Право как инструмент регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 07:49, лекция

Описание работы

1. Понятие и виды социальных норм
2. Понятие, сущность и исторические типы права
3. Роль права в социально-экономическом развитии общества
4. Основные виды источников права

Файлы: 1 файл

Лекция № 2 Право как инструмент регулирования общественных отношений п.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Лекция № 2: Право как инструмент регулирования общественных отношений

1. Понятие и виды социальных  норм

2. Понятие, сущность и  исторические типы права

3. Роль права в социально-экономическом  развитии общества

4. Основные виды источников  права

 

1. Понятие и  виды социальных норм

    В любом обществе, социальной группе действуют  определенные правила поведения, которые называют социальными  нормами. Они разнообразны по  своему содержанию и направленности.

Норма [от лат. norma] — это образец, правило поведения. Применительно к общественным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.

Признаки социальных норм

     Социальные  нормы обладают следующими характерными  признаками:

   1. Социальные нормы  — правила поведения.

    Они устанавливают  образцы, в соответствии с которыми  люди взаимодействуют друг с  другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть  человеческие поступки.

   2. Социальные нормы  являются правилами поведения  общего характера

    Это означает, что требования социальных норм  рассчитаны не на отдельного  человека, как, например, индивидуальные  правила, а на всех людей, живущих  в обществе.

    Более того, нормы  действуют постоянно, непрерывно, в  отношении всех случаев, которые  предусмотрены правилом.

    Словом, социальные  нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно  соотноситься поведение людей.

   3. Социальные нормы  представляют собой обязательные  правила поведения

     Поскольку  нормы призваны упорядочивать  общественные отношения и согласовывать  интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного  мнения, а при особой необходимости  — государственно-властным принуждением.

    Таким образом, социальные нормы — это общие  правила поведения, непрерывно действующие  во времени в отношении неопределенного  круга лиц и неограниченного  количества случаев.

 

Виды социальных норм

    Все существующие  социальные нормы можно классифицировать  по трем основаниям:

 

    1. По сфере регулирования  общественных отношений социальные  нормы подразделяются на:

  нормы права — общеобязательные  правила поведения людей, установленные  и охраняемые государством;

нормы морали — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

    Особая роль  в первобытном обществе принадлежала  такой разновидности обычаев, как  ритуалы. Ритуалом называют правило  поведения, в котором самым главным  является заранее строго заданная  форма его исполнения. Само содержание  ритуала не столь важно —  главное значение имеет именно  его форма. Ритуалами сопровождались  многие события в жизни первобытных  людей. Нам известно о существовании  ритуалов проводов соплеменников  на охоту, вступления в должность  вождя, преподнесения даров вождям  и др.

    Несколько позднее  в ритуальных действиях стали  выделять обряды. Обряды представляли  собой правила поведения, заключавшиеся  в выполнении некоторых символических  действий. В отличие от ритуалов  они преследовали определенные  идеологические (воспитательные) цели  и оказывали более серьезное  влияние на психику человека.

нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

политические нормы — это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

экономические нормы — представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии;

 

    2. По способу  образования социальные нормы  подразделяются на стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и  нормы, образовавшиеся в результате  сознательной деятельности людей (нормы права).

    3. По способу  закрепления общественные правила  поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

     В современном  обществе действуют два основных  вида социальных норм (правил  поведения): социально-технические  и собственно социальные. Правила  используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

     Социальные  нормы могут складываться стихийно  или создаваться; закрепляться и  выражаться в устной или письменной  форме.

 

 

2. Понятие, сущность  и исторические типы права

Понятие и признаки права

    Ведущее место  и значение в современном обществе  среди социальных норм принадлежит  правовым нормам, которые в своей  совокупности и образуют право.

    Право - это система  общеобязательных, формально определенных  юридических норм, устанавливаемых  и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование  общественных отношений.

    Право — это  система общеобязательных норм  поведения, установленных или санкционированных  государством и обеспеченных  его принудительной силой.

    В отличие от  других социальных норм право  характеризуется следующими признаками:

   1. Общеобязательность.

    Право является  единственной системой общественных  норм, которая обязательна для  всего населения, проживающего на  территории определенного государства. Именно через общеобязательность  правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала  в общественную жизнь. Иные социальные  нормы обязательны лишь для  части населения: членов различных  общественных организаций, религиозных  обществ и т. д.

   2. Формальная определенность.

    Этот признак  указывает на то, что правовые  нормы являются не просто идеями  и мыслями, а представляют собой  строгую реальность, воплощенную  государством в правовых актах  – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические  нормы, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить  требования, предъявляемые к поведению  людей.

   3. Обеспеченность  исполнения принудительной силой  государства.

    Если требования  закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые  меры для их реализации: компетентные  государственные органы применяют  меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.).

   4. Многократность  применения.

    Юридические нормы  обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на  неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции  США 1787 года до сих пор успешно  регулируют правовые отношения  в этой индустриально-развитой  стране.

   5. Справедливость  содержания юридических норм.

    Право признано  выражать общую и индивидуальную  волю граждан, утверждать господство  принципов справедливости в обществе  — в этом заключается его  главное предназначение. "Jus est ars boni et aequi" "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.

Сущность права

    Если право  понимается по-разному гражданином, юристом-профессионалом, ученым и  т.д., то должна быть полная  определенность в том, к каким  источникам следует обращаться. Единые источники позволяют внести  определенность в понимание права, что является исходным началом  порядка в общественных отношениях.

    Понятие «право»  может быть использовано в  нескольких значениях.

    В юридическом  смысле можно выделить: объективное  и субъективное право.

    Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических  норм, устанавливаемых и обеспечиваемых  государством, и направленных на  урегулирование общественных отношений.

    Субъективное  право - это мера юридически возможного  поведения, призванная удовлетворять  собственные интересы лица.

    Если объективное  право - это юридические нормы, выраженные  в тех или иных формах, то  субъективное право - это те конкретные  юридические возможности, которые  возникают на основе и в  пределах объективного права.

    Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его  проявлении. Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

    Вопрос о том, что есть право, в чем его  сущность, традиционно рассматривается  в теоретической юриспруденции  в качестве основного. Но с  течением времени со сменой  эпох понятие права менялось.

    Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его             по-своему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе.

    Люди понимают  право так, как им позволяет  их разум в определенных традициях  соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных  концепций.

    Древние юристы  говорили: «Право есть искусство  добра и справедливости». В идеале  право должно быть формой возведения  справедливости в закон жизни  общества. Не случайно слова «спра­ведливость» и «право» имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий «jus» (право) и «justitia» (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав­торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества.

    Наиболее распространенный  взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

    И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

    Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

    С течением  времени понятие содержания права  и толкование его менялись:

   ~ для Аристотеля  право — это политическая справедливость,

   ~ для средевековых ученых-богословов — это божественное установление,

   ~ для Ж.-Ж.Руссо — общая воля,

   ~ для Р.Иеринга — защищенный интерес,

   ~ для Л.Петражицкого  —  императивно-атрибутивные эмоции,

   ~ для юридического  позитивизма — веление, приказ  государства.

    Русский теоретик  права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы  никогда не найдут определение  права, как естествоиспытатели не  ответят на вопрос, что такое  природа вообще».

Информация о работе Право как инструмент регулирования общественных отношений