Право и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Вопрос взаимодействия государства, права и экономики возник с появлением первых государств и в современную эпоху глобализации остается по-прежнему актуальным.
Право и экономика являются системами социального регулирования, и процесс их взаимосвязи – сложное, многогранное явление. На взаимодействие этих систем влияет множество факторов, среди которых не только экономические и политические, но и идеологические, социальные, духовные.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Соотношение права и экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Воздействие права на экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Собственность как экономическая и правовая категория . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Советская социалистическая модель экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
5. Западная либеральная экономическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
6. Через право – к рынку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

    Государства не могут воплощаться в любые  формы, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить  себе рабовладельческое государство  в форме демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

    Если  право воздействует на экономику  как бы изнутри, являясь оптимальной  формой экономики и единственно  возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние  условия ее функционирования.

    Контроль  государства в экономической  сфере подразделяют на прямой и косвенный.

    Если, например, в социально – политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций – юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще не развитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.

    Косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится  система льгот и налогов; ценовая  политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д. 

    К прямому государственному контролю относят: 

    – финансовый контроль; 

    – экологический контроль; 

    – санитарный контроль; 

    – пожарный надзор; 

    – контроль за мерой весов и денежной единицы; 

    – контроль за качеством продукции. 

    Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной  форме, как в процессе правотворческой  деятельности, так и в ходе реализации права.

    Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д.

    История развития государств во всем мире свидетельствует, что воздействие государства  и права на экономику осуществлялось в различных формах всегда. Уже в начале III тыс. до н.э. в древнем Шумере велся государственный учет рабочей силы и средств производства.

    Первоначальные  виды государственного регулирования  экономической деятельности населения  имели место в Старовавилонском царстве (регулирование цен, процентов в денежной и натуральной формах, размер оплаты за наемный труд). В VI – V вв. до н. э. в Китае проводились в жизнь идеи Конфуция об активном вмешательстве государства в хозяйственные дела и регулирование поземельных отношений. Известно также, что в Древней Греции и Древнем Риме господствовали два направления воздействия государства на экономику: фискальная политика и политика общественного благосостояния, понимаемая как обеспечение населения необходимым количеством продуктов.

    В Западной Европе, например, в эпоху  Каролингов (VII – X вв.) была проведена монетная реформа и установлена система мер и весов Карла Великого.

    Первой  системой государственной хозяйственной политики, которую можно назвать рациональной, стал меркантилизм (XV – XVII вв.). Меркантилизм стал первой государственной политикой, направленной на защиту интересов зарождающейся буржуазии. Меркантилисты ратовали за ускорение первоначального накопления капитала. Политика меркантилизма заключалась в стимулировании с помощью субсидий мануфактурного производства, а также в раздаче земель, рудников.

    Таким образом, государственное вмешательство  в экономику первоначально сводилось  к финансовым и земельным реформам, к фискальной политике.

    В России государство начинает поощрять торговлю только в XVII в., когда в нашу страну проникают некоторые идеи меркантилизма.

    В период царствования Алексея Михайловича  в Российском государстве был  введен Торговый устав (1653), по которому вместо множества торговых сборов взималась единая рублевая пошлина, а иностранных купцов облагали более высокими пошлинами, чем русских торговцев. Так возникли зачатки государственного протекционизма, что стало особенно заметным к концу XVIII в., когда свыше 1/3 купцов первой гильдии уже были владельцами фабрик и заводов.

    Достаточно  высокого уровня государственная активность в деле формирования рыночных отношений в России достигла в конце XIX – начале XX в. Однако этот процесс был в 1917 г. прерван революцией, лидеры которой взяли курс на создание государственно-плановой экономики, игнорирую законы рынка.

    Основоположники марксизма не отрицали возможность  гибкого и разнообразного воздействия государства на экономику, Ф.Энгельс прямо указывал, что государственная власть может действовать в том же направлении, в котором объективно развивается экономика, и тогда дело идет быстрее; если же государство действует против экономического развития, то власть может ставить серьезные преграды на определенных направлениях, отдавая приоритет другим.

    С усложнением в ходе исторического  развития экономических связей государство  все более активно вмешивается  в хозяйственную жизнь с целью  воспрепятствования негативным тенденциям, возникающим в экономике.

    Чтобы осознать необходимость государственного регулирования экономики, человечеству потребовалось пройти через ряд жестких экономических кризисов. Наиболее крупным из них является, в частности, глобальный кризис экономики США 1933 г., принесший потери, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов. Кризисы 20 – 30-х гг. XX в. в полной мере обозначили необходимость социального контроля общества над экономикой, пролили свет на несостоятельность принципа невмешательства государства в экономику

    Сегодня человечество стоит перед проблемой, как органически соединить рыночную экономику и социальную политику. Такая трансформация экономики возможна лишь при позитивном воздействии на нее государства и права в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. 

Собственность как экономическая  и правовая категория 

    При рассмотрении проблем соотношения  государства, права и экономики  важное значение имеет институт или  категория собственности.

    В системе отношений, возникающих  в различных сферах жизни общества, отношения собственности занимают особое положение. Они неизменно доминируют над всеми другими общественными отношениями.

    Собственность в реальной жизни представляет собой  многогранное явление. Таким же многоаспектным является и отражающее его понятие.

    В рассматриваемом нами аспекте собственность  – это принадлежность объектов, средств и продуктов производства юридическим и физическим лицам. Наиболее важными проявлениями данного  понятия выступают экономическая  и правовая грани. В научной литературе совокупность основных признаков, характеризующих институт собственности с экономической стороны, называют экономической категорией. Совокупность же его особенностей, характеризующих институт собственности в юридическом аспекте, называют правовой категорией.

    Собственность как экономическая категория проявляется в виде отношений между людьми по поводу материальных благ – их беспрепятственного пользования, владения и распоряжения.

    Собственность как экономическая категория  – это не сами по себе средства производства или их продукты, это также не отношение отдельного человека или группы к средствам производства и их продуктам, а это отношение между людьми по поводу средств производства и производимых материальных благ.

    Маркс, а вслед за ним и многие другие авторы предлагали исследовать понятие собственности в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле под собственностью понималась вся совокупность производственных отношений, существующих в пределах той или иной общественно-экономической формации или отдельного общества, а в узком смысле собственность представлялась как совокупность материальных отношений по поводу отдельной вещи или вещей.

    Содержание  этих отношений проявляется в  свободном владении, пользовании  и распоряжении материальными благами, имуществом, отдельной вещью или вещами. Под владением понимается фактическое обладание той или иной вещью, материальными средствами и благами, нахождение их у конкретных лиц или же у отдельного лица. Пользование представляет собой потенциальную, беспрепятственную возможность извлечения полезных свойств из отдельной вещи или многих находящихся в собственности вещей или же реальное извлечение этой пользы. Распоряжение – это определение собственником судьбы принадлежащей ему вещи, самостоятельное решение вопроса о ее изменении, прекращении ее существования или отчуждении.

    Собственность как экономическая категория  неразрывно связана с собственностью как правовой категорией.

    Круг  вопросов, которые возникают при  рассмотрении собственности как  правовой категории, включает в себя прежде всего проблемы, связанные с понятием, сущностью и содержанием права собственности, субъектами и объектами права собственности, формами собственности, их правовым режимом, условиями и порядком приобретения прекращения права собственности, изменениями правового режима собственности, ответственности и защиты права собственности.

    Право собственности обычно определяется как система или совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу собственности  как экономической категории: в связи с владением, пользованием и распоряжением различными средствами производства и материальными благами.

    Своими  корнями современное понимание  и толкование права собственности  уходит в древнеримское право. В  нем впервые были четко обозначены основные черты и особенности данного чрезвычайно важного правового института.

    Для обозначения права собственности  в республиканском Риме, как это  следует из источников, пользовались термином "dominium". Дословно он означал в экономическом плане "собственность", а в правовом – "общее правовое господство лица над материальной вещью".

    В римском праве устанавливались  и закреплялись основные характеристики права собственности, которые используются и в настоящее время. Речь, в частности, идет о том, что любая собственность – это прежде всего: а) прямое, "непосредственное правовое отношение лица к вещи";  
б) полное, т.е. "самое широко мыслимое право на вещь, которой собственник может распоряжаться как угодно"; в) исключительное право, суть которого заключается в том, что "собственник может исключить все третьи лица из воздействия на вещь и, наоборот, на одну вещь может существовать только одно право собственности"; г) абсолютное право в том смысле, что оно возникает "в принципе первоначально без каких-либо ограничений", а впоследствии собственнику также дозволено все то, что не запрещено законом»; д) единое право над материальной вещью в смысле того, что оно "охватывает сразу все возможные распорядительные права на вещь".

    Эти постулаты имели огромное значение для развития экономической системы Древнего Рима. Важная роль принадлежала им и во все последующие столетия, вплоть до наших дней.

    Правовой  режим собственности первоначально  создавался с помощью норм цивильного (гражданского) права. По мере развития данного института в определении и закреплении его правового статуса все большее значение имели и другие правовые институты и отрасли права.

    Например, в современных государствах это  конституционное право. Оно создает  правовую базу для всего последующего развития законодательства, касающегося собственности, указывает на пределы осуществления различных форм собственности, и в особенности частной.

    Так, Конституция Италии, указывая, что  "собственность может быть государственной или частной", закрепляет, что "частная собственность признается и гарантируется законом, который устанавливает способы ее приобретения и пользования, а также пределы частной собственности с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех" (ст. 42).

Информация о работе Право и экономика