1.Введение
Гражданство
- один из основных элементов правового
статуса лица, определяет принципиальные
начала взаимоотношений государства и
личности, то общее, главное условие, которое
необходимо для распределения на него
всего объема прав, свобод и обязанностей,
признаваемых за гражданином, а также
защита его государством, где бы он ни
находился. Такое понимание гражданства
получает все большее распространение
в доктрине, законодательстве и практике
применения прав и свобод во многих странах
мира. Гражданство все более утверждается
как одно из основных прав человека.
Обладание
гражданством является всеобщим универсальным
условием полной правосубъектности лица.
Все отношения, связанные с гражданством,
регламентируются Конституцией Российской
Федерации и Законом "О гражданстве
Российской Федерации".
Отношения,
связанные с гражданством республик Российской
Федерации, регламентируются в их Конституции
и соответствующих законодательных актах.
Все вышеизложенные документы, регламентируют
нормы гражданства.
Действующая
Конституция Российской Федерации расширила
число норм, регулирующих гражданство,
а наиболее важные нормы в этой области
отнесены к основам конституционного
строя.
Закон
о гражданстве внес определенный вклад
в Российское законодательство, провозгласив
ряд новых демократических принципов,
которые до этого не были освещены в союзных
законах. Сущность связей по гражданству
сводилась к таким его признакам, как распространение
на лицо суверенной власти государства
как внутри страны, так и за её пределами,
к наделению его государством всей полноты
прав, свобод и обязанностей. Это связано
с развитием идей этатизма в нашем государстве.
В настоящий же момент гражданство как
связь человека с государством, выражающейся
в совокупности их взаимных прав, обязанностей
и ответственности, основанной на признании
и уважении достоинства, основных прав
и свобод человека знаменовало утверждение
новой Конституции взаимоотношений личности
и государства.
Этот
новый подход означает признание человека
и государства равноправными, равнообязанными
субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
В ходе написания данной работы мною предполагалось
использование целого ряда литературы,
касающейся института гражданства Российской
Федерации, но, к сожалению, пришлось воспользоваться
теми немногочисленными источниками,
которые мне удалось обнаружить.
В
ходе работы я в большей степени опиралась
на Конституцию Российской Федерации,
Законы Российской Федерации.
2. Понятие, признаки
и принципы гражданства РФ.
Согласно Закону « О гражданстве Российской
Федерации» от 31 мая 2002г (ред. от 02.11.2004г.),
вопросы гражданства Российской Федерации
регулируются Конституцией Российской
Федерации, международными договорами
Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, а также принимаемыми в соответствии
с ними другими нормативными и правовыми
актами Российской Федерации.
Понятие гражданства сформулировано
в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство
есть устойчивая правовая связь человека
с государством, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанная на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека.
Из приведенного определения
можно вывести признаки понятия гражданства.
Прежде всего, гражданство - это связь
двух субъектов: человека и государства.
Иначе говоря, гражданство - это некое
единство, которое возможно лишь
при естественной и одновременно
осознанной, разумной принадлежности
друг другу человека и государства
как лиц, обладающих определенным
объемом прав и обязанностей (ответственности).
Во-вторых, связи могут быть фактические
и правовые. Но гражданство - связь
правовая. же значит, что вопросы пребывания
(не пребывания) в гражданстве регулируются
правом (законом, договором). Никто - ни
отдельный человек, ни должностное лицо,
ни государственный орган - не может договориться
по вопросам гражданства фактически, если
отсутствуют соответствующие нормативные
правовые посылки. Для решения вопросов
гражданства нужны соответствующие юридические
действия.
В-третьих, по своему характеру
гражданство - это устойчивая правовая
связь. А это значит, что гражданство
существует постоянно. Оно не
подвержено воздействию никаких
автоматизмов.
Во Всеобщей Декларации прав
человека, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 г., записано:
"1. Каждый человек имеет
право на гражданство. 2. Никто
не может быть произвольно
лишен своего гражданства или
права изменить свое гражданство".Соответствующие
этому положению нормы получили закрепление
в Конституции РФ и в Законе о гражданстве
РФ.
В-четвертых, по своему юридическому
содержанию гражданство представляет
собой совокупность взаимных
прав, обязанностей и ответственности
человека и государства.
В-пятых, гражданство - это такая
устойчивая правовая связь человека
с государством, которая имеет
определенную нравственную отраженностъ
; она основана на признании и уважении
достоинства человека.
3. Принципы гражданства
в Российской Федерации:
В Российской Федерации
основополагающие принципы гражданства
относятся к числу основ конституционного
строя
1. В Российской Федерации
каждый человек имеет право
на гражданство. Суть этого принципа
сводится к тому, что иностранные
граждане, лица без гражданства
в установленном законом порядке
могут приобрести гражданство
Российской Федерации.
2. Гражданство Российской
Федерации является равным независимо
от оснований приобретения. Раскрывая
содержание данного принципа , необходимо
указать на то, что законодательство Российской
Федерации, в отличие от законодательства
ряда зарубежных стран (например, США,
где согласно Конституции Президентом
может быть избран только прирожденный
гражданин США), * не устанавливает каких-либо
различий в правовом статусе лиц, ставших
гражданами России по разным основаниям:
в результате приема в гражданство, в результате
восстановления в гражданстве, по рождению,
в порядке регистрации гражданства и др.
3. Гражданство Российской
Федерации является единым. Этот
принцип обусловлен федеративным
характером государственного устройства
России, где наряду с общефедеральным
гражданством существует гражданство
республик в составе Российской
Федерации. Принцип единства гражданства
означает, что граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие
на территории республики в составе
Российской Федерации, являются одновременно
гражданами этой республики. Конституции
соответствующих республик (Калмыкии,
Кабардино-Балкарии и др.) также закрепляют
свое республиканское гражданство, существующее
в единстве с гражданством Российской
Федерации. Статья 22 Закона о гражданстве
в развитии принципа единого гражданства
закрепляет, что прекращение гражданства
Российской Федерации влечет за собой
прекращение гражданства республик в
составе Российской Федерации.
4. Сокращение без гражданства
. Статья 7 Закона о гражданстве устанавливает,
что Российская Федерация поощряет приобретение
гражданства Российской Федерации лицами
без гражданства. Кроме того, содержание
смысла ст. 17 Закона демонстрирует реализацию
данного принципа применительно к детям,
родившимся на территории Российской
Федерации от лиц без гражданства, - они
являются гражданами Российской Федерации.
5. Гражданин Российской
Федерации не может быть лишен
своего гражданства или права
его изменить. Данный принцип
является сравнительно новым
в законодательстве о гражданстве.
В бывшем СССР существовал институт
лишения гражданства, причем до 1978 года
в законодательстве отсутствовали какие-либо
указания на основания, по которым осуществлялось
лишение гражданства. Закон «О гражданстве
СССР» 1978 г. установил такие основания.
К ним относились «действия, порочащие
высокое звание гражданина СССР и наносящие
ущерб престижу или государственной безопасности
СССР».
6. Принцип двойного гражданства.
Гражданин Российской Федерации
может иметь гражданство иностранного
государства в соответствии с
федеральным законом или международным
договором Российской Федерации.
Наличие у гражданина Российской
Федерации гражданства иностранного
государства не умаляет его
прав и свобод и не освобождает
от обязанностей, вытекающих из
российского гражданства, если иное
не предусмотрено федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации (ст. 62 Конституции
РФ)
В настоящее время получила
распространение практика заключения
между государствами договоров о двойном
гражданстве, * которые обязывают стороны
учитывать наличие у своих граждан также
гражданства другой стороны и не требовать
от них выполнения определенных гражданских
обязанностей, если эти обязанности были
выполнены по отношению к другой стороне
(например, воинская обязанность).
* Например, Договор между Российской
Федерацией и республикой Таджикистан
об урегулировании вопросов двойного
гражданства (подписан в г. Москве 7 сентября
1995 г.) // Дипломатический вестник. 1995. №
10.
7. Гражданство Российской
Федерации сохраняется за лицами,
проживающими за пределами Российской
Федерации (ст. 4 Закона о гражданстве).
8. Российская Федерация
гарантирует своим гражданам
защиту и покровительство за
ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции
РФ). Статья 5 Закона содержит положение
о том , что государственные органы
Российской Федерации, дипломатические
представительства и консульские учреждения
Российской Федерации, их должностные
лица обязаны содействовать гражданам
Российской Федерации в обеспечении им
возможности пользоваться в полном объеме
всеми правами, установленными законодательством
государства их пребывания, международными
договорами России, в защите их прав и
охраняемых законом интересов, а при необходимости
принимать меры для восстановления нарушенных
прав граждан Российской Федерации.
Из приведенных гарантий заключается,
что теперь не может быть и речи о высылке
нежелательного для властей гражданина,
как это не раз бывало раньше.
Невыдача гражданина России,
совершившего преступление на территории
и по законам другого государства, не означает,
что данное лицо освобождается от ответственности.
Исходя из международных договоров о правовой
помощи, Российская Федерация обязана
судить такое лицо по своим законам и информировать
об этом заинтересованную сторону. Относительно
выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина
его государству вопрос решается при наличии
договора между двумя государствами или
по решению компетентных российских органов
как проявление доброй воли.
9. Сохранение гражданства
Российской Федерации при заключении
и расторжении брака. Данный принцип
получил свое закрепление в
ст. 6 Закона о гражданстве, где
сказано, что заключение и расторжение
брака гражданином Российской
Федерации с лицом, не принадлежащим
к гражданству Российской Федерации,
не влечет за собой автоматического
изменения гражданства. Изменение гражданства
одним из супругов также не влечет за собой
изменения гражданства другого супруга.
10. К числу принципов
гражданства Российской федерации
может быть отнесен такой институт,
как почетное гражданство, которое
предоставляется Президентом РФ
лицу, не являющемуся гражданином
Российской
Федерации, но имеющему выдающиеся
заслуги перед Россией или мировым сообществом.
4.
Производство по делам о гражданстве РФ.
Как вид конституционно-правовых
производств производство по делам
о гражданстве представляет собой урегулированную
законодательством деятельность полномочных
государственных органов и должностных
лиц по рассмотрению вопросов приобретения
и прекращения гражданства. В соответствии
с Федеральным законом «О гражданстве
РФ» и Положением «О порядке рассмотрения
вопросов гражданства», утвержденным
Указом Президента РФ, делами о гражданстве
ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам
гражданства при Президенте РФ; Министерство
внутренних дел РФ; Министерство иностранных
дел РФ, дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ.
К полномочиям Президента РФ
относятся: принятие решений по
вопросам приема в гражданство
РФ в общем порядке; восстановление
в гражданстве РФ в общем
порядке; разрешение гражданину
РФ иметь одновременно гражданство
другого государства; отмена решения
о приеме в гражданство; принятие
решения выхода из гражданства
РФ в общем порядке. По данным
вопросам Президент издает указы.
Иные государственные органы
осуществляют в основном подготовительную
работу. Комиссия при Президенте
структурно входит в состав
Администрации Президента, рассматривает
заявления о приобретении и
прекращении гражданства. Компетенция
Министерства внутренних дел
и Министерства иностранных дел
по решению вопросов гражданства
идентична, с той лишь разницей,
что МВД и его органы рассматривают
такие дела в отношении лиц,
проживающих на территории РФ,
а МИД - в отношении лиц, проживающих
за пределами РФ. В круг их
полномочий входит: прием заявлений
по вопросам гражданства, проверка
фактов и представляемых документов,
направление заявления вместе
с документами в Комиссию по
вопросам гражданства при Президенте,
определение принадлежности лиц
к гражданству РФ и др.
Законодательство в иных случаях
допускает процедуры оформления
и решения вопросов гражданства
в упрощенном льготном порядке.
Для решения вопроса о прекращении
и приобретении гражданства в
упрощенном порядке подается
заявление; решение по этому вопросу
принимается соответствующими органами
внутренних дел либо дипломатическими
представительствами и консульскими учреждениями
РФ; оформляются решения заключением или
представлением; срок рассмотрения не
более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы
в суд в месячный срок. Во всех других случаях
приобретения и прекращения гражданства,
не подпадающих под упрощенный порядок, оформляется
заявление на имя Президента. Принятое
им решение оформляется в виде указа; срок
рассмотрения заявлений по вопросам гражданства
и принятия решений о приеме в гражданство
РФ в общем порядке осуществляется в срок
до 1 года со дня подачи заявления и всех
необходимых документов, оформленных
надлежащим образом. Решения обжалованию
не подлежат, что не исключает возможности
повторного ходатайства через 1 год.