Порядок принятия решения Советом Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть порядок принятия решения Советом Федерации Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
- рассмотреть особенности деятельности Совета Федерации;
- дать понятие законодательного процесса;
- охарактеризовать процесс приняттия решения Советом Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Общая характеристика Совета Федерации РФ 5
1.1. Внутренняя организация Совета Федерации 5
1.2. Полномочия Совета Федерации 12
Глава II. Порядок принятия решения Советом Федерации 14
2.1. Понятие законодательного процесса 14
2.2. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых
Государственной Думой 17
2.3. Повторное рассмотрение Советом Федерации законов,
отклоненных Президентом РФ 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Совет Федерации.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов  и сборов;

3) финансового, валютного,  кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации  международных договоров Российской  Федерации;

5) статуса и защиты  Государственной границы Российской Федерации;

6)войны и мира.

Конституционный срок в 14 дней предусматривает не завершение рассмотрения закона Советом Федерации, а только его начало. Начав рассмотрение закона в 14-дневный срок, предусмотренный  ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации обязан путем голосования принять решение об одобрении либо отклонении закона. При этом истечение указанного срока не освобождает Совет Федерации от данной обязанности. Закон, принятый по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106, не может считаться одобренным, если Совет Федерации не завершил его рассмотрения. Соответственно, закон в этом случае не подлежит подписанию главой государства. Если рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов, принятых по вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ, не завершено в установленный ч. 4 ст. 105 срок, оно должно быть продолжено на следующем заседании Совета Федерации и завершено принятием решения.

Комитет (комитеты), ответственный  за рассмотрение федерального закона, рассматривает принятый Государственной Думой федеральный закон и принимает по нему заключение. Рассмотрение комитетом закона происходит открыто. Комитет может приглашать на свои заседания инициатора законопроекта, ученых и специалистов в качестве экспертов, а также представителей средств массовой информации. Заключение принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета. Комитет может одобрить закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть закон на своем заседании.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному  рассмотрению Советом Федерации, комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона, вправе рекомендовать Совету Федерации одобрить его или отклонить. В отношении законов, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, которые комитет предлагает одобрить и не вносить на рассмотрение палаты, Председатель Совета федерации может согласиться с решением комитета и не вносить закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить решение комитета и включить закон в повестку дня заседания Совета Федерации. Председатель палаты не вправе принять решение о невключении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрения федерального закона, не подлежащею обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или не менее двух членов Совета Федерации, представляющих один субъект РФ настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек установленный Конституцией РФ 14-дневный срок рассмотрения закона Советом Федерации.

Рассмотрение закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета и проекта постановления, внесенного комитетом. Затем палата большинством голосов от общего числа членов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. Началом рассмотрения закона, подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается принятие палатой решения о включении вопроса о рассмотрении данного закона в повестку дня заседания Совета Федерации.

По результатам обсуждения закона Совет Федерации может  одобрить или отклонить его. Постановление  Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов палаты.

По результатам рассмотрения закона, подлежащего обязательному  рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении  федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Указанное решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Если указанное решение не принято, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос об одобрении федерального закона.

В случае принятия решения  о переносе на следующее заседание  Совета Федерации вопроса о рассмотрении закона, подлежащего обязательному  рассмотрению, его рассмотрение должно быть завершено на очередном заседании Совета Федерации принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона. Решение об одобрении или отклонении закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения 14-дневного срока, исчисляемого в соответствии с Регламентом.

Если закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение 14-дневного срока, он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении закона оформляется постановлением палаты. В постановлении об отклонении закона может содержаться перечень разделов, глав, статей, а также частей и пунктов статей данного закона, по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. Голосование по проектам федеральных конституционных законов, а также по федеральным законам, одобренным Государственной Думой в ранее принятой редакции, может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе.

Постановление Совета Федерации  об отклонении закона в пятидневный  срок направляется в Государственную  Думу. Одобренный Советом Федерации  закон вместе с текстом постановления  в пятидневный срок направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не рассмотренный палатой в 14-дневный срок, на пятнадцатый день со дня поступления его из Государственной Думы направляется Президенту РФ для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу.

Если при повторном  рассмотрении Государственной Думой  федерального закона, отклоненного Советом  Федерации, Государственная Дума принимает  его с учетом всех предложений  Совета Федерации, соответствующий  комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении закона без обсуждения. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

 

2.3. Повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ

Вместе с текстом  закона, отклоненного Президентом РФ и повторно рассмотренного Государственной Думой, на имя Председателя Совета Федерации направляются также постановление Государственной Думы о повторном рассмотрении федерального закона и письмо Президента РФ. Но если Совет Федерации обнаружит, что при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то такой закон будет рассматриваться Советом Федерации как вновь принятый.

Процедура преодоления  в Совете Федерации президентского вето начинается с того, что Комитет Совета Федерации, который давал ранее заключение по закону, отклоненному Президентом РФ, рассматривает высказанные в письме Президента РФ замечания, а также текст закона, одобренного Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и дает по нему повторное заключение.

При повторном рассмотрении закона, отклоненного Президентом РФ и одобренного Государственной  Думой в ранее принятой редакции, Совет Федерации вправе не открывать  обсуждения и поставить на голосование  вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции или открыть обсуждение. По окончании обсуждения вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции ставится на голосование. Закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если же за его одобрение проголосовало менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, закон считается отклоненным палатой. Постановление Совета Федерации об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение 5 дней направляется Президенту РФ, который согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ обязан его подписать и обнародовать.

Особенности рассмотрения палатами федеральных конституционных  законов. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 108) федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Однако в остальном прохождение законопроекта в палатах в основном производится в порядке, установленном их Регламентами для федеральных законов, хотя согласно формулировкам Конституции РФ Государственная Дума не принимает, а одобряет такой закон (следовательно, Совет Федерации рассматривает не принятый, а одобренный Государственной Думой федеральный конституционный закон). Но эти особенности носят скорее терминологический характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог работе, мне  хотелось бы остановиться на том, что наиболее существенные моменты порядка принятия решения в палатах Федерального Собрания состоят в следующем:

—решения принимаются  открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. В режиме поименного голосования  с использованием электронной системы обеспечиваются результаты поименного голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения парламентариев. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов поручается Счетной комиссии, которая избирается палатой;

— голосование осуществляется с использованием и без использования  электронной системы подсчета голосов, бюллетенями и путем опроса (только при голосовании в Совете).

Перед началом открытого  голосования председательствующий: сообщает количество предложений, которые  ставятся на голосование; уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование; поминает, каким большинством голосов должно быть принято решение.

Тайное голосование  осуществляется с использованием электронной  системы или бюллетеней. Бюллетени  для такого голосования изготавливаются  под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением палаты форме в количестве, соответствующем числу членов соответствующей палаты, содержат необходимую информацию. Оставшиеся у Счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем Счетной комиссии присутствии ее членов. Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются Счетной комиссией и объявляются ее председателем. (п.4 ст.88 Регламент ГД)

Выдача бюллетеней для  тайного голосования начинается не позднее чем час до начала голосования; тайное голосование производится в течение 30 минут с момента начала голосования, если иное не установлено Государственной Думой. (п.5 ст. 88 Регламент ГД). Бюллетень для тайного голосования выдается каждому парламентарию по предъявлении удостоверения в соответствии со списком членов палаты. При получении бюллетеня парламентарий расписывается в указанном списке против своей фамилии.

О результатах тайного  голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается  всеми членами Счетной комиссии.(п. 6 ст. 89 Регламент ГД). В работе парламента по ряду вопросов, называемых процедурными, решения принимается большинством голосов членов соответствующей палаты, присутствующих на ее заседании. К процедурным относятся следующие вопросы: о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания; о предоставлении дополнительного времени для выступления; о предоставлении слова приглашенным на заседание;  о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу; о передаче вопроса на рассмотрение соответствующих комитета, комиссии палаты; о голосовании без обсуждения; о проведении закрытого заседания палаты; об изменении способа проведения голосования; об изменении очередности выступлений; о проведении дополнительной регистрации; о приглашении на заседание представителей государственных органов общественных объединений, научных учреждений, независимых эксперт ученых и других специалистов для предоставления необходимых сведений заключений. (п.2 ст. 84 Регламент ГД).

Помимо этого, в Регламенте Совета Федерации к процедурным  отнесены вопросы: об общем времени обсуждения вопроса о повестке дня; ) о переходе к вопросам повестки дня; о проведении тайного голосования; о переносе рассмотрения закона на следующее заседание; об оформлении выписки из протокола заседания палаты.

Список использованной литературы

 I. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, N 21, ст. 1919.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ  »О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
  5. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ »О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.1999, N 28, ст. 3466.

Информация о работе Порядок принятия решения Советом Федерации