От решения избирателей, от их избирательной активности, зависит не только дальнейший политический курс внутри страны (состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, партийная принадлежность, наконец выборы президента), но и ее внешняя политика. Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное, чтобы демократия стала потребностью среди широких масс населения, а не только среди политической элиты. Поэтому важнейшую роль в этом процессе играет избирательное право, как возможность посредством выборов (референдума) выражать свое волеизъявление. . У каждого гражданина есть свои права и обязанности. Юридически закреплено, что среди прочих человек обладает политическими правами и должен, на мой взгляд, активно участвовать в политической жизни страны. Ведь от каждого гражданина, зависит, как будет развиваться наше государство. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепринятым элементом демократического общества и государства. Развитие современного избирательного права в условиях углубления и расширения, демократических начал в организации и проведении выборов, делает весьма актуальной задачу формирования универсального стандарта (критериев) системы (перечня) политико-правовых и организационно-технологических принципов ротации и передачи публичной власти по итогам избирательных компаний.1

Разработанность темы: данная тема рассматривается в юридической науке не так давно и на данном этапе является достаточно обсуждаемой. Избирательное право ассоциируется с институтом, подотраслью или самостоятельной отраслью российского права. Причем практически все указанные варианты на данную тему сопровождаются причислением избирательного права к подсистеме конституционного права, обладающей, вместе с тем и нормативными включениями отраслевого (административного, трудового, финансового, гражданско-процессуального и др.). Поэтому избирательное право и его ключевые понятия рассматриваются как в рамках дисциплины конституционное право, так и самостоятельно, в качестве отдельного направления. Среди авторов, которые освещали тему избирательного права в рамках дисциплины конституционное право можно отметить М.В.Баглай, Р.В.Енгибаряна, О.Е.Кутафина, Л.Н.Анисимова, Е.В.Шувалова, Ю.А.Дмитриева, В.Б.Исраеляна, А.С.Автономова, Ю.А.Веденеева, А.Алехичева, А.С.Постникова, А.В.Зиновьева. Авторы последних публикаций С.А.Трыкановская, И.В.Захаров, Гасанов К., Прудников А., Ершов В.А., Шишкина Н.Э. занимаются изучением избирательного права как самостоятельного научного направления.

При написании курсовой работы использовались также и нормативно-правовые источники: Конституция РФ, Законы РФ и другие.

Цель: рассмотреть и проанализировать понятия, принципы и источники избирательного права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. определить понятие и сущность избирательного права;
  2. рассмотреть основные принципы, на которых базируется избирательное право;
  3. выявить основные источники избирательного права.

Объект исследования – избирательное право.

Предметом исследования - нормативно-правовой комплекс избирательного права.

Методы исследования: аналитический, теоретический, сравнительный, исторический.

 

 

Основная часть

 

 

 

1 Понятие избирательного права и его сущность.

 

 

 

Прежде чем рассматривать сущность избирательного права, как одного из важнейших институтов права, следует акцентировать внимание на весьма редком в правовой сфере явлении – когда один правовой термин имеет двойное содержание. Понятие «избирательное право» употребляется в объективном и субъективном смысле. В первом случае речь идет об избирательном праве как правовом институте, т.е. совокупности норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права. А во втором – о субъективных правах личности, т.е. о принадлежащем лицу праве избирать и быть избранным (это нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах). Кроме этого избирательное право подразделяется на активное и пассивное избирательное право: (активное избирательное право — это право избирать, а пассивное — право быть избранным).

Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. Тем не менее, основу избирательного права в качестве относительного автономного юридического образования составляет специфический объект правового регулирования, под которым традиционно принято понимать обособленный комплекс общественных отношений, нуждающихся в системном правовом обеспечении. С этой точки зрения оправданной выглядит характеристика избирательного права как набора юридических правил, регламентирующих участие граждан в формировании выборных государственных и муниципальных органов, их должностных лиц посредством реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации избирательных прав и свобод.

Однако было бы неверным полагать, что в данном случае имеются два различных явления, обозначенных единым термином. Пожалуй, более правильным было бы рассматривать их как соотношение общего и частного (избирательное право в широком и узком понимании). Избирательные права личности, их объем, и содержание устанавливаются соответствующими правовыми нормами, являющимися составной частью правового института избирательного права. Это отражено в соответствующих нормах Конституции РФ (ст. ст. 3, 32, 81, 96 и 97).

Понятие «избирательное право» носит собирательный характер. В Российской Федерации оно включает в себя, по существу, четыре различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания гражданами соответствующих органов государственной власти:

1) Президента РФ;

2) депутатов Государственной Думы Р.Ф.;

3) депутатов законодательных органов  субъектов РФ;

4) органов местного самоуправления2.

Но говоря о предмете избирательного права нельзя не отметить и то, что действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в РФ и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования данного демократического института в конституционировании субъектов политической власти.3

Для объективного избирательного права характерна естественная связь с субъективными избирательными правами российских граждан, которые являются их главными обладателями. Но следует акцентировать внимание на том, что наряду с гражданами РФ правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях наделяются и иностранные граждане (иностранцы), это указано в ст. 18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Наделение иностранцев активным избирательным правом на муниципальных выборах, хотя и сопровождаемое рядом юридических ограничений, расширяет сферу действия российского избирательного законодательства, вовлекая в него новых участников избирательного процесса. Это в свою очередь оказывает заметное влияние на круг общественных отношений, образующих предмет избирательного права.

Немаловажное значение для понимания российского избирательного права имеет его правообеспечительная роль по отношению к конституционным избирательным правам граждан. При этом важно учитывать специфику конституционных прав, которые исходят непосредственно из Основного закона. Будучи реализованным в конкретном правоотношении, они не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Избирательное право регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду некоторых весьма важных условий.

Важной чертой российского избирательного права является и то, что в самом главном порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией РФ и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации.4

Субъектам Федерации, предоставлено, только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (это составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, создание избирательных участков). Особенностью России является и то, что в отличие от многих других государств с относительно новыми конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве. В нем были бы закреплены лишь общие принципы избирательного права — всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 (определение порядка избрания Президента РФ). Общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления, нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях. В этой связи принципы, на которых основывается конституционная регламентация, не только определяют параметры всего законодательного регулирования, но и призваны служить критерием оценки действующего законодательства.5

Но отсутствие в Конституции главы об избирательной системе не способствовало обозначению предельно четких ориентиров избирательной реформы. Поэтому конституционное закрепление принципов избирательного права было минимизировано в ныне действующей Конституции России. Начавшаяся, с принятия Основного закона реформа российского избирательного права, была призвана обеспечить и гарантировать демократический и легитимный процесс свободного, равноправного волеизъявления граждан при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того он способствовала построению единой и согласованной, оптимально сбалансированной и непротиворечивой избирательной системы, отражающей федеральную природу государства и гарантирующей стабильность и преемственность в деятельности выборных органов государственной и муниципальной власти. Поэтому вопрос о принципах избирательного права не может быть сведен только к субъективному праву граждан на участие в выборах и гарантиям его реализации.

Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Говоря о принципах избирательного права, прежде всего, понимается именно субъективное избирательное право, т.е. гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Активное избирательное право означает предоставленную лицу возможность участвовать в выборах в качестве избирателя, т.е. право избирать (иногда активное избирательное право определяют как «право голоса»). Пассивное избирательное право означает возможность избираться и быть избранным.

Активное избирательное право – это право граждан избирать, т.е. голосовать за и против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право – это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны, обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, поскольку не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. В практике это имеет место. Обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается позже на несколько лет. Считается, что благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлению страной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных принимать взвешенные и оправданные решения.

Законодательство РФ, в отличие от других государств, не проводит различий между гражданами РФ в зависимости от способа приобретения ими гражданства. Правом избирать и быть избранными на равных основаниях обладают как граждане РФ по рождению, так и натурализированные граждане, т.е. лица, кто приобрел гражданство в установленном законодательством порядке. Требование быть «свободным» означает, что лица находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, не участвуют в выборах. Нахождение лица в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, задержание или арест по подозрению в совершении преступления не является законным основанием для ограничения избирательных прав. Лица, находящиеся под стражей, до вступления в законную силу приговора суда с точки зрения избирательного законодательства считаются «свободными», а значит, могут избирать и быть избранными. Не могут избирать и быть избранными так же душевнобольные, лица, находящиеся на лечении в психиатрической больнице, признанные судом не дееспособными.

Информация о работе Понятие, принципы и источники избирательного права