Понятие, признаки и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В данной работе автор хотел бы рассмотреть понятия, признаки и функции права. Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.

Файлы: 1 файл

Вариант 19.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

В отношениях, регулируемых ГЗ, могут участвовать также РФ, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ).

ГЗ регулирует отношения между  лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием, исходя из того что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве согласно закону.

Правила, установленные ГЗ, применяются  к отношениям с участием иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным  законом.

Основной массив отношений, регулируемых ГЗ, составляют имущественные отношения, то есть такие, которые могут иметь денежную оценку. Это прежде всего рыночные отношения, связанные с возмездным обменом товаров и различного рода услуг, созданием и использованием интеллектуальной собственности. При перечислении имущественных отношений как основного предмета гражданского права в ст. 2 ГК РФ содержится указание на основной метод их регулирования — равенство участников гражданских отношений, автономия их воли и имущественной самостоятельности.

Др. компонентом предмета гражданского права являются неимущественные  отношения, подразделяемые на 2 группы: связанные с имущественными личные неимущественные отношения, регулируемые ГЗ (права авторства, неприкосновенности творческого произведения и др.); неотчуждаемые нематериальные блага, которые не регулируются, а защищаются ГЗ.

Общие положения ГЗ полностью распространяют свое действие на отношения с участием предпринимателей. В условиях рынка  для гражданско-правового механизма  характерно единство регулирования. Для  некоторых предпринимательских  отношений предусматриваются специальные правила, прежде всего устанавливающие их повышенную ответственность (ст. 401 ГК РФ).

Гражданские права и обязанности  возникают из оснований, предусмотренных  законом и иными правовыми  актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла ГЗ порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские  права и обязанности возникают:

  • из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
  • из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
  • вследствие причинения вреда др. лицу;
  • вследствие неосновательного обогащения;
  • вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
  • вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Особенности гражданско-правовых отношений. Входящие в предмет гражданского права общественные отношения регулируются методом юридического равенства  сторон. Поэтому в большинстве  случаев гражданские правоотношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения является договор. Это с неизбежностью отражается и на характере гражданских правоотношений. Наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга. Ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может повелевать другой стороной и диктовать ей свои условия только в силу занимаемого ею положения. , Если управомоченная в гражданском правоотношении сторона вправе 1 требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания закона. Так, заказчик вправе требовать от подрядчика выполнения работы, но той, которую последний согласится выполнить в соответствии с заключенным между ними договором. Даже в тех случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, последние также находятся в юридически равном положении. Например, в случае причинения вреда деликтное обязательство зачастую возникает независимо от желания причинителя вреда. Однако и в этом гражданском правоотношении стороны находятся в юридически равном положении и подчиняются только закону.

Юридическое равенство сторон является неотъемлемым свойством гражданского правоотношения. С утратой этого  свойства меняется и природа правоотношения. Из гражданского оно превращается в иное правоотношение. Так, приобретая в собственность квартиру у местной администрации, гражданин вступает в гражданское правоотношение и находится в юридически равном с местной администрацией положении. Однако ситуация меняется, если местная администрация распределяет жилье между гражданами, пострадавшими от землетрясения. В возникающем здесь правоотношении местная администрация выступает уже как орган, обладающий властными полномочиями по отношению к гражданину, исключающими юридическое равенство сторон. Поэтому данное правоотношение по своей юридической природе является не гражданско-правовым, а административным.

Более ясное представление о  гражданском правоотношении возникает  тогда, когда оно рассматривается  не только как единое целое, но и  в виде отдельных составляющих его  элементов, к числу которых относятся  содержание, форма, субъекты и объекты  правоотношения.

 

08-10

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

Уголовный кодекс РФ закрепил положение, согласно которому при наличии некоторых  обстоятельств отдельные деяния, хотя и под падают под признаки преступления, не при знаются таковыми, т.е. преступлениями. К таким обстоятельствам закон относит необходимую оборону и крайнюю необходимость.

Необходимая оборона- это защита каждым своих прав и законных интересов, прав и законных интересов другого лица, общества, государства от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Правомерной является защита личности, прав и законных интересов обороняющегося, другого лица, общества и государства  путем причинения любого вреда посягающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным  для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени опасности посягательства (ст. 37 УК).

Вместе с тем закон установил, что за превышение пределов необходимой  обороны лицо привлекается к уголовной  ответственности и несет соответствующее  уголовное наказание.

Состояние крайней необходимости - это устранение опасности, угрожающей интересам Российского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Не являются преступлением действия гражданина, если он причинил вред преступнику (например, нанес травму) при его задержании или при пресечении его преступных действий.

 

09-10

Система и  порядок выплаты заработной платы.

При выплате  заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях  заработной платы, причитающейся  ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том  числе денежной компенсации за  нарушение работодателем установленного  срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об  основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной  сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается  работнику, как правило, в месте  выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты  заработной платы в неденежной форме  определяются коллективным договором  или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается  не реже чем каждые полмесяца в  день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Для отдельных категорий  работников федеральным законом  могут быть установлены иные сроки  выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты  с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала

10-10

Органы  государства, обеспечивающие охрану и  защиту государственной тайны и  их компетенция.

 

Система органов, обеспечивающих охрану государственной тайны, включает в себя:-  
Федеральное Собрание РФ;-  
Президента РФ;-  
Правительство РФ;  
- ОГВ РФ, субъектов РФ (ФСБ, Министерство обороны, Службу внешней разведки, судебную власть). 
Полномочия Федерального Собрания РФ: 
- Федеральное Собрание определяет законодательство в области государственной тайны;-  
определяет средства и статьи федерального бюджета, направление на реализацию программ по защите государственной тайны;-  
определяет полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания. 
Полномочия Президента РФ:-  
утверждает программу по охране государственной тайны;-  
утверждает структуру межведомственной комиссии по защите; 
-  
утверждает перечень должностных лиц, которые имеют право относить информацию к государственной тайне, а также перечень сведений, относящихся к государственной тайне; -

заключает международные договоры о совместном использовании и  защите сведений, составляющих государственную тайну; -  
определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в администрации Президента РФ. 
Полномочия Правительства РФ:-  
организует исполнение законов по охране государственной тайны;-  
предлагает структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны; 
- предлагает перечень должностных лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне; -  
устанавливает порядок разработки перечня сведений, составляющих государственную тайну; -  
организует разработку и выполнение государственных программ, направленных на защиту государственной тайны;-  
определяет льготы гражданам, допущенным к работе с государственной тайной (3 уровня секретности); -  
устанавливает порядок определения ущерба в случае разглашения государственной тайны, а также ущерб собственнику информации в результате засекречивания; -

определяет полномочия должностных лиц по обеспечению  защиты государственной тайны в аппарате Правительства РФ. 
Полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ:  
- обеспечивают защиту государственнойтайны,переданной им другими органами государственной власти, а также на подведомственных им предприятиях и учреждениях; -  
обеспечивают проведение проверочных мероприятий по допуску лиц к государственной тайне; -  
реализуют меры по ограничению прав граждан, имеющих доступ к государственной тайне и по предоставлению им льгот; 
- вносят предложения по улучшению защиты государственной тайны. Полномочия судебной власти: -  
при расследовании дел, связанных с нарушением законодательства о государственной тайне; -  
обеспечивает судебную защиту физических, юридических лиц в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;-  
определяет полномочия должностных лиц по охране государственной тайны в органах судебной власти.


Информация о работе Понятие, признаки и функции права