Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы:
изучить понятия, функции и признаки права;
изучить возникновение религии и основные функции;
соотнести право с религией;
выяснить, как влияет религия на право.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Право 5
Возникновения и понятия права 5
Сущность и признаки права 10
Функции права 12
Глава 2. Религия 14
2.1 Возникновение религии 14
2.2 Функции религии 18
Глава 3. Право и религия 20
3.1 Соотношение норм права и религии 20
3.2 Формы взаимодействия норм права и религии 24
Заключение 28
Список источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 68.09 Кб (Скачать файл)

Эти основные характеристики права и  составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила  у тех или иных народов, в те или иные времена7.

Основными признаками права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений, являются:

  1. Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т. д.;
  2. Интеллектуально-волевой характер права.  Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования;
  3. Обеспеченность возможностью государственного принуждения;
  4. Формальная определенность.  Государство, в отличие от других организаций, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения;
  5. Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право;
  6. Безличность. Отсутствие к конкретному адресату, нормы права обращены ко всему обществу;
  7. Иерархичность, т.е. их соподчиненность. Нормам высшей юридической силы не могут противоречить нормы другого (более низкого) уровня;
  8. Многократность применения8.

 

 

 

 

 

1.3 Функции права

 

Функции права (англ. functions of law) в теории государства и права - роль, которую осуществляет право или определенный правовой институт, и конкретные направления правового регулирования (воздействия) на поведение субъектов права9.

Существуют  общесоциальные функции права и юридические.

Среди общесоциальных функций права выделяются следующие:

а) культурно-историческая функция - аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие), моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость;

б) воспитательная функция - воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны;

в) функции социального контроля. Здесь речь идет именно об общесоциальном механизме действия (функционирования) права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги социального контроля над поведением;

г) информационно-ориентирующая функция - формирует социально-полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения.

Юридические функции права - направления правового воздействия на общественные отношения, где право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Существуют 2 основные собственно юридические функции права: регулятивная и охранительная.

Суть  регулятивной функции заключается  в главном социальном назначении права - регулировать общественные отношения. В основе регулятивной - лежат дозволяющие и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция права реализуется через 2 свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов. Регулятивная статическая функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.

В содержание охранительной функции права вкладывается воздействие, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия10.

 

 

Глава 2. Религия

 

2.1 Возникновение религии

 

Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать  его требованиям и запросам. С  начала своего существования человек  выдумал бесчисленное множество суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).

Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах и у многих народов11.

В различных  религиях, вероисповеданиях, устанавливаются  обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или  духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами  определяется порядок организации  и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.

Ряд религиозных норм имеет моральное  содержание (заповеди)12.

В истории  права были целые эпохи, когда  многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

В некоторых  современных исламских странах  Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных  норм, регулирующих все стороны жизни  мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)13.

Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение  христианства проводилось княжеской  властью и формирующейся церковной организацией. Все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:

  1. судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;
  2. право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
  3. судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные  школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых  иных норм, признаваемых и установленных  православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению, в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания  за годы советской власти.

Но  сейчас церковь выступает как  центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма..."14.

В настоящее  время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с  действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу  совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или  совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними"15.

Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое  и другое имущество необходимое  для религиозных целей.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством.

Гражданину  Российской Федерации предоставлено  право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие  имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие  как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и  многие другие, только юридическое  значение имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных  органах, правомочных выдавать такие  документы16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Функции религии

 

Функцией предмета или явления  называется проявление этого предмета в действительной жизни по отношению  к другим предметам и явлениям. Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

  1. Важнейшей функцией религии, присущей только ей, является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.
  2. Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.
  3. Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
  4. Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов.
  5. Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие17.

Таким образом, можно сделать вывод, что  религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Право и религия

 

    1. Соотношение норм права и религий

 

В гражданском  обществе важное место отводится  духовно-культурной жизни. Ее составной  частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории  человечества объединяла людей, оказывала  прямое или косвенное влияние  на жизнь государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений между церковью и государством в гражданском  обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение  церкви от государства. Это означает, что государственные органы и  должностные лица не вмешиваются  в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных  объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений  нейтральную позицию18.

В современном  обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в  духовной, но и в политической жизни  общества. Свои религиозные потребности  верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В  то же время, провозглашая невмешательство  в ее дела, оно гарантирует равенство  всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.

Свобода вероисповедания означает право  человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление  культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким  образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право  человека, равнозначным является понятие  свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать  вероучение. Однако в обиходе очень  часто все указанные термины  употребляются как идентичные19.

Информация о работе Право и религия