Понятие, принципы и источники избирательного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В условиях становления и развития демократии в России, народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, в настоящее время превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности. Существенным условием становления и развития демократического правового государства в России является юридическое обеспечение обязательного проведения выборов, как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.………………………………………………………………………………..3
1 Понятие избирательного права и его сущность……………………………..6
2 Основные принципы избирательного права.……………………………….13
3 Источники избирательного права…………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….…31
Глоссарий…….…..……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Аксененко валя, Понятие, принципы и источники избирательного права..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Немаловажным для развития института избирательного права является и проведенное в Конституции разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства.

К Федеральному избирательному законодательству, прежде всего, следует отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон регулирует не только гарантии избирательных прав граждан, но и конкретизирует сами эти права. Кроме того, в законе фактически сформулирована четкая и логически выстроенная схема избирательного процесса, всех его стадий, а также система гарантий, обеспечивающих соблюдение на каждой стадии принципов избирательного права и законных прав и интересов граждан. Зная, основные статьи закона, любой гражданин буде иметь ясное представление о том, что такое выборы. Кроме этого в законе оговорено, какими правами он обладает как избиратель, как он может реализовать свое право быть избранным в те или иные органы государственной власти и органы местного самоуправления, как он может защитить свои избирательные права в случае их нарушения и другое.

К Федеральным избирательным законам следует также отнести Федеральный закон от 17 мая 1995 года «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Они регулируют порядок подготовки и проведения соответствующих выборов: порядок регистрации избирателей; порядок выдвижения кандидатов; виды избирательных округов и избирательных комиссий; вид избирательной системы. К федеральным избирательным законам можно отнести и те законы, касающиеся отдельных институтов избирательного права, например Федеральные законы: «Об общественных объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие.

Особую нишу составляют Указы Президента Российской Федерации. Характер указов, принимаемых Президентом по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить указы, принимаемые Президентом в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со статьей 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы. Реализуя это полномочие, Президент принимает Указ «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва» (от 14 июля 1995 г.). Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, повышения правовой культуры избирателей Президент принимает Указ «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации».

Акты Центральной избирательной комиссии тоже имеют достаточное значение в системе источников избирательного права. Центральная избирательная комиссия РФ своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса. К ним можно отнести: Постановление «О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках»; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; Положение о порядке избрания Председателя, заместителя председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; и другие.

Субъекты Российской Федерации в пределах предоставленных им Конституцией РФ и федеральными законами полномочий сами разрабатывают нормативные акты, регламентирующие порядок выборов президентов республик; губернаторов краев, областей; органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления. Но следует отметить, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как бы единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории РФ.

Традиционным для мировой практики, в том числе и российской, является закрепление на высшем, конституционном, уровне таких принципов, как всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании. В связи с этим можно говорить, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

  1. Во Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, в (ст.21) записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования”;
  2. Эти положения нашли свое подтверждение и в других последующих международно-правовых актах, как, например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 году. В статье 25 закрепляется право и возможность каждого гражданина, без какой бы то ни было дискриминации:
  • Принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
  • Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол № 1) содержит следующее положение (ст. 3): Высокие договаривающиеся стороны обязуются проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти.

Следует отметить, что Венецианской комиссией Совета Европы разработаны Руководящие принципы относительно выборов (2002 г.), которые устанавливают в качестве общеевропейских следующие пять принципов: всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно. В этом документе содержатся рекомендации по проведению выборов, обеспечивающие гарантии избирательных прав граждан. Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.) ратифицирована Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в Кишиневе 7 октября 2002 года. Закрепленные в международно-правовых актах принципы организации и проведения выборов не являются исчерпывающими.

В частности, очень важно видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с другими основными правами. И особенно с правом принимать участие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциаций, правом на проведение мирных собраний и демонстраций и др. Международно-правовые стандарты носят самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательных прав граждан в каждой стране, признающей себя частью мирового сообщества. В международно-правовых актах и документах сформулированы требования, выполнение которых является обязательным условием для того чтобы выборы признавались легитимными. Таковыми являются требования, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

 

Заключение

 

 

 

В процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления между государством, различными органами, гражданами и их объединениями складываются своеобразные общественные отношения, которые регулируются избирательным правом. Избирательное право это понятие, представляющее, собой целую систему, состоящую из различных элементов и частей.

Российское избирательное право как объективный юридический феномен включает в себя общую и особенную часть. Общая включает в себя принципы избирательного права, субъекты избирательного права, финансовое обеспечение выборов, избирательный процесс, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, ответственность за нарушение избирательного законодательства. Особенную часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Кроме этого избирательное право рассматривается и как отрасль конституционного права и как учебная дисциплина. Тогда, исходя из этого, избирательное право включает в себя предмет и источники избирательного права России, историю проведения выборов и развития избирательного законодательства, избирательно-правовые нормы и отношения, избирательные системы и их виды.

Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, без соблюдения которых, любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ.

Оценивая всю совокупность принципов, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия и, как следствие, призваны, служить безусловными ориентирами в организации и проведении федеральных, региональных и муниципальных выборов, в РФ. Примечательно, что принципы Конституции РФ, определяющие федеративный характер государственности, с одной стороны, формируют конституционные основы федерализма и его конституционно-правовую модель. А с другой, они непосредственно взаимосвязаны с принципами, устанавливающими общее нормативно-учредительное определение форм и механизма народовластия. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы России. Данное требование в значительной мере присуще (корреспондирует) принципам избирательного права.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов заключается в том, чтобы выразить свою волю, реализовать свои политические права. Через борьбу на выборах, достигается стабильность и порядок общественной жизни.

Предвыборная борьба и состязательность кандидатов, ставят избирателя перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам посредством выборов. Во время избирательных компаний наблюдается всплеск эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. Устойчивая тенденция роста числа избирательных споров применительно ко всем видам выборов оказывает существенное влияние на институт обжалования в избирательном праве. В развитых обществах, поэтому поводу вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Отметим, что реформирование российского избирательного права началось в 1993 году, с момента принятия новой Конституции Российской Федерации. Именно, Конституция, создала базу и условия, во-первых, для динамичного развертывания избирательного законодательства, нормы которого обеспечивают избирательные права граждан России, их избирательных объединений, во-вторых, для становления российского избирательного права в качестве самостоятельной подотрасли конституционного права России, очертил направление развития нынешнего динамично развивающегося избирательного права. Кроме Конституции, к источникам избирательного права относятся Федеральные Законы РФ, Указы Президента РФ, нормативные акты Центральной избирательной комиссии, конституции республик. Немаловажную роль в развитии избирательного права России играют и международные правовые стандарты избирательного права. Это Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол № 1).

Венецианская комиссия Совета Европы разработала Руководящие принципы, которые закрепляют в качестве общеевропейских пять принципов избирательного права: всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое.

В итоге можно отметить, что избирательное право в России находится на этапе динамичного развития и становления. Оценивая всю совокупность принципов и источников, положенных в основу современного российского избирательного права, нельзя не признать, что они отражают демократическую природу выборов как одного из главных конституционных институтов народовластия. Только приоритетное следование им со стороны избирателей, кандидатов, избирательных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, судов общей юрисдикции и других участников избирательного процесса способно предотвратить при проведении избирательных кампаний возникновение неразрешимых юридических коллизий и сделать процесс передачи государственной и муниципальной власти посредством выборов легитимным, гармоничным, последовательным, нефальсифицированным и необратимым.

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Активное избирательное право

право граждан РФ избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

2

Абсентеизм

(от английского слова отсутствие), более или менее массовое уклонение избирателей от голосования.

3

Выборы

способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

4

Выборы альтернативные

избрание должностного лица в какой-либо орган из двух или большего числа конкурирующих между собой кандидатов.

5

Выдвижение кандидатов (на выборные должности)

одна из основных стадий избирательного процесса. Осуществляется тремя основными способами: а) выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с поддержкой избирателей (путем сбора подписей) б) выдвижение политическими партиями в) выдвижение путем особой процедуры - праймериз ("первичные выборы"). В РФ списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых по общефедеральному избирательному округу, могут выдвигаться избирательными объединениями, а кандидаты по одномандатным округам - избирательными объединениями и группами избирателей.

6

Гарантии избирательных прав граждан

правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан.

7

Избиратель

гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

8

Избирательные комиссии

специальные коллегиальные органы, образуемые для проведения выборов в органы, избираемые непосредственно гражданами. В России в систему Избирательных комиссий входят: центральная, окружные и участковые.

9

Избирательные объединения

общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти, субъектов РФ, не позднее, чем за 6 месяцев до объявления выборов.

10

Избирательная система

1) Порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Это важнейший элемент политической системы государства; она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов;

б) организацию и порядок выборов и в некоторых странах отзыва выборных лиц.

2)система  распределения мест в выборных  органах после установления результатов  голосования.

11

Избирательные цензы (квалификации)

устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Известны следующие избирательные цензы: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой, имущественный, пола.

12

Избирательный процесс

один из основных элементов избирательной системы. Включает: а) назначение выборов (как правило, это прерогативы главы государства или законодательного органа); б) регистрацию избирателей в установленном законом порядке; в) организацию избирательных округов, районов и т.д., которые формируются в соответствии с принципами представительства (территориальным, национальным, производственным и т.д.), образуются также избирательные участки и пункты для голосования; г) выдвижение кандидатов (осуществляется, как правило, политическими партиями, избирательными блоками, иногда собраниями избирателей, трудовыми коллективами и др.); д) проведение голосования (в один или два тура); е) подсчет поданных голосов и распределение депутатских мандатов, осуществляемые местными и центральными избирательными органами.

13

Избирательное право

1) (в объективном смысле) система  правовых норм, регулирующих порядок  формирования выборных органов, т.е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права;

2) (в субъективном смысле) право  гражданина избирать и избираться (различаются соответственно активное избирательное право и пассивное избирательное право); одно из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.

14

Избирательные права граждан

конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

15

Пассивное избирательное право граждан

право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

16

Кандидат

кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидат в депутаты органа государственной власти (Президента) субъекта РФ или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами РФ.

17

Конституция

  это основной закон, который закрепляет  основы общественного строя и  государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

18

Легитимность

(от  лат. согласный с законами, законный, правомерный) – политико-правовое  понятие, означающее положительное  отношение жителей страны, больших  групп, общественного мнения (в.ч. зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности. Вопрос о легитимности обычно встает при смене правительства(политического режима) в результате революции и переворота.

Информация о работе Понятие, принципы и источники избирательного права