Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть порядок принятия решения Советом Федерации Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть особенности деятельности Совета Федерации;
- дать понятие законодательного процесса;
- охарактеризовать процесс приняттия решения Советом Федерации.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика Совета Федерации РФ 5
1.1. Внутренняя организация Совета Федерации 5
1.2. Полномочия Совета Федерации 12
Глава II. Порядок принятия решения Советом Федерации 14
2.1. Понятие законодательного процесса 14
2.2. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых
Государственной Думой 17
2.3. Повторное рассмотрение Советом Федерации законов,
отклоненных Президентом РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Комитеты избирают председателя и заместителей председателя. Председатель комитета утверждается Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель, заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Комитетам Совета Федерации
предоставлено право по основным
направлениям своей деятельности в
случаях необходимости
Совет Федерации вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов.
Основные сферы деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы закреплены в Регламенте Совета Федерации.
Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи или на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители. Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются постановлением Совета Федерации.
В Совете Федерации образована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Как и комитеты, она является постоянно действующим органом палаты. Основное назначение комиссии состоит в осуществлении контроля за соблюдением Регламента Совета Федерации. В числе других ее полномочий — анализ и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, поступающих от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консультации членов Совета Федерации, руководителей структурных подразделений, должностных лиц по практическому применению конкретных положений Регламента; проведение аналитической работы по проблемам совершенствования парламентских процедур и т.п.
К числу временных комиссий относятся: Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту, образуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например, Комиссия по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству, Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.
К временно функционирующим органам следует отнести и рабочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разрешения определенных вопросов, организации парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются представители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.
Кроме этого, комитетам
и комиссиям предоставлено
В процессе своей деятельности
комитеты и комиссии вправе обращаться
к государственным органам, общественным
объединениям, должностным лицам
с просьбой о предоставлении необходимой
документации. В этом случае должностные
лица и организации обязаны предоста
В обязанности комитетов и комиссий входит представление отчетов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.
Основной формой работы комитетов и комиссий являются заседания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать председатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по поручению Председателя Совета Федерации или его заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совместные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут проводиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.
Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений и т.д.
К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации. [17, c. 165]
1.2. Полномочия Совета Федерации
Согласно ст. 102 Конституции
РФ, соответствующим
1. утверждение изменения
границ между субъектами
4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
6. отрешение Президента
7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;
8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
9. назначение на должность
и освобождение от должности
заместителя Председателя
10. назначение на должность и
освобождение от должности
11. рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;
12. проведение консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей;
13. подготовка, рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации содержит и иные установления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законодательной деятельности, внутренней организации, порядка работы, статуса члена Совета Федерации. [12, c. 149]
Глава II. Порядок принятия решения Советом Федерации
2.1. Понятие законодательного процесса
В юридической литературе имеются
различные терминологические
- федеральные законы;
- федеральные конституционные законы;
- законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Федеральные законы составляют
основной законодательный массив, над
которым работают парламентарии. Они
принимаются простым
Законы о поправках в Конституцию РФ имеют целевое значение по изменению Конституции РФ. Порядок их принятия аналогичен порядку принятия федеральных конституционных законов. Регламент Государственной Думы развивает и конкретизирует положения и нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся законодательного процесса, его основных стадий. Регламент же Совета Федерации выделяет процессуальные моменты, характеризующие участие Совета Федерации в законодательном процессе: несмотря на то, что Совет Федерации не создает, не принимает федеральных законов, его участие в законодательном процессе чрезвычайно важно, так как без него немыслим сам законодательный процесс. Участие в законодательном процессе должно рассматриваться в качестве одного из приоритетнейших направлений деятельности правительства любого государства, ориентирующегося на соблюдение общецивилизационных принципов демократии и законности [13, c. 129].
Законодательный процесс распадается на ряд этапов, именуемых стадиями законодательного процесса, т.е. относительно обособленных этапов разработки, принятия и опубликования законов, урегулированных нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Стадии законодательного процесса детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий, пренебрежение процедурными правилами означает нарушение законности в законотворчестве. Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса [16, c. 238]:
1) подготовка законопроекта
и внесение его в
2) обсуждение законопроекта
в Государственной Думе с
3) одобрение Советом
Федерации принятого
4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ;
5) опубликование закона.
Наряду с основными
выделяются и дополнительные стадии,
к которым относятся: рассмотрение
Государственной Думой
Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными.
2.2. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета федерации. Если в документах и материалах, сопровождающих поступившие из Государственной Думы федеральные законы по вопросам введения или отмены налогов, освобождения от уплаты налогов, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, отсутствует заключение Правительства РФ, Совет Федерации вправе сразу же отклонить такие федеральные законы.
Комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, определяется Председателем Совета Федерации или по его поручению заместителем Председателя Совета Федерации. Эти лица вправе также передать федеральный закон нескольким комитетам, определив при этом комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Члены Совета Федерации организуют обсуждение федерального закона в субъектах РФ и при наличии замечаний по федеральному закону направляют их в комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона.
Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции РФ 14-дневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации (исключая нерабочие дни).
В соответствии со ст. 106
Конституции РФ обязательному рассмотрению
в Совете Федерации подлежат принятые
Государственной Думой
Информация о работе Порядок принятия решения Советом Федерации