Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:42, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы:
изучить понятия, функции и признаки права;
изучить возникновение религии и основные функции;
соотнести право с религией;
выяснить, как влияет религия на право.
Введение 3
Глава 1. Право 5
Возникновения и понятия права 5
Сущность и признаки права 10
Функции права 12
Глава 2. Религия 14
2.1 Возникновение религии 14
2.2 Функции религии 18
Глава 3. Право и религия 20
3.1 Соотношение норм права и религии 20
3.2 Формы взаимодействия норм права и религии 24
Заключение 28
Список источников и литературы 31
Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена7.
Основными признаками права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений, являются:
1.3 Функции права
Функции права (англ. functions of law) в теории государства и права - роль, которую осуществляет право или определенный правовой институт, и конкретные направления правового регулирования (воздействия) на поведение субъектов права9.
Существуют общесоциальные функции права и юридические.
Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:
а)
культурно-историческая функция - аккумулирует
духовные ценности и достижения народа,
человечества: права человека, демократию (
б) воспитательная функция - воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны;
в)
функции социального контроля.
г)
информационно-ориентирующая функция
- формирует социально-полезную, положительную
направленность субъективной стороны
Юридические функции права - направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Существуют 2 основные собственно юридические функции права: регулятивная и охранительная.
Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права - регулировать общественные отношения. В основе регулятивной - лежат дозволяющие и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция права реализуется через 2 свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов. Регулятивная статическая функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.
В содержание охранительной функции права вкладывается воздействие, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия10.
Глава 2. Религия
2.1 Возникновение религии
Современная
религия чрезвычайно
Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов11.
В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.
Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди)12.
В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.
В некоторых современных исламских странах Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)13.
Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. Все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:
С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению, в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.
В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания за годы советской власти.
Но сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма..."14.
В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"15.
Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.
Некоторые
религиозные праздники
Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Верующие
имеют возможность
2.2 Функции религии
Функцией предмета или явления называется проявление этого предмета в действительной жизни по отношению к другим предметам и явлениям. Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент.
Глава 3. Право и религия
В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения.
Как
правило, в настоящее время основы
взаимоотношений между церковью
и государством в гражданском
обществе регулируются нормами конституционного
права, провозглашающими отделение
церкви от государства. Это означает,
что государственные органы и
должностные лица не вмешиваются
в сферу религиозных отношений,
в том числе в деятельность
религиозных объединений, и не поручают
им выполнение государственных функций.
Вместе с тем государство защищает
законную деятельность религиозных
объединений, занимая в вопросах
свободы вероисповеданий и
В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.
Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.
Свобода
вероисповедания означает право
человека на выбор религиозного учения
и беспрепятственное