Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы:
изучить понятия, функции и признаки права;
изучить возникновение религии и основные функции;
соотнести право с религией;
выяснить, как влияет религия на право.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Право 5
Возникновения и понятия права 5
Сущность и признаки права 10
Функции права 12
Глава 2. Религия 14
2.1 Возникновение религии 14
2.2 Функции религии 18
Глава 3. Право и религия 20
3.1 Соотношение норм права и религии 20
3.2 Формы взаимодействия норм права и религии 24
Заключение 28
Список источников и литературы 31

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.docx

— 68.09 Кб (Скачать файл)

Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии  соединяет со свободой мысли, включая  в нее "свободу иметь или  принимать религию или убеждения  по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как  единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов  и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору"20.

Конституция РФ провозглашает: "Каждому гарантируется  свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально  или совместно с другими любую  религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения  и действовать в соответствии с ними" (ст. 28)21. Такая формулировка в значительной мере повторяет подходы, свойственные приведенной статье Международного пакта.  Но в ней в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду ("распространять религиозные и иные убеждения"), что является явным отголоском прошлых лет. С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве "не исповедовать никакой" религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Ряд положений Закона посвящен проблемам  религиозного воспитания. Так, право  на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено право  обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Преподавание вероучений и  религиозное воспитание могут свободно осуществляться в негосударственных  учебных и воспитательных заведениях, а по желанию граждан - в любых  дошкольных и учебных заведениях и организациях22.

Закон устранил дискриминацию религиозных  объединений, признав правомерным  распространение вероучений непосредственно  или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное  обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и  пр.), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного  объединения. Закреплены права в  области совершения религиозных  обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной  литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и  т.д.

Определенные  гарантии свободы совести и вероисповедания  закреплены в Уголовном кодексе23. Например, воспрепятствование осуществлению этой свободы, сопряженное с насилием над личностью и рядом других обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом. Составом преступления признаны оскорбление чувств и убеждений верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных надписей и изображений (ст. 143 УК РФ).

В то же время УК преследует те религиозные  объединения, деятельность которых  сопряжена с причинением вреда  здоровью граждан, с побуждением  к отказу от исполнения гражданских  обязанностей или к совершению противоправных действий. Речь идет о различных  изуверских сектах и объединениях, все еще нелегально действующих  в стране.

Коренное  изменение политики государства  по отношению к религии, происшедшее  в последние годы, возвращает России ее духовные силы. Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских  свобод - свободы вероисповедания.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при  Президенте Российской Федерации, а  распоряжением от 2 августа 1995 г. утверждено Положение об этом Совете24. Он обеспечивает взаимодействие Президента с религиозными объединениями, участвует в разработке совместной концепции взаимоотношений государства и религиозных объединений. Специально оговаривается, что Совет не обладает контрольными или распорядительными функциями по отношению к религиозным объединениям. В состав Совета вошли представители всех ведущих конфессий России. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность.

 

3.2 Формы взаимодействия норм  права и религии

 

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать  роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени.

Роль религии нельзя считать  исходной и определяющей, хотя она  оказывает на экономические отношения  и другие сферы общественной жизни  обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол святости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения25.

Степень влияния религии связана  с ее местом в обществе, а это  место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте  процессов сакрализации и секуляризации26. Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне-религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.

Своеобразно воздействие религии  на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни, накладывают печать на "человека экономического", "человека политического", "человека морального", "человека художественного". Неодинаковой была система мотивации, а потому и направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве и других религиозных направлениях. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и др.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали, в нравственных отношениях буддиста, христианина, мусульманина, синтоиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями27.

Как уже было сказано, религия представляет собой системное образование, включающее ряд элементов и связей: сознание со своими чертами и уровнями, внекультовые и культовые деятельность и отношения, учреждения для ориентации во внерелигиозных и в религиозной областях. Функционирование названных элементов и связей давало соответствующие им, их содержанию и направленности результаты. Достоверные знания позволяли строить эффективную программу действий, повышали творческий потенциал культуры, а заблуждения не способствовали преобразованию природы, общества и человека в соответствии с объективными закономерностями развития, приводили к неблагоприятным последствиям. Деятельность, отношения, учреждения консолидировали людей, но могли и разъединять, вести к появлению и разрастанию конфликтов. По линии религиозной деятельности и отношений, обеспечения нужд религиозных организаций шло и идет создание и накопление материальной и духовной культуры - освоение необжитых земель, совершенствование земледелия, животноводства, ремесел, развитие храмостроительства, письменности, книгопечатания, сети школ, грамотности, различных видов искусства. Но, с другой стороны, определенные слои культуры отторгались, отталкивались - многие компоненты языческой культуры, скоморошество, смеховая культура, портретная живопись в исламе, духовные образования, попавшие в свое время в Индекс запрещенных книг католицизма, ряд научных открытий, свободомыслие. Следует, конечно, учитывать и то, что позиции и практика религиозных организаций по многим вопросам развития культуры исторически меняются.

Важно принять во внимание соотношение  общечеловеческого и частного в  религии. Ныне широко распространено мнение о тождестве религиозного и общечеловеческого. Представляется, что это мнение не учитывает ряда фактов. В религиозных системах отражаются, во-первых, такие отношения, которые общи всем обществам независимо от их типа; во-вторых, отношения, свойственные данному типу общества; в-третьих, связи, складывающиеся в синкретических обществах; в-четвертых, условия бытия разных этносов, классов, сословий, иных групп. В религиях представлены и самые различные культуры. Даже мировых религий - три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях - история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко "закреплены" за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей28.

 

 

 

 

 

Заключение

 

С первобытных  времен происходит социальное развитие общества, основным условием существования  которого является регулирование отношений. Возникновение права начиналось в первобытном обществе, где регулятором отношений были обычаи. С развитием общества регуляторами отношений стали морали и религиозные догмы. Развитие первобытного общества привело к расслоению общества и тем самым, к социальному неравенству. Именно в этот период и появилось право. В любом государственно-организованном обществе нормы права возводились в закон, который регулировал общественные отношения на государственном уровне.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер. Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа. Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права  человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. 

Что касается религии, то с начала существования  человек выдумал множество суеверий, которые в дальнейшем перешли  в религию. Но распространение религии  не означает, что она истинна. В  различных религиях есть свои правила, так называемые, религиозные нормы. В истории есть целые эпохи, когда религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и другие отношения.

Россия 3000 лет назад приняла христианство, как государственную религию. При этом церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государства. Но в 1917-м году церковь была отделена от государства.

В настоящее  время нормы, установленные религиозной  организацией, соприкасаются с действующим  правом в ряде отношений. Некоторые  религиозные праздники официально признаны государственными.

Нужно признать, что религия на протяжении тысячи лет служила основой любой  цивилизации, определяла нормы отношений. И целенаправленная политика уничтожения  религии приведет к исчезновению цивилизации.

Взаимоотношения норм права и религий регулируются нормами конституционного права, что  означает, что органы государственной  власти не вмешиваются в религиозные  отношения. Вместе с тем, государство  защищает законную деятельность религиозных  объединений.

В настоящее  время у человека существует право  свободы вероисповедания, что еще  и означает право на существование  всех религий.

Ряд положений закона посвящен проблемам  религиозного воспитания. Определенные гарантии свободы совести и вероисповедания  закреплены в УК РФ.

Помимо  всего прочего, в России создан Совет  взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Создание Совета отражает новый характер отношений между властью и религиозными объединениями, основанных на свободе последних и невмешательстве государства в их внутреннюю деятельность.

Роль  религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает  на экономические отношения и  другие сферы общественной жизни  обратное влияние. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния религии связана  с ее местом в обществе. Религия  ведет к накоплению материальной и духовной культуре, происходит социальное развитие общества. Но при этом, религия  не всегда носит прогрессивный характер, так же в некоторых случаях она носит и регрессивный характер. В современных условиях значимость деятельности любых институтов, групп, партий, лидеров, в том числе и религиозных, определяется, прежде всего тем, в какой мере она служит утверждению гуманистических ценностей.

Информация о работе Право и религия