Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа
Государственная власть в Российской Федерации по своей сути едина, т. к. единственным источником власти Конституция РФ определяет её многонациональный народ.
Принцип разделения властей начинает «работать» при его осуществлении.
Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную1.
Анализ применения теории и практики разделения властей позволяет рассматривать его как по горизонтали, так и по вертикали.
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание – Парламент, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Только Федеральное Собрание, представляя интересы многонационального народа Российской Федерации, ведет законотворческую деятельность в стране.
1.Организация государственной власти и местного самоуправления 3
2. Право граждан на обращение 10
3 Порядок занятия должности Президента 16
Список использованных источников 25
Государственная власть в Российской Федерации по своей сути едина, т. к. единственным источником власти Конституция РФ определяет её многонациональный народ.
Принцип разделения властей начинает «работать» при его осуществлении.
Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную1.
Анализ применения теории и практики разделения властей позволяет рассматривать его как по горизонтали, так и по вертикали.
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание – Парламент, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Только Федеральное Собрание, представляя интересы многонационального народа Российской Федерации, ведет законотворческую деятельность в стране.
Только Парламент может принимать Федеральные законы, обязательные для исполнения на всей территории России и для всех лиц, находящихся на этой территории. Все иные органы государства также неукоснительно должны исполнять Федеральные законы.
При этом следует иметь в виду, что законодательная власть не беспредельна, и ограничена полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе определять, соответствует ли Конституции РФ то или иное положение закона. Неконституционные законы или их отдельные положения подлежат отмене.В этом положении проявляется система сдержек и противовесов, необходимая для осуществления принципа разделения властей.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Исполняя законы, Правительство и его органы самостоятельны в пределах своей компетенции. В деятельность исполнительной власти не может вмешиваться Парламент РФ. Однако, при определенных Конституцией РФ условиях, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации может отказать в доверии Правительству, что создает условия для его отставки, решение о которой принимает только Президент Российской Федерации. Кроме этого, решения и действия органов исполнительной власти могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Судебная власть обязана осуществлять правосудие путем принятия решений от имени государства по гражданским, уголовным, административным и иным делам.
Защита правопорядка,
прав и законных интересов граждан
также осуществляется в пределах
чётко установленных
Таким образом, принцип разделения властей осуществляется при наличии системы взаимных сдержек и противовесов.
Россия – федеративное государство, и для неё актуально разделение власти по вертикали, т. е. разделение полномочий органов власти федерального уровня и субъектов федерации.
На основании Конституции РФ все государственные полномочия относятся к ведению Российской Федерации, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к исключительному ведению субъектов Российской Федерации.
Новая Конституция России определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления2
Европейская Хартия определяет местное самоуправление как ПРАВО и действительную способность местных сообществ «контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел».
Конституцией России
право населения, местных
Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности.
Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления - самостоятельность. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность.
Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка безусловно поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти.
Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности.
Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации3, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.
Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации возникает объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованьями и стремятся к «расширению» связей, укрепляющих «государственность». Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.
Таким образом, правовой основой местного самоуправления является Конституция и закон, который ввел понятие «муниципальное образование» - городское, сельское поселение или иная территория, где действует местное самоуправление.
Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и их названия устанавливаются законами субъектов Федерации.
Согласно Конституции, границы территорий, где реализуется местное самоуправление, устанавливаются только с учетом мнения живущего там населения. Иными словами, жители сами должны решать, будет ли администрация небольшого города (поселка) подотчетна им или мэра (старосту) станет назначать районная администрация.
Органы местного самоуправления по закону обособлены от органов государственной власти Федерации и ее субъекта, на территории которого реализуется самоуправление. Власти субъекта не вправе вмешиваться в дела самоуправления, могут устанавливать лишь общие принципы его организации.
Жители вправе сами, без предписаний, определять структуру органов местного самоуправления, непосредственно или через представительные органы принимать положения муниципального образования и другие нормативные акты, регулирующие процедуру и порядок созыва сходов, собраний и т.п.
Согласно Конституции органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений органов государственной власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону.
Прямое указание закона «Об общих принципах организации местного самоуправления»4 на то, что в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации должны предусматриваться средства для реализации муниципальными органами своих полномочий, зачастую игнорируется. Включаемые в федеральный бюджет расходы на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, можно рассматривать лишь в качестве финансового обеспечения бывшей государственной собственности.
Субъекты Федерации разрабатывают модельные уставы органов самоуправления и порядок их регистрации. В некоторых регионах уставы утверждает региональная администрация, что позволяет ей влиять на их содержание и даже отходить от требований федерального законодательства.
Согласно современной концепции в Российской Федерации существуют две разновидности публичной власти: государственная и местного самоуправления, т.е. отграничиваются понятия «государственная власть» и «публичная власть».
Таким образом, возникает проблема раздвоения власти. Нужно отметить главное противоречие в современной концепции: провозглашается единство власти, вместе с тем объявляется отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти, но признается, что местное самоуправление является частью государственной власти.
Право граждан на обращение является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации. При этом в Основном Законе нашего государства закрепляются лишь общие положения. Данное право выражается в том, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»
Федеральный закон несколько расширяет данное понятие, закрепив также право обращения не только в органы власти, но и непосредственно к должностным лицам5.
Безусловно, право на обращение следует толковать расширительно, поскольку данным правом обладают не только граждане Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений распространяется также и на правоотношения, связанные с порядком рассмотрения обращений иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории России. Исключение данной категории лиц означало бы нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод.
Право на обращение реализуется посредством направления заявления, предложения, жалобы. Очевидно, что данные обращения имеют свои особенности. Предложение представляет рекомендацию гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба как вид обращения является просьбой гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц6.
При этом форма обращения может быть как письменной, так и устной.
Федеральным законом установлен единый порядок рассмотрения обращений. Прежде всего это проявляется в обязанности регистрации всех письменных обращений, направленных с соблюдением предусмотренных законом требований, в течение трех дней с момента его поступления. К числу обязательных требований, предъявляемых к письменному обращению, относятся указание его автора, адрес, куда направляется обращение, и адрес, куда необходимо направить ответ по данному обращению.
Кроме того, обязательные
сроки предусмотрены и в
Особенность устного обращения заключается в том, что гражданин реализует данное право через личный прием с руководителями и уполномоченными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
Среди институтов государства, куда наиболее часто обращаются граждане Российской Федерации, следует отметить институт президентской власти. Исходя из того, как часто граждане используют свое право на обращение, можно сделать вывод, что, по мнению граждан, это один из наиболее авторитетных и надежных способов в защите нарушенного права. Данные информационно-статистического обзора Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями весьма показательны. Например, за третий квартал 2009 г. рассмотрено 168 885 обращений граждан (в том числе 163 558 письменных обращений и 5327 - устных). Кроме того, за отмеченный период было рассмотрено 13 626 обращений от иностранных граждан. В четвертом квартале 2009 г. число обращений, адресованных Президенту Российской Федерации, по-прежнему велико. Только в октябре 2009 г. в Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан рассмотрено 67 744 обращения граждан и 4756 обращений получено от иностранных граждан7.