Понятие, принципы и источники избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В условиях становления и развития демократии в России, народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, в настоящее время превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в России является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов, как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………………………………..3
1 Понятие избирательного права и его сущность……………………………..6
2 Основные принципы избирательного права.……………………………….13
3 Источники избирательного права…………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….…31
Глоссарий…….…..……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Аксененко валя, Понятие, принципы и источники избирательного права..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

2. Принципы участия российских граждан в выборах. Принципы реализации гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, непосредственно закрепленные федеральным законодательством, имеют универсальное значение для всех видов выборов в Российской Федерации. В этой связи, исчерпывающе четкое и непротиворечивое содержательное определение форм участия граждан во всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации, является одним из основополагающих направлений правового обеспечения представительных основ государственной и муниципальной демократии.

Гарантируя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации в статье 32 прямо не оговаривает основных принципов его реализации, обязательных на всех выборах. Исключение сделано в отношении выборов Президента РФ, которые проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии с подпунктом «в» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. Рассмотрение этого, и иных ратифицированных Россией пактов и конвенций о правах человека, позволяет сделать вывод, что хотя принципы участия граждан в выборах воспроизводятся на конституционном уровне применительно только к выборам Президента России, тем не менее, они, являясь неотрывной частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации8.

Принципы участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 сентября 1997 г. (в ред. Федерального закона от 30 марта 1999 г.).

Согласно статье 3 указанного Федерального закона участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это положение универсально и относится ко всем видам выборов и регламентируется в иных федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях. А по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательное законодательство Российской Федерации закрепляет существование лишь возрастного ценза и ценза оседлости (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации. Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку, и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан РФ.

Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.

Прямое избирательное право подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Говоря о принципе прямого избирательного права нельзя не отметить, что нередко он отождествляется не только с непосредственным, но и личным участием каждого гражданина в выборах. Действительно, ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.

Тайное голосование. Этот принцип исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных и региональных законах. За нарушение тайны голосования предусматривается либо административная, либо уголовная ответственность. Нельзя забывать и о собственных санкциях избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан России, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Не случайно Конституция Российской Федерации (ст. 3) в настоящее время закрепляет в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан исключительно свободу выборов.

Свобода выборов предполагает, что при их организации и проведении исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а так же оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах в современных условиях является одной из актуальных проблем российской политики. Принципы избирательного права призваны служить ориентирами в организации и проведении всех видов выборов на разных уровнях власти. Только приоритетное следование им со стороны всех участников избирательного процесса способно предотвратить возникновение различных юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, последовательным, нефальсифицированным, и не обратимым. К числу важнейших и международно-признанных принципов избирательного права следует отнести: всеобщность, свободу участия, равенство, прямой характер выборов и тайное голосование.

 

 

 

3 Источники избирательного права.

 

 

 

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.9

Буквально все этапы избирательного процесса сохраняют возможность совершения нарушений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Поэтому избирательное право требует наличие четкой законодательной системы, которая могла бы регулировать различные спорные вопросы, возникающие в ходе его реализации. Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим законодательством. (Приложение Б).

По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации. По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления.

Кроме того, есть и международно-правовые документы, регулирующие избирательное право.

Первая классификация (по уровню нормативного регулирования) представляется предпочтительней, так как она более проста в понимании и позволяет избежать излишних ошибок при изучении законодательства в области избирательного права. Поэтому, подразделение избирательного законодательства на федеральное и законодательство субъектов федерации, позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления.

Федеральное законодательство о выборах включает, прежде всего, следующие правовые источники:

1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;

2) Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить данному Федеральному закону;

3) федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2006 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции от 30.12.06 г.), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 1.12.06 г.) и «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции от 12.07.06 г.);

4) Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума;

5) другие федеральные избирательные  законы;

6) указы Президента РФ, которые  издаются по вопросам организации и проведения выборов, например о сроках проведения выборов в Государственную Думу и др.;

7) нормативные акты Центральной  избирательной комиссии и, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке формирования участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и прочее);

8) конституции республик, уставы  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Конституция (Основной закон государства), обладает высшей юридической силой. Ни один закон либо другой нормативный акт, кем бы они не принимались, не могут противоречить Конституции. Конституция регулирует наиболее важные аспекты жизни общества, закрепляя основные принципы, политику государства по тем или иным вопросам. А нормы текущего законодательства уже реально регулируют соответствующие общественные отношения, строго и неукоснительно руководствуясь нормами и принципами Конституции. Конституция РФ является базовым законом для развития избирательного законодательства. В конституции закрепляется система государственных органов, формируемых на основе выборов (органы государственной власти и органы местного самоуправления), а так же провозглашаются основополагающие принципы, на которых должно базироваться избирательное законодательство, регулируются основные вопросы, связанные с избранием Президента РФ, Государственной Думы РФ и других. В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, а соответственно определены избирательные права российских граждан.

Информация о работе Понятие, принципы и источники избирательного права