Право и экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Вопрос взаимодействия государства, права и экономики возник с появлением первых государств и в современную эпоху глобализации остается по-прежнему актуальным.
Право и экономика являются системами социального регулирования, и процесс их взаимосвязи – сложное, многогранное явление. На взаимодействие этих систем влияет множество факторов, среди которых не только экономические и политические, но и идеологические, социальные, духовные.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Соотношение права и экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Воздействие права на экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Собственность как экономическая и правовая категория . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Советская социалистическая модель экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
5. Западная либеральная экономическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
6. Через право – к рынку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

    Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской деятельности, приводящей к "обогащению" наиболее активной части населения. США ближе других стран стоит к принципу государственного невмешательства. Акцент делается на общность социальных и экономических задач.

    Третья  группа стран (государства Юго-Восточной Азии во главе с Японией) реализует модель рыночной экономики, которая занимает промежуточное место между западно-европейской и американской. Определяющей характеристикой является синтез традиций и новаций во всех сферах хозяйствования. Широкое использование государством особенностей восточной этики оказало определенное влияние на динамизм реформ, стабильность формирующихся ключевых рыночных институтов.

    Путь  современной России к рыночным отношениям имеет свою специфику. После многолетнего бесспорного приоритета планового ведения хозяйства Конституция Российской Федерации 1993 г. официально закрепила ориентиры рыночной экономики. Важное значение для развития и углубления рыночных отношений в России имеют положения Конституции РФ о единстве экономического пространства (ст. 8, п. "ж" ст. 71), свободе перемещения в России товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 8,34,74). Конституция РФ закрепляет принцип равной защиты собственности независимо от того, кому она принадлежит (ст. 8), возводит на высокий правовой уровень признание и гарантированность частной собственности (ст. 8, 35). Конституция РФ обязывает государство содействовать развитию экономики, основываясь не на плановых, а на рыночных принципах.

    Опыт  экономического развития большинства  стран демонстрирует, что рыночные отношения разумно регулируемы. В промышленно развитых странах  действенными регулирующими инструментами  современной экономики являются государство и право.

    Нельзя  забывать, что рынок сам по себе не может автоматически наладить всю структуру хозяйственного механизма  страны. Необходима некая внешняя  сила, способная придать рынку  организованность, достроить недостающие  звенья сложной цепочки рыночных взаимоотношений. Такой силой и является законодательство. Деятельность государства дополняет рыночный механизм, правовые нормы участвуют в его "работе", усиливая положительные стороны и смягчая недостатки. Разумеется, здесь могут возникать определенные противоречия. Но они вполне решаемы и устранимы. Это следующие противоречия:

    -  между новыми требованиями рыночной экономики и действующими старыми правовыми нормами (причиной такого противоречия может оказаться и медлительность законодателя, и особая процедура принятия закона, задерживающая на какое-то время его издание);

    -  между преждевременно изданными правовыми нормами и фактическими экономическими возможностями общества;

    -  между новыми требованиями рыночной экономики и пробелами в правовой системе, когда развитие экономики требует правового урегулирования определенных отношений, а оно отсутствует ввиду изначальной погрешности нового закона.

    Наиболее  эффективное средство устранения противоречий между правом и экономикой – это своевременное принятие правовой нормы и оперативное издание на ее основе различных правовых актов, призванных устранять повседневные, конкретные случаи противоречивого характера.

    Опыт  формирования всех форм собственности  подтверждает, что не может быть и речи об абсолютном государственном нейтралитете по отношению к экономике; можно говорить лишь о вредности чрезмерного вмешательства государства в экономические отношения.

    Многие  процессы, характерные для рынка, не подвластны государственно-правовому  регулированию. Однако в условиях рынка право постоянно воздействует на экономику.

    В последние годы вновь поднимается  вопрос формирования мирового права. Основой  соответствующих процессов является интернационализация экономических  отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, существует взаимосвязь права и  экономики. Экономические и социальные процессы влияют на возникновение и развитие государства и права, а государственно-правовое вмешательство обеспечивает нормальное функционирование экономики. Государство юридически оформляет волю большинства граждан, облекая ее в правовую форму.

    Оценку  связей права и экономики следует  проводить как с учетом необходимости  государственно-правового регулирования  экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере.

    Мировой опыт в ведении хозяйственной  деятельности дает право утверждать, что лишь на основании права можно  построить эффективно работающую экономику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список литературы  

    1. Нормативные правовые акты:

    -  Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

    -  Конституция Италии. (принята учредительным собранием 22 декабря 1947 года).

    2. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма 2008.

    3. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 2001.

    4. Макаров О.В. Соотношение государства и права. С-Пб., 1995.

    5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2004.

    6. Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007

    7. Радько Т.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2009. 


Информация о работе Право и экономика