Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:57, реферат
В данной работе автор хотел бы рассмотреть понятия, признаки и функции права. Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.
4) осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;
5) применять
меры государственного
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подготовила и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила правовой статус большей части компонентов политической системы РФ. Среди них особое значение имеют Федеральный закон "Об общественных объединениях", вступивший в силу19 мая 1995 г.; Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.; Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",вступивший в силу 28 августа 1995 г.; Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г.
Федеральные законы и подзаконные акты, принятые по вопросам организации и деятельности компонентов политической системы РФ, создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты нарушенного права незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. Органам государственной власти и должностным лицам запрещено вмешиваться в деятельность негосударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев,прямо предусмотренных федеральными законами.
В строгом соответствии
с действующим
Законодательство запрещает отказывать в регистрации общественного объединения или политической партии по мотивам нецелесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.
Формы и методы сотрудничества государства с иными компонентами политической системы РФ носят дифференцированный характер. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления,которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи общественных объединений и политических партий. Можно выделить три направления их наиболее активного сотрудничества.
Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения общественных объединений, иных компонентов политической системы и общества в целом информации о состоянии дел в соответствующем органе государства, принимаемых им решениях, перспективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных органов с гражданским обществом и его объединениями осуществляется путем организации пресс-центров,отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журналистами.
Второе и
главное направление
Общественные
объединения и политические партии
активно взаимодействуют с
Третье направление взаимодействия государственных органов, общественных объединений и политических партий составляют проблемы законотворчества и правотворчества.Общественные объединения и политические партии привлекаются органами представительной и исполнительной власти для подготовки проектов федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.
Большое место в деятельности государства, его органов занимает надзор и контроль за деятельностью остальных компонентов политической системы РФ. Последовательно проводимый Конституцией РФ и федеральными законами принцип независимости органов местного самоуправления и иных компонентов политической системы РФ от государственных органов не означает однако вседозволенности. Негосударственные органы и объединения полностью автономны лишь в решении своих внутриуставных задач, но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы, которые касаются их как участников конкретных правоотношений.
Надзор за законностью в деятельности негосударственных компонентов политической системы осуществляет прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, политические партии, религиозные организации, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов названных объединений, партий и организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпидемиологические и иные государственные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением негосударственными органами и объединениями существующих норм, технических правил и стандартов.
Общественные объединения и другие негосударственные компоненты политической системы РФ за допущенные ими правонарушения привлекаются к ответственности. К ним могут применяться все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы.
В случае совершения общественными объединениями и политическими партиями деяний,наказуемых в уголовном порядке, должностные лица объединений и партий при доказательстве их вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к ответственности как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники объединений и партий несут ответственность лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых они непосредственно участвовали.
05-10
Компетенция органов государственной власти РФ.
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — определяемые Конституцией РФ предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности органа государственной власти. Строго говоря, К.о.г.в. включает в себя: полномочия органа государственной власти, предметы ведения и основные направления деятельности или функции данного органа. В узком значении К.о.г.в. нередко отождествляют с его полномочиями. К.о.г.в. определена в федеральной Конституции и федеральных законах, а К.о.г.в. субъектов РФ — в законодательстве субъектов РФ, соответствующем Конституции РФ и федеральным законам. К.о.г.в. предполагает исчерпывающее определение круга полномочий такого органа, пределов и сфер его деятельности, а также указание на принимаемые им правовые акты. Такой порядок определения компетенции призван исключить возможность превышения власти тем или иным органом, вторжения в сферу деятельности других органов власти. В то же время определение К.о.г.в. юридически узаконивает самостоятельность данного органа, его право действовать в соответствии с возложенными на него полномочиями.
В соответствии с Конституцией РФ
Государственную власть в стране
осуществляют Президент РФ, Федеральное
Собрание (Совет Федерации и
1) федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные агентства, руководство
деятельностью которых осуществляет Президент
РФ, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам. В качестве примера можно
привести Федеральную регистрационную
службу, действующую на основании Положения
о Федеральной регистрационной службе,
утвержденного Указом Президента РФ от
13 октября 2004 г. N 1315. В соответствии с указанным
Положением Федеральная регистрационная
служба (Росрегистрация) является, в частности,
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции в сфере государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Одной из задач Росрегистрации
в сфере рассматриваемых полномочий является
обеспечение установленного порядка государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним. Компетенция Росрегистрации
состоит в осуществлении полномочий по
государственной регистрации прав на
объекты недвижимого имущества и сделок
с ним в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации,
по координации работы по созданию органов
по регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, по осуществлению правового
контроля за их деятельностью; а также
по обеспечению соблюдения правил ведения
Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним,
по созданию и функционированию системы
ведения указанного реестра в электронном
виде;
2) федеральные министерства, руководство
которыми осуществляет Правительство
РФ, федеральные службы и федеральные
агентства, подведомственные этим федеральным
министерствам. Одним из федеральных органов
власти, наделенных соответствующими
полномочиями в сфере жилищных отношений,
является Федеральное агентство по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству. Оно
находится в ведении Министерства регионального
развития Российской Федерации. Основными
функциями Федерального агентства по
строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству являются, в частности, применительно
к проблемам жилищных отношений оказание
неопределенному кругу лиц имеющих исключительную
общественную значимость услуг в сфере
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства, в том числе связанных с восстановлением
жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры
в зонах чрезвычайных ситуаций, а также
с подготовкой региональных жилищно-коммунальных
комплексов к работе в осенне-зимний период;
3) федеральные службы и федеральные агентства,
руководство которыми осуществляет Правительство
РФ. В соответствии с Постановлением Правительства
РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной
службе по экологическому, технологическому
и атомному надзору" на указанную Федеральную
службу предусматривается возложение
полномочий по осуществлению надзора
за деятельностью уполномоченных государственных
и муниципальных органов по контролю за
соблюдением требований градостроительного
и жилищного законодательства, обязательных
норм и правил, регулирующих строительную
деятельность в области обеспечения прочности,
устойчивости, эксплуатационной надежности
зданий и сооружений.
Государственную власть в субъектах РФ
осуществляют образуемые ими органы государственной
власти. Разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов РФ
осуществляется Конституцией, Федеративным
и иными договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий.
Статья 72 Конституции РФ относит жилищное
законодательство в совместное ведение
Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 12 ЖК РФ к компетенции
органов государственной власти РФ в области
жилищных отношений относятся:
1) определение порядка государственного
учета жилищных фондов. В настоящее время
данный порядок утвержден Постановлением
Правительства РФ путем принятия Положения
об организации в Российской Федерации
государственного технического учета
и технической инвентаризации объектов
градостроительной деятельности. Полномочия
по проведению государственного учета
возложены согласно ЖК РФ на органы государственной
власти субъектов РФ;
2) установление требований к жилым помещениям,
их содержанию, содержанию общего имущества
собственников помещений в многоквартирных
домах;
3) определение оснований признания малоимущих
граждан нуждающимися в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального
найма;
4) определение порядка предоставления
малоимущим гражданам по договорам социального
найма жилых помещений муниципального
жилищного фонда;
5) определение иных категорий граждан
в целях предоставления им жилых помещений
жилищного фонда Российской Федерации;
6) определение порядка предоставления
жилых помещений жилищного фонда Российской
Федерации гражданам, которые нуждаются
в жилых помещениях и категории которых
установлены федеральным законом;
7) определение оснований предоставления
жилых помещений по договорам найма специализированных
жилых помещений государственного и муниципального
жилищных фондов;
8) определение порядка организации и деятельности
жилищных и жилищно-строительных кооперативов,
определение правового положения членов
таких кооперативов, в том числе порядка
предоставления им жилых помещений в домах
жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
9) определение порядка организации и деятельности
товариществ собственников жилья, определение
правового положения членов товариществ
собственников жилья;
10) определение условий и порядка переустройства
и перепланировки жилых помещений;
11) определение оснований и порядка признания
жилых помещений непригодными для проживания;
12) признание в установленном порядке
жилых помещений жилищного фонда Российской
Федерации непригодными для проживания;
13) установление правил пользования жилыми
помещениями;
14) определение оснований, порядка и условий
выселения граждан из жилых помещений;
15) правовое регулирование отдельных видов
сделок с жилыми помещениями;
16) установление структуры платы за жилое
помещение и коммунальные услуги, порядка
расчета и внесения такой платы;
17) осуществление контроля за использованием
и сохранностью жилищного фонда Российской
Федерации, соответствием жилых помещений
данного фонда установленным санитарным
и техническим правилам и нормам, иным
требованиям законодательства;
18) иные вопросы, отнесенные к компетенции
органов государственной власти РФ в области
жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК
РФ, другими федеральными законами.
06-10
Административное право как наука и как дисциплина
В структурном отношении любая правовая система состоит из отдельных правовых норм, правовых институтов (совокупности норм, регулирующих сходный круг правоотношений) и отраслей права. Отрасли права выделяются по двум признакам: предмету и методу. Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью; входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования, в основном, и проводится разграничение между различными отраслями права.
Отрасль административного права - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере управления.
Предмет административного права - то, на что направлено действие норм административного права, а они регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления в процессе повседневной исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти.
Предмет отрасли
административного права
Предмет административного права это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления в процессе организации и деятельности исполнительных органов государственной власти.
Таким образом,
административное право – отрасль
российской правовой системы, представляющая
собой совокупность правовых норм,
предназначенных для
Наука административного права – это совокупность теоретических знаний, положений, взглядов и представлений о сущности исполнительной власти и государственного управления, практике их осуществления, механизме административно-правового регулирования, административно-правовом статусе субъектов государственного управления, формах и методах их деятельности.
Это результат
деятельности специалистов в данной
области знаний, выражающийся в изучении,
истолковании и объяснении административно-правовых
явлений и определенная сумма
накопленных, осмысленных и
Предметом науки
административного права
В процессе накопления и обработки знаний об административном праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки административного права, относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки.
Наука административного права использует как общенаучные методы познания (гносеологии): диалектический, исторический, сравнительный, статистический, системного анализа, логический, так и специальные юридические методы: формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Наука административного права в России развивалась как «полицейское право», призванное изучать деятельность государства по обеспечению «безопасности, благосостояния, благочиния», то есть систему внутригосударственного управления. Среди видных ученых административистов XIX века необходимо назвать И. Е. Андриевского, В. М. Гессена, А. Ф. Кистяковского, А. Д. Градовского, И. Т. Тарасова, и др.
После Октябрьской революции развитие науки административного права значительно замедлилось, что обосновывалось теорией отмирания права при социализме.
Однако, в послевоенный период значительный вклад в административное право внесли С.С. Студеникин, , Б.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.М. Манохин, Ю.А. Тихомиров, Ю.Н. Старилов, Б.В. Россинский и ряд других ученых. В настоящее время в условиях административной реформы наука административного права получила большой толчок в своем развитии.
И, наконец, административное право – общепрофессиональная учебная дисциплина (систематическое изложение материала, в соответствии с учебным планом), обязательная для изучения по специальности 021100 – Юриспруденция.
07-10
Гражданско-правовые отношения в гражданском праве
Гражданско-правовые отношения — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством (ГЗ), которое определяет: