Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:06, курсовая работа
Нарушение прав и свобод человека одна и острых проблем стоящих перед человечеством на протяжении многих лет. На протяжении многих лет права человека не признавались даже основные, естественные права: на жизнь, неприкосновенность личности. Развитием нашего общества государство стало обращать внимание на эту проблему.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Структура суда Европейского союза………….……………………………….5
1.1 Порядок формирования Суда Европейского союза………………………..5
1.2 Техническая организация работы суда (секретарь и специализированные службы)…………………………………………………………………………...10
1.3 Практика Суда Европейского Союза……………………………………….11
2 Понятие и организация деятельности Европейского Суда……………………14
2.1 Понятие и формирование Европейского Суда по правам человека……14
2.2 Практика функционирования Европейского Суда по правам человека…20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………………...26
Секретарь — это должностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование решений Суда. Секретарь, кроме того, осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.
Секретаря назначает Суд сроком на шесть лет. В помощь ему Суд вправе назначить одного или нескольких заместителей (ст. 12, 13 Внутреннего Регламента).
В состав Суда входят специализированные подразделения: «служба информации (Information Office), лингвистическая служба (Департамент переводов (Translation Directorate)), секретариат, библиотека и Отдел исследований и документации (Reserch and Documentation Division)». В частности, Отдел исследований и документации обеспечивает судей и генеральных адвокатов необходимой информацией о праве Сообщества и сравнительными обзорами по правовым системам стран-участниц ЕС.
В дополнение ко всему в
Суде имеется библиотека, в которой
собраны «многочисленные
1.3 Юрисдикция Суда Европейского Союза
Суд Европейского Союза обладает обязательной юрисдикцией в отношении государств – членов ЕС.
Юрисдикция Суда ЕС по своему содержанию включает в себя следующие группы полномочий:
• Разрешение споров из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС (прямая юрисдикция). Дела прямой юрисдикции – это споры, возникающие в ходе претворения в жизнь норм европейского права. В большинстве случаев это дела искового производства. Одна из сторон (истец) привлекает другую сторону (ответчика) к суду за предполагаемое нарушение юридической нормы Европейского Союза, а также ее субъективного права или интереса (например, в исках о возмещении вреда, причиненного частным лицам). По общему правилу Суд ЕС не рассматривает иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств – членов ЕС;
• Рассмотрение запросов судебных органов государств – членов ЕС, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права ЕС (преюдициальная юрисдикция). Если национальный суд сталкивается с необходимостью применить норму права ЕС, то он может, а в ряде случаев обязан сначала обратиться в Суд ЕС за официальным разъяснением. В отличие от дел прямой юрисдикции, Суд в данном случае не выносит решения по существу конфликта – это делает национальный суд на основании собственной оценки фактических обстоятельств дела. В данном случае функция Суда ЕС заключается в разрешении правовой неясности, с которой сталкиваются органы правосудия государств – членов ЕС в ходе применения юридических норм ЕС;
• Разбирательство дела
в порядке предварительного контроля.
В делах предварительного контроля
Суд рассматривает
К сфере предварительного контроля Суда ЕС можно также отнести следующие категории дел:
• Дела о снятии иммунитета
с судей и генеральных
• Дела о снятии иммунитета с имущества ЕС. Здания и помещения ЕС являются неприкосновенными. Государства – члены ЕС, на территории которых расположено имущество Союза, в.т.ч. денежные активы, могут применять к этому имуществу меры принудительного характера (реквизиция, конфискация и т.д.) лишь с разрешения Суда ЕС, полученного заблаговременно;
• Проверка законности процедуры привлечения государств – членов ЕС к ответственности за нарушение общих принципов права ЕС.
Исходя из вышеперечисленного,
можно сделать вывод, что Суд
Европейского Союза наделен достаточно
широким кругом полномочий: он осуществляет
функции, характерные для
2 Понятие и организация
деятельности Европейского
2.1 Понятие и формирование Европейского Суда по правам человека
В сфере ООН существует
6 основных конвенций в области
прав человека: Международный пакт
о гражданских и политических
правах; Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах; Конвенция
о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
Конвенция о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении
На основании ст.19 Конвенции были образованы 2 органа - Европейская Комиссия (1954 г.), выполняющая задачи по кодификации и прогрессивному развитию международного права и Суд по правам человека. Это имплементационные органы, обладающие различной компетенцией, хотя иногда она пересекается. Нередко для начала их деятельности требуется соблюдение заинтересованными лицами определённых условий. В других случаях никаких условий не требуется, работа по выявлению и предупреждению нарушений осуществляется автоматически (Комитет по правам ребёнка).
1 ноября 1998 г. в связи
с реорганизацией контрольного
механизма Конвенции, Комиссия
прекратила своё существование,
На первой стадии рассмотрения
спора стороны представляют секретарю
Суда различные письменные документы.
Затем Суд переходит к
Новая система защиты прав
человека с Единым Европейским Судом
начала функционировать с 1 ноября 1998
г. Эта система призвана рационализировать
действующий правозащитный
Европейская конвенция о защите прав и свобод граждан предусматривает два типа процедур контроля за исполнением ее положений: рассмотрение докладов и рассмотрение индивидуальных сообщений. Рассмотрение индивидуальных сообщений проходит два основных этапа:- определение приемлемости или неприемлемости жалобы, причем этот вопрос может возникнуть на любой стадии изучения спора;- и решение вопроса по существу.
Один из членов Суда, выступающий
в качестве докладчика, составляет
доклад о приемлемости сообщения. Он
может затребовать информацию от
петиционера и
• жалоба не соответствует
установленным правилам(будут
• заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;
• вопрос был решён или по любой другой причин.
Если Суд посчитает неоправданным продолжать рассмотрение петиции, то Суд может принять решение восстановить жалобу, если он сочтёт, что обстоятельства оправдывают такой шаг (ст.37Конвенции). Вопрос о приемлемости жалобы решается Комитетами, образуемыми Судом в составе трёх его членов. Комитет принимает решение о неприемлемости жалобы, если все его члены единогласно проголосуют за это (ст.28Конвенции). В случае непринятия решения о неприемлемости, дело рассматривается Палатой Суда, состоящей из 7 членов, которая рассматривает спор по существу. С другой стороны, созданная Палата в некоторых случаях, может передавать дело на рассмотрение Большой Палаты, образованной Судом из 17 членов (ст.27-29Конвенции). Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней, либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если не одна из сторон в споре не возражают против этого (ст.30 Конвенции). Председатель Суда, Председатели Палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Если Суд считает, что сообщение приемлемо, он устанавливает факты нарушений прав человека, относящиеся к делу, и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного урегулирования спорного вопроса. Важная роль в справедливом и дружественном разрешении жалоб принадлежит представителю РФ в Суде. Он должен не только отстаивать интересы государства, но искать пути и способы мирного решения разногласий между участниками спора. Ведь в Суде обязательно кто-то проиграет. Поэтому уже в самой начальной стадии судебного разбирательства нужно приложить максимум усилий для достижения соглашения между гражданином и государством. Это соглашение должно быть достигнуто на основе уважения прав человека. Дружественное урегулирование споров - скорейший и кратчайший путь решения проблемы. И лишь в том случае, когда стороны не приходят к согласию, их спор разрешается Судом. Если усилия по дружественному урегулированию увенчаются успехом, Суд исключает дело из своего списка, вынося решение, в котором даётся лишь краткое изложение фактов и суть достигнутого урегулирования (ст.48-50Конвенции). Если дружественного урегулирования достичь не удалось, то Суд рассматривает его в открытых заседаниях Палатах (ст.49Конвенции). Решение о том, подлежит ли дело рассмотрению Большой Палатой, будет приниматься коллегией из 5 судей. Постановление, вынесенное любой из Палат, имеет окончательный характер и не подлежит пересмотру:
Постановление любой из Палат становится окончательным, если:
a) стороны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую Палату; или
b) по истечении трех
месяцев с даты вынесения постановления
не поступило обращение о передаче дела
в Большую Палату; или
c) Коллегия Большой Палаты отклоняет обращение о передаче дела согласно статье 43.
Некоторые из наиболее серьезных санкций предусмотрены не самой Конвенцией, а содержатся в Уставе Совета Европы. Статья 3, например, предусматривает, что уважение прав человека является основополагающим принципом участия в Совете Европы. Статья же 8 Устава Совета Европы уполномочивает Комитет министров приостанавливать членство и даже исключать из состава участников Совета Европы любое государство-участника, которое допускает серьезные нарушения прав человека.
Механизм рассмотрения жалоб
в соответствии с Европейской
Конвенцией постоянно совершенствуется
и, в общем-то, неоднороден применительно
к различным государствам-
2.2 Практика функционирования Европейского Суда по правам человека
Европейский Суд достаточно осторожно подходит к рассмотрению каждого дела. Он стремится руководствоваться в первую очередь принципами справедливости. Эволюция идет. И судебная практика в этом играет далеко не последнюю роль. Именно из практики деятельности Европейского Суда исходили при принятии новой редакции второго раздела Европейской Конвенции. Превращение граждан в равноправных участников процесса - заслуга Европейского Суда.
Особого внимания заслуживает практика Европейского Суда по поводу определения «гражданских прав». Несмотря на то, что Европейский Суд и Европейская комиссия неоднократно анализировали «концепцию гражданских прав и обязанностей», она в полном объеме еще не сформулирована и приводится лишь в качестве примеров для общей ориентации.
Понятие "гражданские права" включает как частноправовые отношения, так и широкий спектр публично-правовых отношений, способных затронуть права индивида. По поводу "гражданского" характера прав практика свидетельствует о том, что классификация, а также решение о нарушении или соблюдении права на справедливое судебное разбирательство приводится в соответствии с «содержанием и влиянием права». Если право определено как публичное согласно национальной правовой системе, то суд взвешивает в контексте содержания и последствий дела "публичный" и "гражданский" элемент и классифицирует это право соответственно. Важно понимать, что в ст.6 Европейской Конвенции речь идет о защите прав человека и его интересов, которые охраняются законом. В частности, отмечается, что к определению "гражданские права и обязанности", подлежащие судебной защите, не относятся: споры, касающиеся гражданства; право на въезд в страну; на работу в тюрьме; на помилование; на пользование пенсионными и страховыми фондами в том случае, когда соответствующее лицо не вносит взносы в эти фонды; ходатайство заключенного о временном освобождении до Суда (речь идет о льготе, а не о жалобе на незаконное содержание под стражей);установление налоговых ставок и налоговых льгот; дисциплинарное производство по делам служителей культа; получение учебным заведением «разрешения» от правительства на обучение иностранных учащихся; и дисциплинарное производство по делам государственных служащих.