Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа
Вопрос взаимодействия государства, права и экономики возник с появлением первых государств и в современную эпоху глобализации остается по-прежнему актуальным.
Право и экономика являются системами социального регулирования, и процесс их взаимосвязи – сложное, многогранное явление. На взаимодействие этих систем влияет множество факторов, среди которых не только экономические и политические, но и идеологические, социальные, духовные.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Соотношение права и экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Воздействие права на экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Собственность как экономическая и правовая категория . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Советская социалистическая модель экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
5. Западная либеральная экономическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
6. Через право – к рынку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Государства не могут воплощаться в любые формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
Если право воздействует на экономику как бы изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования.
Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный.
Если, например, в социально – политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще не развитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.
Косвенный
контроль проявляет себя как весьма
эффективное средство. Сюда относится
система льгот и налогов; ценовая
политика; регулирование занятости населения,
профессиональной подготовки, влияние
на развитие инфраструктуры, информационное
обеспечение и т.д.
К
прямому государственному контролю
относят:
–
финансовый контроль;
–
экологический контроль;
–
санитарный контроль;
–
пожарный надзор;
–
контроль за мерой весов и денежной
единицы;
–
контроль за качеством продукции.
Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д.
История развития государств во всем мире свидетельствует, что воздействие государства и права на экономику осуществлялось в различных формах всегда. Уже в начале III тыс. до н.э. в древнем Шумере велся государственный учет рабочей силы и средств производства.
Первоначальные виды государственного регулирования экономической деятельности населения имели место в Старовавилонском царстве (регулирование цен, процентов в денежной и натуральной формах, размер оплаты за наемный труд). В VI – V вв. до н. э. в Китае проводились в жизнь идеи Конфуция об активном вмешательстве государства в хозяйственные дела и регулирование поземельных отношений. Известно также, что в Древней Греции и Древнем Риме господствовали два направления воздействия государства на экономику: фискальная политика и политика общественного благосостояния, понимаемая как обеспечение населения необходимым количеством продуктов.
В Западной Европе, например, в эпоху Каролингов (VII – X вв.) была проведена монетная реформа и установлена система мер и весов Карла Великого.
Первой системой государственной хозяйственной политики, которую можно назвать рациональной, стал меркантилизм (XV – XVII вв.). Меркантилизм стал первой государственной политикой, направленной на защиту интересов зарождающейся буржуазии. Меркантилисты ратовали за ускорение первоначального накопления капитала. Политика меркантилизма заключалась в стимулировании с помощью субсидий мануфактурного производства, а также в раздаче земель, рудников.
Таким
образом, государственное вмешательство
в экономику первоначально
В России государство начинает поощрять торговлю только в XVII в., когда в нашу страну проникают некоторые идеи меркантилизма.
В период царствования Алексея Михайловича в Российском государстве был введен Торговый устав (1653), по которому вместо множества торговых сборов взималась единая рублевая пошлина, а иностранных купцов облагали более высокими пошлинами, чем русских торговцев. Так возникли зачатки государственного протекционизма, что стало особенно заметным к концу XVIII в., когда свыше 1/3 купцов первой гильдии уже были владельцами фабрик и заводов.
Достаточно высокого уровня государственная активность в деле формирования рыночных отношений в России достигла в конце XIX – начале XX в. Однако этот процесс был в 1917 г. прерван революцией, лидеры которой взяли курс на создание государственно-плановой экономики, игнорирую законы рынка.
Основоположники марксизма не отрицали возможность гибкого и разнообразного воздействия государства на экономику, Ф.Энгельс прямо указывал, что государственная власть может действовать в том же направлении, в котором объективно развивается экономика, и тогда дело идет быстрее; если же государство действует против экономического развития, то власть может ставить серьезные преграды на определенных направлениях, отдавая приоритет другим.
С усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике.
Чтобы осознать необходимость государственного регулирования экономики, человечеству потребовалось пройти через ряд жестких экономических кризисов. Наиболее крупным из них является, в частности, глобальный кризис экономики США 1933 г., принесший потери, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов. Кризисы 20 – 30-х гг. XX в. в полной мере обозначили необходимость социального контроля общества над экономикой, пролили свет на несостоятельность принципа невмешательства государства в экономику
Сегодня
человечество стоит перед проблемой,
как органически соединить рыночную
экономику и социальную политику. Такая
трансформация экономики возможна лишь
при позитивном воздействии на нее государства
и права в условиях, когда высшей ценностью
в обществе являются достоинство и права
человека и функционирует правовое государство.
Собственность
как экономическая
и правовая категория
При рассмотрении проблем соотношения государства, права и экономики важное значение имеет институт или категория собственности.
В системе отношений, возникающих в различных сферах жизни общества, отношения собственности занимают особое положение. Они неизменно доминируют над всеми другими общественными отношениями.
Собственность в реальной жизни представляет собой многогранное явление. Таким же многоаспектным является и отражающее его понятие.
В
рассматриваемом нами аспекте собственность
– это принадлежность объектов,
средств и продуктов
Собственность как экономическая категория проявляется в виде отношений между людьми по поводу материальных благ – их беспрепятственного пользования, владения и распоряжения.
Собственность как экономическая категория – это не сами по себе средства производства или их продукты, это также не отношение отдельного человека или группы к средствам производства и их продуктам, а это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых материальных благ.
Маркс, а вслед за ним и многие другие авторы предлагали исследовать понятие собственности в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле под собственностью понималась вся совокупность производственных отношений, существующих в пределах той или иной общественно-экономической формации или отдельного общества, а в узком смысле собственность представлялась как совокупность материальных отношений по поводу отдельной вещи или вещей.
Содержание этих отношений проявляется в свободном владении, пользовании и распоряжении материальными благами, имуществом, отдельной вещью или вещами. Под владением понимается фактическое обладание той или иной вещью, материальными средствами и благами, нахождение их у конкретных лиц или же у отдельного лица. Пользование представляет собой потенциальную, беспрепятственную возможность извлечения полезных свойств из отдельной вещи или многих находящихся в собственности вещей или же реальное извлечение этой пользы. Распоряжение – это определение собственником судьбы принадлежащей ему вещи, самостоятельное решение вопроса о ее изменении, прекращении ее существования или отчуждении.
Собственность как экономическая категория неразрывно связана с собственностью как правовой категорией.
Круг вопросов, которые возникают при рассмотрении собственности как правовой категории, включает в себя прежде всего проблемы, связанные с понятием, сущностью и содержанием права собственности, субъектами и объектами права собственности, формами собственности, их правовым режимом, условиями и порядком приобретения прекращения права собственности, изменениями правового режима собственности, ответственности и защиты права собственности.
Право собственности обычно определяется как система или совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу собственности как экономической категории: в связи с владением, пользованием и распоряжением различными средствами производства и материальными благами.
Своими корнями современное понимание и толкование права собственности уходит в древнеримское право. В нем впервые были четко обозначены основные черты и особенности данного чрезвычайно важного правового института.
Для
обозначения права
В
римском праве устанавливались
и закреплялись основные характеристики
права собственности, которые используются
и в настоящее время. Речь, в частности,
идет о том, что любая собственность –
это прежде всего: а) прямое, "непосредственное
правовое отношение лица к вещи";
б) полное, т.е. "самое широко мыслимое
право на вещь, которой собственник может
распоряжаться как угодно"; в) исключительное
право, суть которого заключается в том,
что "собственник может исключить все
третьи лица из воздействия на вещь и,
наоборот, на одну вещь может существовать
только одно право собственности"; г)
абсолютное право в том смысле, что оно
возникает "в принципе первоначально
без каких-либо ограничений", а впоследствии
собственнику также дозволено все то,
что не запрещено законом»; д) единое право
над материальной вещью в смысле того,
что оно "охватывает сразу все возможные
распорядительные права на вещь".
Эти постулаты имели огромное значение для развития экономической системы Древнего Рима. Важная роль принадлежала им и во все последующие столетия, вплоть до наших дней.
Правовой
режим собственности
Например, в современных государствах это конституционное право. Оно создает правовую базу для всего последующего развития законодательства, касающегося собственности, указывает на пределы осуществления различных форм собственности, и в особенности частной.
Так, Конституция Италии, указывая, что "собственность может быть государственной или частной", закрепляет, что "частная собственность признается и гарантируется законом, который устанавливает способы ее приобретения и пользования, а также пределы частной собственности с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех" (ст. 42).