Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:42, реферат
Без четкого уяснения вопросов настоящей темы не может быть обеспечена правильная оценка предмета конституционного права, которым являются системообразующие отношения, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.
Введение 3
1. Развитие законодательства о формировании Совета Федерации в 1993 – 2000 годах 3
1.1. Выборы депутатов Совета Федерации первого созыва 4
1.2.Формирование Совета Федерации по Федеральному закону от 5 декабря 1995 года 7
1.3. Смена модели формирования Совета Федерации вследствие принятия Федерального закона от 5 августа 2000 года 8
2. Характеристика действующего порядка формирования Совета Федерации 9
2.1.Избрание представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации 9
2.2. Назначение представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации 14
Заключение 17
Список использОВАННОЙ литературы 20
МосковскИЙ гоРОДСКОЙ
юридическИЙ ИНСТИТУТ
Факультет Государственного
и муниципального управления
Специальность ГиМУ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Конституционное права
на тему: «Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
Выполнила студент
Проверил доцент
Москва 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Развитие законодательства о формировании Совета Федерации в 1993 – 2000 годах 3
1.1. Выборы депутатов Совета Федерации первого созыва 4
1.2.Формирование Совета Федерации по Федеральному закону от 5 декабря 1995 года 7
1.3. Смена модели формирования Совета Федерации вследствие принятия Федерального закона от 5 августа 2000 года 8
2. Характеристика действующего порядка формирования Совета Федерации 9
2.1.Избрание представителя от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации 9
2.2. Назначение представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации 14
Заключение 17
Список использОВАННОЙ литературы 20
Существование современного демократического государства немыслимо без парламента, являющегося высшим представительным и законодательным органом в государстве. Он призван выражать волю народа, регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц1.
Высшим представительным и законодательным органом в России является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Наименование «Федеральное Собрание» подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией Российской Федерации разделения законных прерогатив.
Актуальность и важность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что Совет Федерации призван выражать региональные мнения и интересы, являясь при этом государственным органом все Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, то есть всей России.
Без четкого уяснения вопросов настоящей темы не может быть обеспечена правильная оценка предмета конституционного права, которым являются системообразующие отношения, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.
Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации – представительным и законодательным органом Российской Федерации2. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом3 и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:
один от представительного органа государственной власти4.
один от исполнительного органа государственной власти5.
Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами6. Следует отметить, что только представители указанных органов могут входить в Совет Федерации. Депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов Федерации, главы субъектов Федерации, а также члены исполнительных органов государственной власти не могут быть членами Совета Федерации.
Первый состав Совета Федерации (сформирован в 1993 года), избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 1626. Выбор способа формирования Совета Федерации был предопределен не только теоретическими и юридическими соображениями, но и реальными историческими обстоятельствами и конкретными политическими устремлениями: он был обусловлен осуществлением реформы представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и имел целью обеспечение представительства субъектов Российской Федерации в Федеральном Собрании – Парламенте Российской Федерации на переходный период.
В соответствии со статьей 1 Положения, выборы депутатов Совета Федерации осуществлялось гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации (ст. 2 Положения) принадлежало каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
В правах избирать и быть избранными Положением (ст. 2) были ограничены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В Совет Федерации избиралось по два депутата от каждого субъекта Российской Федерации на основе мажоритарной системы по двухмандатным (от одного округа – два депутата) избирательным округам, образованным в рамках административных границ субъектов Российской Федерации. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов (ст. 3 Положения). В соответствии со статьей 5 Положения кандидаты в депутаты Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями, включающими:
Организацию и проведение выборов депутатов Совета Федерации осуществляли:
Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации число избирательных округов по выборам депутатов Совета Федерации равнялось числу субъектов Российской Федерации, а на территории каждого субъекта Российской Федерации образовывался один избирательный округ. В связи с этим автономные округа, входящие в состав краев (областей), не охватывались избирательными округами, образованными на территории этих субъектов. А, следовательно, депутаты Совета Федерации, избранные от таких краев (областей), не представляли интересы избирателей автономных округов, входящих в состав краев (областей).
В соответствии с «Заключительными и переходными положениями» Конституции Российской Федерации Совет Федерации первого созыва, сформированный в 1993 году, был избран сроком на два года. Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе.
Полномочия Совета Федерации первого созыва были прекращены после истечения срока, на который он был избран, с момента начала работы Совета Федерации, сформированного в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что порядок выборов Совета Федерации первого состава был исключением из общего принципа формирования этой палаты, установленного Конституцией Российской Федерации (ст. 95 и 96).
Статьей 3 Закона было определено, что выборы глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должны быть завершены не позднее декабря 1996 года.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации (ст. 2 Закона) совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации11. Вместе с тем, Закон не определил, как следует поступать, если, например, в республике при наличии президента исполнительная власть возложена на правительство или на его главу.
Нельзя не отметить того, что указанный Закон оставлял без внимания некоторые положения Конституции. Он, по существу, превращал Совет Федерации в орган, действующий непостоянно, ибо члены его были руководителями субъектов Федерации и основное место работы у них находилось именно там. В то же время, согласно части 1 статьи 99 Конституции, все Федеральное Собрание, включая, следовательно, Совет Федерации, является постоянно действующим органом. Игнорировал Закон и то обстоятельство, что в частях 7 и 9 (абз. 2) раздела второго Конституции «Заключительные и переходные положения» говорится о Совете Федерации первого созыва, из чего следует, что должны иметь место второй и последующие созывы (в противном случае речь шла бы не о первом созыве, а о первом составе Совета Федерации); Законом же это исключалось. В упомянутом абз. 2 части 9 раздела второго сказано также, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, из чего опять же можно заключить, что правилом должно быть осуществление полномочий на постоянной основе.
Статьей 1 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»12, определено, что в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:
один от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
один от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Закон устранил большинство
из отмеченных дефектов предыдущего
закона. Новый закон более
Ни Конституция, ни упомянутый Федеральный закон не определяют долю состава палаты, которая должна быть укомплектована, чтобы палата считалась правомочной. Однако, поскольку основная часть решений палаты принимается голосами большинства ее членов (часть 3 статьи 102 Конституции), можно считать, что палата правомочна, если избрано (назначено) большинство ее членов.
Законом Московской области от 4 мая 2001 года № 84/2001-ОЗ «О порядке избрания и назначения представителей в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Московской области» определено, что от Московской области: в Совет Федерации входят два представителя: один от Московской областной Думы и один от Губернатора Московской области.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 115-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (обычно это 4 года), а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа13.
Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Информация о работе Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации