Понятие, признаки и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В данной работе автор хотел бы рассмотреть понятия, признаки и функции права. Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.

Файлы: 1 файл

Вариант 19.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Подзаконные акты — это акты органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить. К числу подзаконных актов относятся Указы и Распоряжения Президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ; иные нормативные акты органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

3-10

Состав правонарушения и его  характеристика.

Состав правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих по российскому  законодательству определенное общественно  вредное деяние как правонарушение. Состав каждого право-нарушения включает в себя характеристику объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта правонарушения. Обязательным признаком состава правонарушения является объект правонарушения. Понятие объекта правонарушения является одним из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, выражается ли оно в действии или бездействии, всегда есть посягательство на определенный объект. В правовой литературе наиболее распространено мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права. Правонарушение как определенное социальное явление воздействует на систему общественных отношений. Субъект правонарушений также является необходимым элементом состава правонарушения. Именно субъект осуществляет все действия, воздействует на объект и своими действиями вносит изменения во внешний мир. Субъект - это носитель действия, а объект - это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта. Субъект и объект всегда находятся в таком соотношении, где на одном полюсе находится субъект, а на другом — объект. В соответствии с общефилософским пониманием взаимодействия субъекта и объекта как единства противоположностей и в праве субъект и объект всегда должны существовать вместе. Субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения, т.к. в правонарушении объект не существует без носителя действия, т.е. субъекта, как и субъект не будет субъектом пока не воздействует своими действиями на объект правонарушения. Следовательно, субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица. Еще одним необходимым признаком состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, в которой проявляется общест-венная вредность противоправного деяния. Именно характер субъективной стороны правонарушений отличает правонарушения от объективно противоправных проступков. Субъективную сторону правонарушения образуют элементы, которые характеризуют правонарушение с точки зрения внутреннего, психического состояния лица при совершении им этого деяния. Каждое действие человека психология делит на два этапа: первый этап - это принятие решения, т.е. деятельность человеческого мозга; и второй этап - это поведение человека, выраженное вовне, т.е. осуществление решения под руководством сознания. Следовательно, внешняя и внутренняя стороны по-ведения человека тесно взаимосвязаны и поэтому отрывать или же противопоставлять одну сторону другой нельзя. Вина - это конкретное психическое отношение лица к своему конкретному внешнему поведению и его последствию, а не состояние психики данного лица вообще. Право выделяет две основные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность. Объективную сторону правонарушения образуют все те элементы деяния, которые характеризуют правонарушение как определенный акт внешнего поведения лица. К элементам, образующим объективную сторону правонарушения относятся действие лица, вред для общества и отдельных его членов, причинная связь между поведением нарушителя и наступившим вредом, а также обстановка, место, время совершения правонарушения. Данные элементы объективной стороны имеют универсальное значение для всех видов правонарушений, а именно преступлений, административных, гражданско-правовых и дисциплинарных проступков.

 

4-10

Государство как политико-правовая форма организации общества.

1.Политическая  организация общества – это  совокупность государственных органов,  а также ассоциаций, объединений,  образуемых гражданским обществом  для участия в делах государства,  решения иных политических вопросов, понимается как

2.Основным ядром политической организации общества является государство. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений,выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России.

3.Другими компонентами  политической системы являются: общественные объединения, политические партии, религиозные организации, органы местного самоуправления и трудовые коллективы.

4. Основными  направлениями дальнейшего совершенствования  политической системы должны  стать:

1)совершенствование  законодательства, закрепляющего правовой  статус компонентов политической системы;

2)принятие действенных  мер по повышению правовой  и политической культуры населения;

3)расширение  социальной базы политических  партий и общественных объединений  и повышение их роли в делах  государства;

4)укрепление  законности в деятельности всех компонентов политической системы.

 

Основным ядром  политической организации общества является государство. Взаимодействие современного демократического государства  и гражданского общества основывается на следующих принципах:

1)плюрализма и равноправия идеологий;

2)многопартийности;

3)самодеятельности;

4)законности  и государственного контроля;

5)социального  и политического партнерства.

Помимо государства  в политическую организацию общества входят, прежде всего, общественные объединения и политические партии.

Партии представляют собой устойчивые и постоянно действующие общественные формирования, призванные выражать политические интересы гражданского общества, отдельных социальных слоев и организовывать граждан на участие в делах общества. Конечной целью партий является овладение государственной властью, и ее осуществление сообразно идеологическим представлениям соответствующего социального слоя, класса об идеальном,эффективно действующем государстве и его органах, а также задачах и способах организации и деятельности гражданского общества. Свои идеологические представления о политической власти и способах ее осуществления, путях и целях развития гражданского общества партии формулируют в своих программах.

По степени  организованности и способам взаимосвязи с населением политические партии подразделяются на три вида: кадровые, массовые и партии избирателей.

Кадровые партии состоят из небольшого числа профессионалов-политиков, которые выставляют свои кандидатуры  на выборах в представительный, законодательный орган государства. В таких партиях отсутствует постоянное членство, а также партийные взносы. Членом партии признается тот, кто ее поддерживает материально и голосует за ее кандидатов на выборах. Подобным образом действуют республиканская и демократическая партии США.

Массовые партии основываются на строго фиксированном  членстве в партии, уплате членских взносов и наличии территориальных  первичных организаций. Подобным образом  действуют все коммунистические партии.

Круг общественных объединений как добровольных формирований граждан по интересам весьма разнообразен. Это могут быть профессиональные союзы, женские,молодежные, творческие, экологические и ветеранские организации, массовые движения, спортивные и иные союзы. Их участие в политической жизни страны также неоднозначно.

Специфическим компонентом политической организации  общества являются религиозные организации. В настоящее время ряд государств (Великобритания,Дания, Норвегия, Израиль, Йемен, Судан и другие исламские государства)официально провозглашают одну из религий в качестве государственной. Такие государства называются клерикальными. В клерикальных государствах религиозные объединения, исповедующие государственную религию, выполняют некоторые функции государства, в том числе осуществляют правосудие по уголовным и гражданским делам, занимаются регулированием и регистрацией брачно-семейных отношений,ведут образовательную деятельность в школах и иных образовательных учреждениях,участвуют в деятельности органов государственной власти. В свою очередь государство оказывает религиозным объединениям существенную финансовую и иную материальную помощь, устанавливает льготы в налогообложении; учитывает мнение церковных иерархов при решении важнейших экономических, политических и иных вопросов. Например, в Великобритании представители духовенства принимают активное участие в работе Палаты лордов.

Однако,большинство  современных демократических государств являются светскими, т.е.придерживаются принципа невмешательства в дела религиозных организаций, равно как и не возлагают на них осуществление каких-либо государственных функций.Однако полностью исключить влияние церкви на политические процессы и отношения пока что не удается ни одному государству.

Формы и методы участия религиозных объединений  в политической жизни страны являются достаточно разнообразными. Во-первых, имеются политические партии, члены которых принадлежат какому-либо одному вероисповеданию и ставят своей целью использование религии в политических целях, привлечение верующих на свою сторону. (Так, в Италии действует Христианско-демократическая партия, в Бельгии— Социально-христианская партия, Христианская народная партия). Во-вторых,религиозное мировоззрение влияет на политическое сознание своих приверженцев, их политические оценки и действия. В-третьих, атрибутика церкви иногда используется при осуществлении некоторых государственных процедур — принесении присяги свидетелем в суде, присяги президента страны и др. В-четвертых,религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, в экологических и иных общественно-политических движениях.

Названные и  иные формы воздействия религиозных  объединений, на политику свидетельствуют  о необходимости их признания  в качестве самостоятельного компонента политической организации гражданского общества.

Открытое гражданское  общество не только участвует в деятельности государства, пытается так или иначе  направлять работу его органов, но и  самостоятельно управляет своими делами с помощью органов местного самоуправления и трудовых коллективов организаций и предприятий.

Чаще всего  к ведению местного самоуправления относят управление муниципальной  собственностью, муниципальным образованием, муниципальными учреждениями здравоохранения, а также решение иных вопросов, имеющих местное значение. В Японии органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и осуществляют самостоятельное управление своим имуществом, принимают нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. В Великобритании местные органы, избираемые населением, управляют деятельностью полиции,образовательных учреждений, библиотек, дорогами, противопожарными службами,делами попечения престарелых, осуществляют иные правомочия.

В современных  демократических государствах трудовым коллективам предоставляются определенные права по участию в управлении предприятием, организацией.Избранный трудовым коллективом орган осуществляет свои полномочия в целях привлечения трудящихся к управлению делами предприятия, организации, укрепления социального согласия между работодателями и работниками, своевременного разрешения конфликтов между ними.

Таким образом, политическая организация открытого  гражданского общества состоит из следующих  компонентов:

Ø граждан;

Ø государства, его органов;

Ø политических партий;

Ø общественных объединений;

Ø религиозных  объединений;

Ø органов местного самоуправления;

Ø трудовых коллективов.

Все они прямо  или опосредованно влияют на политическую жизнь страны.

Ассоциированные компоненты политической организации  создаются с определенными политическими  целями и поэтому вынуждены активно действовать, бороться за достижение поставленных целей, вступать в те или иные политические отношения. Например,политические партии должны осуществлять пропаганду своей программы с тем, чтобы рекрутировать в свои ряды максимально большую часть населения и добиться победы на очередных выборах в законодательный, представительный орган страны.Профсоюзные органы ставят своей задачей охрану и защиту трудовых прав граждан,предпринимают самые разнообразные меры в этом направлении, в том числе принимают участие в подготовке проектов коллективных договоров в организациях,иных соглашениях между работниками и работодателями, осуществляют контроль за состоянием охраны труда, выступают организаторами забастовок и других коллективных акций работников.

Большая часть  компонентов политической организации  осуществляют свою деятельность не произвольно, а в соответствии с действующими в обществе нормами права,корпоративными и иными социальными нормами, которыми регулируются правоотношения в сфере политики. Лишь нелегальные, преступные организации действуют вопреки государственно-правовым запретам и иным социальным нормам.

Политическая  организация гражданского общества, взятая в динамике, в совокупности отношений,в которые вступают граждане, политические партии и иные организации при осуществлении политической деятельности, а также нормы права, иные социальные нормы, регулирующие политические отношения, образуют новое явление —политическую систему гражданского общества.

В Российской Федерации  политическая система организуется и действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие,многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного  действия всех известных современному обществу компонентов политической системы: общественных объединений  и политических партий, религиозных организаций, органов местного самоуправления и трудовых коллективов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости прав, предоставленных компонентам политической системы РФ, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, гражданскую и административную ответственность виновных должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Особым элементом  политической системы Российской Федерации  выступает само государство,его  органы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества,но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями и, в частности, может:

1)устанавливать  правовой режим организации и  деятельности остальных компонентов  политической системы;

2)осуществлять  регистрацию общественных объединений,  политических партий,религиозных  организаций;

3) привлекать  к участию в делах государства  общественные объединения и политические  партии,органы местного самоуправления  и трудовые коллективы;

Информация о работе Понятие, признаки и функции права