Понятие публичного и частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение проблемы частного и публичного права в рамках теории государства и права.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать проблемы становления и развития частного и публичного права в зарубежных странах и в России.
2. Выделить критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права.
3. Подробно раскрыть понятие частного и публичного права.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Общая характеристика частного и публичного права…………….
§1.1. История разделения права на публичное и частное………………….5
§1.2. Критерии разграничения публичного и частного права…………….9
Глава II. Понятие публичного и частного права……………………………
§2.1. Частное право………………………………………………………….16
§2.2. Публичное право………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….....

Файлы: 1 файл

курсовая работа Частное и публичное право.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Четвертая веха- началась когда во второй половине XX и на пороге XXI в. вырабатываются и входят в жизнь гражданские законы нового поколения, выражающие глубокое единство частного права и современного естественного права, неотъемлемых прав человека, такие, как Гражданский кодекс Нидерландов, канадской провинции Квебек. К их числу принадлежит и Гражданский кодекс России.26

Наиболее существенные черты современной стадии развития частного права - это не только тенденция совершенствования, модернизации гражданско-правовых институтов, связанная с принципиально новыми явлениями и фактами постиндустриальной экономики, другими глобальными процессами современности (экологическими, в технологии управления и информации и др.), но и основательные процессы в «самом» частном праве. Суть этих процессов - в тенденции утверждения частноправовых начал в исконном, предельно «чистом» виде. И одновременно, в этой связи, - в глубоком единении частного права и современного естественного права, его «кульминационного выражения» в нынешнюю эпоху - органического единства с неотъемлемыми правами человека.27

Вывод: частное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

 

§2.2. Публичное право

 

Публичность как понятие, от латинского слова «publicus» - общественный, гласный, открытый, несет в себе емкое содержание. Термин «публичное право» обладает очевидной исторической устойчивостью и преемственностью, а также отражает ту меру содержательности, которая присуща данному явлению. В юридическом смысле оно обозначает правопонимание, отличающееся особым представлением о праве. Это не сумма актов или норм, это, скорее всего, именно целостное правопонимание специфики права в общественно значимой сфере, т.е. в той сфере, от которой зависят существование, функционирование и развитие и общества, и государства, и организованных групп, корпораций, объединений, и граждан.28

И если столетие назад к публичному праву относили преимущественно вопросы власти, строения государств, отношений граждан и администрации, охраны правопорядка, то ныне картина меняется. Публичное право охватывает многие сферы. Это - устройство государства и власти, сферы управления и организации самоуправления, выражение публичного интереса как суммарного, усредненного социального интереса в каждой из сфер - экономической, социальной и др. Это - общепризнанное целеполагание для действий всех субъектов права, формирование основ и поддержание функционирования правовой системы, обеспечение единых принципов правотворчества и правоприменения.29

Сказанное позволяет  охарактеризовать публичное право  как специфическое понимание  природы права в сфере власти и социально-политических институтов и признания их роли в обеспечении общественных интересов. В этом смысле публичное право выступает как способ юридического мышления, как проявление правовой культуры. Здесь оно находит свое материализованное, структурно-нормативное выражение в построении правовых систем, отраслей законодательства, в законах и иных источниках права, правовых актах, в методах правового регулирования.

В целом же следует  отметить бесспорное усиление роли публичного права в его новом виде в  современных общественных процессах. По сути дела, во всех государствах мира на рубеже XX-XXI вв. наблюдаются разные проявления общей объективной закономерности - признания общенациональной значимости публичной сферы, роли государства в общественном прогрессе, обеспечения статуса граждан на уровне мировых стандартов, упрочения наднациональных норм и институтов взаимодействия. Это признание тех общечеловеческих ценностей, императивов нового и будущего миропорядка, которые достижимы путем органического взаимодействия и коллективных, согласованных действий.30

Публичное право имеет  своим девизом обеспечение гармонии и согласия в обществе, баланса  интересов личности, коллективов, общностей  и общества в целом, стабильность государства и его институтов, устойчивость основ экономического и социального развития.

Для публичного права  важное значение имеют методы правового  регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Применяются методы не изолированно одни от других, а в сочетании, комплексно, ибо в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.31

Для публичного права  характерен императивный метод правового  регулирования для него характерно несколько признаков:

Первое. Формирование и  использование властеотношений, когда  правовые акты и нормы, иные решения, включая и устные, принимаются  и реализуются по принципу «команда–исполнение». Субъект принятия обязательных решений  не связан согласием стороны, которой они адресованы. «Одноканальность» акта не означает, однако, отсутствия у адресата возможности влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие его в обсуждении проекта решения. Добавим и непременное обобщение материалов общественного мнения, которое всегда расширяет социальную базу властных решений.32

Второе. Строгая связанность  субъектов публичного права законами, когда сфера их деятельности очерчена правовыми рамками. Получая своего рода мандат закона на выполнение властных, управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных полномочий. Особо надо подчеркнуть в данной связи неприменимость к ним метода «дозволено все...», свойственного субъектам частного права. Здесь используется другой правовой принцип - четкого определения перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия.33

Третье. Для правового  регулирования в публичной сфере характерно выделяемое в юридической литературе позитивное обязывание. Речь идет о возложении на государственные органы, должностных лиц, организации, предприятия и так далее обязанности действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей. Обязывание может носить характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются или меняются его задачи, функции и полномочия и т.е. В иных же случаях оно приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или снять с должности руководителя и т.п.).34

Четвертое. Императивный метод правового регулирования  нередко выражается в запрещении каких-либо действий. Нормы-запреты в общем или конкретном виде как бы очерчивают зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону.

Пятое. В публичном  праве обеспечивается сочетание  убеждения и принуждения.

Вывод: публичное право - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, их формирования, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий конституционный строй.

 

Заключение

 

Деление права на публичное  и частное не просто классификационное  подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное  и частное право - качественно  разные области правового регулирования, два разных «континента» или две «юридические галактики».

С первых стадий цивилизации  право (разумеется, со многими различиями в разных странах) так и развивается  в составе двух относительно самостоятельных  сфер, по двум руслам - публичного и  частного права. И поскольку в любом обществе (понятно, в различном соотношении, в разных пропорциях) существуют государственные и частные интересы, то более или менее развитое право только и может существовать и развиваться при наличии двух соответствующих сфер - публичного частного права. При этом уровень «развитости» права в целом, его «качество» во многом обусловлены тем, насколько получила развитие каждая из указанных сфер, что решающим образом влияет и на понимание права в целом, и на состояние практической юриспруденции. Недостатки в этом отношении и тем более умаление одной из сфер (например, частного права) приводят, помимо всего другого, к деформации всей правовой системы страны, к ее однобокости, ущербности.

При этом нужно постоянно  иметь в виду, что публичное право - сфера столь же значимая, сколь и право в целом (включая частное право), во всяком случае, постольку, поскольку «сама» власть не является тиранической, авторитарной. По своей сути публичное право представляет собой продолжение также высокозначимого социального феномена - государства, публичной власти со всеми ее позитивными и негативными потенциями, также находящими выражение в достоинствах права, хотя и иного «качества» - публичного. Эти достоинства в результате демократизации общества реализуются в принципах подчиненности власти закону, юридических процедурах ее осуществления, а в более широком плане - в принципах разделения властей, республиканской форме правления и, наконец, в государственном, публичном обеспечении прав человека. По мере углубления демократии публичное право в рассматриваемом значении все в большей степени включает нормы, ограничивающие произвол власти, охраняющие права человека, - происходит обогащение материи публичного права, насыщение ее принципами и институтами демократического порядка. Основа этого процесса - развитие, начиная с конца XVIII в., конституционного права в странах Запада.

Но при всем при  том повышенное внимание все же должно быть уделено частному праву, ибо  именно оно (наряду и в сочетании  с правами человека) выражает основные процессы, связанные со становлением системы субъективных прав, открывающих гарантированный простор для собственной активной деятельности людей, их творчества, инициативы, дерзаний, предприимчивого дела. И отсюда именно частное право оказалось тем звеном в сложной «материи права», которое, возникнув в эпоху древнего мира, уже в современной истории, начиная с эпохи Просвещения, Великой французской революции, и все более именно в наше время раскрывает глубокую природу права. Частное право предстает в настоящее время в виде отработанных юридических форм, в рамках которых реализуются свобода человека быть «самому себе господином», экономическая свобода, самостоятельность и равенство людей, в экономике — товаропроизводителей, и которые могут юридически обеспечивать статус свободных субъектов неприкосновенность собственников, права участников оборота, ограждать их от вмешательства государства, от его произвола.

И всё же самым главным  аспектом действия публичного и частного права является высокий уровень гражданской правосознательности. К этому мы и должны стремиться.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Алексеев С.С. Частное право. – М.: Статут, 1999.-158с.
  2. Белых В.С. О соотношении частного и публичного права в правовом регулировании общественных отношений. – Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. – М.: Статут,2004.-462с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2000. -528с.
  4. Крашенинникова Н.А., Жидков О.А.История государства и права зарубежных стран.-М.:Норма,2009.-720с.
  5. Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. – М.: ЮрИнфоР, 2003.-722с.
  6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юристъ, 2001. -520с.
  7. Муромцев. С. А. Определение и основное разделение права. -СПб.:Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета,2004. -224с.
  8. Матузов Н.И ,  Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2005.-512с.
  9. Новицкий И.Б. Римское право.-М.:Юрайт,2009.-298с.
  10. Омельченко О.А.Римское право.-М.: ТОН - Остожье, 2000.-208с.
  11. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2001.-354с.
  12. Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.:Проспект,2010.-752с.
  13. Сергеев А.П., Толстой Ю.К.Гражданское право. Том 1. - М.: Проспект, 2005.- 765с.
  14. Суханова Е.А. Гражданское право. Том 1. - М.: Волтерс Клувер, 2004-2005.-412с.
  15. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2008.-401с.
  16. Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001.-479 с.

1 Крашенинникова Н.А., Жидков О.А.История государства и права зарубежных стран.-М.:Норма,2009.С.264.

2 Там же. С.265.

1 Омельченко О.А.Римское право.-М.: ТОН - Остожье, 2000.С.8.

4 Новицкий И.Б. Римское право.-М.:Юрайт,2009.С.8.

5 К.Маркс и Ф.Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, Соч., 2-е изд., т.4, С.446.

6 Новицкий И.Б. Римское право.-М.:Юрайт,2009.С.9.

7 Крашенинникова Н.А., Жидков О.А.История государства и права зарубежных стран.-М.:Норма,2009.С.265.

8 Сергеев А.П., Толстой Ю.К.Гражданское право. Том 1. - М.: Проспект, 2005. С.19.

9 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.-М.:Статут,1998.С.37-40.

10 Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. – М.: ЮрИнфоР, 2003.С.157-161.

11 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 93-120

12 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 93-120.

13 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С.93-120.

14 Муромцев. С. А. Определение и основное разделение права. -СПб.:Издательский Дом Санкт-                Петербургского государственного университета.2004.С.187.

15 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 93-120.

16 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С.93-120.

17 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С. 93-120.

18 Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2001. С.93-120.

19 Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 2001.С.37-40.

20 Алексеев С.С. Частное право. – М.: «Статут», 1999. С.34.

21 Там же. С34.

22 Алексеев С.С. Частное право. - М.: «Статут», 1999. С.35.

23 Там же. С35.

24 Алексеев С.С. Частное право. – М.: «Статут», 1999. С.36.

25 Там же. С36.

26 Алексеев С.С. Частное право. – М.: «Статут», 1999. С.37.

27 Там же. С38.

28 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2008.С28.

29 Там же. С28.

30 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2008. С32.

31 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2008. С47.

32 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2008.С49.

33 Там же. С49.

34 Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: Эксмо, 2008.С50.


Информация о работе Понятие публичного и частного права