Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы:
изучить понятия, функции и признаки права;
изучить возникновение религии и основные функции;
соотнести право с религией;
выяснить, как влияет религия на право.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Право 5
Возникновения и понятия права 5
Сущность и признаки права 10
Функции права 12
Глава 2. Религия 14
2.1 Возникновение религии 14
2.2 Функции религии 18
Глава 3. Право и религия 20
3.1 Соотношение норм права и религии 20
3.2 Формы взаимодействия норм права и религии 24
Заключение 28
Список источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 68.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           3

Глава 1. Право           5

    1. Возникновения и понятия права      5
    2. Сущность и признаки права       10
    3. Функции права         12

Глава 2. Религия          14

2.1 Возникновение религии       14

2.2 Функции религии        18

Глава 3. Право и религия         20

3.1 Соотношение норм права и религии     20

3.2 Формы взаимодействия норм права и религии    24

Заключение           28

Список  источников и литературы       31

 

 

Введение

 

Актуальность.  В любой социальной системе в самых различных исторических условиях религия всегда выполняет в обществе определенные функции. Религия как форма общественного сознания формирует систему человеческих норм и ценностей. Религия тесно связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания.

На  первоначальной стадии человеческой истории  религия выступает как форма  практического и духовного овладения  миром, в которой проявилось осознание  людьми их зависимости от природных  сил. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным  религиям пришли политеистические (религии  раннего классового общества). На более  поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

Наличие взаимосвязи между религией и  политикой очевидно. Религия никогда  не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к  совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем  самым влиять на расстановку сил  в обществе. Религия по-своему объясняет  реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения  между людьми. Без религиозной  интерпретации чисто земных отношений  между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала  бы существовать. Сами причины возникновения  новых религиозных движений, как  правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта X выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений - это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Качественно новым этапом в усилении общественно-политической роли религии стало возникновение церкви - религиозной организации, выступающей в качестве средств упорядочения отношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими общностями и организациями. Заметим, что церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному институту1.

Изучение соответствующей проблемы, т.е. права и религии имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят перед обществом и государством в целом. Сложность заключается в том, что религия и право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера является - богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия.  На мой взгляд, религия и право должны составлять единое целое общественное явление.

Объектом курсовой работы является общественные отношения регулированные правом и религией.

Предметом исследования курсовой работы является взаимовлияние и взаимодействие права и религии в правовом государстве.

Степень научной  разработанности проблемы. Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, всегда интересовала философов, юристов, политиков, социологов. Особенно актуальна эта тема в России наблюдается последние десятилетия. Среди ученых, занимавшимися самым широким спектром проблем в теме права и религии являются: Н.В. Михайлова, Х.М. Одаев, Т.В. Растимешина, О.П. Виноградова, С.С. Оганесян, З.А. Багишаев и многие другие.

И так, цель курсовой работы раскрыть содержание и сущность двух категорий - права и религии, а также взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия. 

Основные  задачи курсовой работы:

  1. изучить понятия, функции и признаки права;
  2. изучить возникновение религии и основные функции;
  3. соотнести право с религией;
  4. выяснить, как влияет религия на право.

В курсовой работе присутствуют две основные группы источников. К первой группе относятся законодательства. Ко второй группе относятся источники по теории государства и права, истории и религии.

При подготовке курсовой работы использовались как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и частнонаучные (сравнительно-правовой и формально-юридический) методы.

В структурно-композиционном плане работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

Глава 1. Право

 

    1. Возникновения и понятия права

 

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов.

Социальное регулирование  приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие осуществляется вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс («мононормы»), в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

И, поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда». В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к  тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный  аппарат, который стал фактическим  собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными  в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством2.

Развитие общества с  появлением даже зачатков государства  резко убыстряется, и скоро наступает  момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры, Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа - в Древнем Египте, Законы Ману - в Индии, Коран - в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию - чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая  обусловливала необходимость равенства  прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений.

Но, так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы  права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом3.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа. Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права  человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества4.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между  людьми с соответственно воплощенной  волей общества. Поэтому в отличие  от других социальных регуляторов, право  данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические  последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений5.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования  общественных отношений, которой присущи  нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.  В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право  в объективном смысле, ибо нормы  права создаются и действуют  независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные  возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация.  « Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для  обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин  «право» употребляется и в  не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов6.

 

 

 

 

    1. Сущность и признаки права

 

В юридической науке  выработано множество определений  права, которые  различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе, выражаются в его признаках. Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможною и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

В общем, сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права.

Информация о работе Право и религия