Порядок занятия должности Президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Государственная власть в Российской Федерации по своей сути едина, т. к. единственным источником власти Конституция РФ определяет её многонациональный народ.
Принцип разделения властей начинает «работать» при его осуществлении.
Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную1.
Анализ применения теории и практики разделения властей позволяет рассматривать его как по горизонтали, так и по вертикали.
Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание – Парламент, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Только Федеральное Собрание, представляя интересы многонационального народа Российской Федерации, ведет законотворческую деятельность в стране.

Содержание работы

1.Организация государственной власти и местного самоуправления 3
2. Право граждан на обращение 10
3 Порядок занятия должности Президента 16
Список использованных источников 25

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦ ПРАВО.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Правом на рассмотрение обращений граждан обладает также  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Данное право закреплено Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"8.

Изучение практики обращений свидетельствует о  том, что граждане не игнорируют данный институт и активно используют предоставленное  им право на обращение. За 2011 г. к Уполномоченному поступило 47 147 обращений, в том числе 27 577 жалоб9. В 2010 г. количество обращений к Уполномоченному было еще большим - поступило 48 235 обращений, в том числе 28 617 жалоб10.

Российским  законодательством отдельно закрепляется и регулируется право на обращение  в суд.

Например, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом отказывать в праве на обращение в суд недопустимо11.

Право граждан  на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации имеет  свои особенности. Не каждое заявление может быть рассмотрено в данной судебной инстанции.

Жалоба подлежит рассмотрению лишь при наличии ряда условий. Во-первых, обжаловать в Конституционный  Суд Российской Федерации допускается  лишь закон, который непосредственно  затрагивает конституционные права и свободы граждан. Во-вторых, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон12.

Право граждан  на обращение в Конституционный  Суд Российской Федерации нельзя отнести к категории невостребованных прав. За период с 2000 по 2010 г. количество всех обращений составило 113 230, из которых лишь 3 - 4% - обращения от органов власти13. При этом количество обращений с каждым годом не уменьшается.

Предусмотренные правовые гарантии позволяют не ограничивать правовую активность граждан использованием лишь внутригосударственных механизмов. Конституция Российской Федерации содержит положения, которые позволяют защищать нарушенные права не только в России, но и за ее пределами, используя международные институты защиты прав. В частности, закреплено право "обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты"

Изучение практики обращений  показывает, что в общем объеме всех обращений жалобы, поданные против Российской Федерации, занимают не последнее  место.

Сопоставляя общее количество всех жалоб, поступивших в отношении государств - участников Конвенции 1950 г., с количеством жалоб в отношении России, мы можем сделать вывод о том, что на наше государство приходится более 20%.

К сожалению, в ходе реализации своего права граждане сталкиваются с некоторыми затруднениями. В частности, отсутствие специальных знаний приводит к ошибкам, допускаемым гражданами при оформлении письменных обращений. В итоге более половины дел признаются Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими требованиям. Подобная ситуация складывается и с Европейским судом по правам человека, где также значительное число обращений отклоняется по причине их несоответствия предъявляемым требованиям.

По этой же причине порядка 10% обращений отклоняется и Уполномоченным по правам человека.

Опять же, к сожалению, существует немало примеров, когда заинтересованными  лицами предпринимаются меры по установлению препятствий для направления жалобы. В основном подобные ситуации - частое явление для мест лишения свободы, когда руководство данных учреждений всячески препятствует отправлению жалоб14.

Наличие негативных примеров в практике реализации права граждан на обращение в то же время не уменьшает значения, которое имеет данный институт15. Правовое закрепление права на обращение способствует развитию правовой культуры российского общества, поскольку предоставляет гражданам возможность проявлять свою активность путем использования правовых норм в защите нарушенных прав, в реализации своих способностей.

 

3 Порядок занятия должности Президента

Лицо на эту  должность может быть избрано  только гражданами РФ; такое избрание может считаться легитимным, если оно осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Президент РФ избирается на срок шесть лет.

Настоящая редакция ч. 1 о шестилетнем сроке полномочий Президента РФ вместо существовавшего с 1993 г. четырехлетнего срока приведена в соответствие с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы"16, вступившим в силу со дня его опубликования 31 декабря 2008 г., и применяется в отношении Президента РФ, избранного после вступления в силу названного Закона.

Каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать Президента РФ. Гражданин РФ может избирать и быть избранным Президентом РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, какой-либо партии. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Каждый избиратель в выборах  Президента имеет один голос, участвует в выборах на равных с другими избирателями основаниях, голосует лично путем подачи бюллетеня. Должна обеспечиваться тайна голосования.

Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность  СФ ФС РФ.

Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум17.

Согласно позиции  конституционного суда – далее (КС РФ), по смыслу ч. 1 ст. 81 Конституции, в ней выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина РФ избирать и быть избранным на подлинно свободных выборах во все органы народного представительства.

Дополнительные конституционные условия реализации гражданином права быть избранным Президентом РФ:

Первое - наличие гражданства  Российской Федерации без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом РФ лица, имеющего двойное и множественное гражданство.

Второе - ограничение права  гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.

Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом  РФ, т.е. на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание (за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны) можно понимать как непрерывное проживание на территории РФ.

Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений они (кандидаты) имеют равные права (гарантии) и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании.

3. Конституционное  ограничение, устанавливаемое в ч. 3 комментируемой статьи, а именно запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента более двух сроков подряд, учитывает как длительный опыт развития отечественной государственности, так и опыт зарубежных стран. Поскольку в Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом «президентской республики», обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации.

Утверждение принципа ограниченности во времени президентской  власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной, она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях.

Учитывая положение  Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным  народом Российской Федерации и  широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы (раз в пять лет) ГД ФС РФ - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. 3 ст. 81 Конституции служит гарантией политического развития России, реализации права граждан на участие в управлении делами государства, появления новых политических лидеров, воспрепятствованию несменяемости (воспроизводству) персонального состава государственного аппарата и установлению режима личной власти.

Общее значение для выборов, включая выборы Президента, имеет Закон об основных гарантиях18. Данный Закон и Закон о выборах Президента РФ должны применяться во взаимосвязи. Основные понятия и термины, используемые в Законе о выборах Президента РФ, применяются в том же значении, что и в Законе об основных гарантиях, если иное не предусмотрено Законом о выборах Президента РФ.

Регулируя избирательные  права граждан при выборах  Президента, Закон о выборах Президента РФ устанавливает, что не имеет права быть избранным Президентом гражданин РФ, занимающий на день официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд, а также имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему  в себя всю территорию РФ. Избиратели, проживающие за пределами территории России, считаются приписанными к федеральному избирательному округу (ст. 4 Закона).

Закон закрепляет обязанность проведения выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией, обязывая СФ ФС РФ принимать решение о назначении выборов не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем такого голосования является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента и в котором четыре года назад был избран Президент. В случае прекращения Президентом исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока СФ ФС РФ обязан назначить досрочные выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий; при этом сроки осуществления избирательных действий, установленные данным Законом, сокращаются на одну четверть. Если в период, когда должно быть принято решение о назначении выборов, на всей территории РФ введено чрезвычайное или военное положение, днем голосования на выборах Президента является первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после отмены действия чрезвычайного или военного положения.

В отличие от прежнего регулирования действующий Закон о выборах Президента РФ принципиально иначе регулирует право выдвижения кандидатов на должность Президента. Если ранее право выдвижения кандидата принадлежало непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам, то сейчас кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Законом о политических партиях принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей.

Такая группа должна насчитывать не менее 500 граждан, обладающих активным избирательным правом, в установленном Законом порядке пройти регистрацию в ЦИК РФ. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны в краткий срок собрать не менее 2 млн. подписей избирателей при условии, что на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. Закон освобождает от сбора подписей избирателей политические партии, федеральный список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов на ближайших предыдущих выборах депутатов ГД ФС РФ.

Закон о выборах  Президента РФ в соответствии с Конституцией и указанной позицией КС РФ определил, что гражданин РФ, замещавший должность Президента и досрочно прекративший исполнение полномочий Президента в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с досрочным прекращением им исполнения своих полномочий.

Гражданам РФ, политическим партиям, иным общественным объединениям гарантируется право на предвыборную агитацию, под которой понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата или против него. Обеспечение свободы предвыборной агитации - обязанность государства. Кандидатам должны гарантироваться равные условия доступа к СМИ. Конституционный Суд РФ, основываясь на Конституции (ст. ст. 19 и 55), Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.19, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г20. (п. 3 ст. 19), установил, что выборы могут считаться свободными только тогда, когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений. Поэтому законодатель обязан обеспечить право граждан на получение и распространение информации о выборах, соблюдая баланс конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и свободы слова и информации - и не допуская неравенства и несоразмерных ограничений 21.

Информация о работе Порядок занятия должности Президента