Право как инструмент регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 07:49, лекция

Описание работы

1. Понятие и виды социальных норм
2. Понятие, сущность и исторические типы права
3. Роль права в социально-экономическом развитии общества
4. Основные виды источников права

Файлы: 1 файл

Лекция № 2 Право как инструмент регулирования общественных отношений п.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

    Существует несколько  подходов к изучению сущности  права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др.

    При классовом  подходе право определяется как  система юридических норм, выражающих  возведенную в закон волю экономически  господствую­щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

    При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.

    При религиозном  подходе интересы религии доминируют  в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других  нормативных документах.

    В условиях  современного цивилизованного общества  сущность права состоит в регулировании  общественных отношений, в достижении  на норма­тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономическая свобода, свобода личности.

    Существует понятие  публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное  право имеет в виду интересы  государства, а частное право - интересы  индивида.

    Современная наука  уточняет, что публичное право  предполагает то, что решения  принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права  юридически значимые решения  принимаются множеством частных  лиц, действующих самостоятельно.

    Итак, сущность  права — это обусловленная  материальными и социально-культурными  условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных  групп населения, отдельных индивидов  общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических  интересов, выраженная в законе  либо иным способом признаваемая  государством и выступающая вследствие  этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Типология права

     Типология  права - это его специфическая  классификация. Типы права формируются  с позиции нескольких подходов:

    ≈ формационного  и цивилизационного.

    ≈ подход на  основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических  и других признаков.

     При формационном  подходе основными признаками  выступают социально-экономические. Базис (тип производственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро­ечных элементов - государство и право.

    В зависимости  от типа производственных отношений  выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный  и социалистический.

    В рамках цивилизационного  подхода выделяют следующие типы  прав:

  =  Право древних  государств;

  =  Право средневековых  государств;

  =  Право современных  государств;

    В зависимости  от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков  выделяют следующие типы права:

   1. Национально-правовая  система (конкретного государства).

     Национально-правовая  система - это конкретно-историческая  совокупность прав, юридической  практики и господствующей идеологии  отдельного государства.

   2. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности  источников, структуры права и  исторического пути его формирования.

    В настоящее  время в теории права различают  следующие правовые семьи:

   » романо-германская (континентальное право);

   » англо-американская (общее права);

   » традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие).

     В разных  частях света, в группах государств  или в отдельно взятой стране  исторически складывалась своя  система права, отличающаяся друг  от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития  тех или других народов объективно  формировали свои источники права. Но в них было много общего  в понимании сути права как  регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Теории права

    Большое многообразие  факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие.

   1. Теория   естественного  права.

    Контуры этой  теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов  лежат в Древней Греции и  Древнем Риме. Еще Сократ и  Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека.

    Например, Цицерон  говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как  закон.

    Логически завершенную  форму и распространение эта  концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

    Фундаментальную  разработку эта теория получила  в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

    Суть теории  естественного права состоит  в том, что кроме позитивного  права, которое создается государством, существует общее для всех  людей естественное право, стоящее  над позитивным правом (право  на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и  т. п.). Эти права принадлежат человеку  от рождения и должны беспрепятственно  осуществляться, источник прав человека  находится не в законодательстве, а в самой природе человека.

   2. Историческая   школа   права

    Основоположниками  данной теории, сложившейся в  конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

    3. Теория нормативистского права

    Нормативистская концепция  права получила распространение в первой трети XX в. Её авторами считаются X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

    По мнению Кельзена, право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

    Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. 

    Нормативное понимание  права хорошо служит в условиях  стабильного общества. В настоящее  время широкое признание получило  требование соответствия позитивных  законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав  и свобод личности.

   4. Социологическая  теория права

    Социологический  подход концептуально сформировался  во второй половине XIX в., в рамках  школы «свободного права». Авторами  социологической теории права  считаются Э. Эрлих, Г. Канторович, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др.

    Идеологи нового  правового мышления призвали  к открытому и свободному судейскому  правотворчеству. Отсюда тезис: «Право  следует искать не в нормах, а в самой жизни».

    Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах  и других актах государства, еще  не есть само право. Гораздо  важнее то право, которое складывается  в жизни. Это «живое право»  есть система правоотношений, поведения  людей в сфере права. Отсюда  на первое место выдвигается  фигура судьи как творца права. Право — сосуд, который следует  наполнить, и это делают судьи  и администраторы. Право, по их  мнению, следует искать не в  нормах, а в самой жизни.

     Теория прогрессивна  с точки зрения либерализма  и широкого понимания правопорядка. Эта школа имеет широкое распространение  в Англии.

 Разновидности социологической  теория права

    Теория солидаризма. Основоположником этого направления является Леон Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

    Примирительная  теория. Очень популярная на Западе  примирительная теория происхождения  права. Смысл этой теории состоит  в том, что право зародилось  не внутри рода, а для упорядочения  отношений между родами. Время  от времени между отдельными  родовыми группами случались  конфликты. Они влекли за собой  кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до  тех пор, пока не будут уничтожены  последние члены конфликтующих  групп. Чтобы избежать невыгодных  потерь людей в результате  внутренних конфликтов, между родами  при посредничестве совета старейшин  подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы  данной теории, впоследствии возникло  так называемое примирительное  право. Сначала нормы этого права  передавались из поколения в  поколение изустно, а за­тем были  оформлены государством в форме  законов, предусматривающих санкции  за их нарушение.

    Реалистическая  школа. Её основателем является  Рудольф Иеринг. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

   5. Психологическая  теория права

    Эта теория  логически завершенную форму  получила в XX веке в трудах  Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др. По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законо­дателя, а через правовые эмоции, переживания людей.

    Эта теория  подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное — право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право — результат  внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей.

    Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором  поведения человека и потому  рассматривается как реальное, действительное  право. Оно выступает критерием  оценки позитивного права.

    В разладе между  позитивным и интуитивным правом  заключается главная причина  социальных потрясений. Право выступает  как одно из явлений психической  жизни общества и представляет  собой переживание людей и  включает в себя правовое сознание.

   6. Марксистская теория  права 

    Эта теория  зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей  в СССР и ряде социалистических  стран вплоть до конца 80-х гг. XX в.

    Основоположники  данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924).

    В соответствии  с этой теорией право есть  выражение и закрепление воли  экономически и политически господствующего  класса. Право представляет собой  социальное явление, в котором  классовая воля получает государственно-нормативное  выражение. Право — явление производное  от государства, в полной мере  определяется его волей.

    Подчеркивается  экономическая обусловленность  права, оно всегда выражало требования  экономических отношений. Оно не  могло быть выше, чем экономический  и культурный строй, породивший  его.

    Одна из идей  сторонников этого направления  состоит в том, что всякое право  есть применение одинакового  масштаба к различным людям, которые  на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается  фактическим неравенством.

   7. Интегральный (интегративный) подход к пониманию права.

    Мы рассмотрели  различные теории права. Каждая  из них односторонне, несовершенно  раскрывает сущность права. Но  вообще вряд ли мыслимо вполне  совершенное право. В действительности  оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных  измерений и неодинаковой трансформации  в зависимости от условий, места  и времени. Поэтому следует приветствовать  различные подходы к пониманию  права, ибо на этом пути решаются  многие практические вопросы: основания  права, источников права, пределов  правового воздействия, эффективности  права, разрешения противоречий  права и др.

Информация о работе Право как инструмент регулирования общественных отношений