Право как инструмент регулирования общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 07:49, лекция

Описание работы

1. Понятие и виды социальных норм
2. Понятие, сущность и исторические типы права
3. Роль права в социально-экономическом развитии общества
4. Основные виды источников права

Файлы: 1 файл

Лекция № 2 Право как инструмент регулирования общественных отношений п.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

демократизм и законность;

юридическое равенство граждан перед законом и судом;

единство прав и обязанностей;

ответственности за вину:

сочетание убеждения и принуждения и т.п.

    Межотраслевые  принципы характеризуют наиболее  существенные черты нескольких  отраслей права, такие руководящие  начала, которые выражают особенности  нескольких родственных отраслей  права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости  ответственности, принцип состязательности  и гласности судопроизводства, равного  доступа к судебной защите  и т.д.

    Отраслевые правовые  принципы наиболее общие черты  конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.), действующие  в рамках только одной отрасли  права. К ним относятся: в гражданском  праве — принцип равенства  сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе — презумпция  невиновности и т.п.

 

 

4. Основные виды  источников права

Понятие источника права

    Для того чтобы  стать реальностью и успешно  выполнять свои функции, право, как  и государство, должно иметь внешнее  выражение. В отечественной и  зарубежной юридической литературе  это "внешнее выражение права" в одних случаях называют формой  или формами права, в других - источниками, а в третьих — их именуют  одновременно и формами, и источниками  права. В настоящее время форма  права чаще всего рассматривается  как источник права.

    Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права?

   Во-первых, источниками  права считают те материальные, социальные и иные условия  жизни общества, которые объективно  вызывают необходи­мость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого рода источники называют материальными источниками права.

   Во-вторых, под источниками  права понимают такие фундаментальные  правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное  влияние на развитие как национального, так и зарубежного права. О  таких правовых памятниках, как  об источниках права, говорят, когда  пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссылаются на Законы XII таблиц, на кодекс Наполеона, и др.

   В-третьих, источники  права традиционно рассматриваются  в виде "способа выражения государственной  воли", способа установления право­вых велений или "способа, которым правилу поведения придается государ­ственной властью общеобязательная сила". Это - юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубеж­ными государствоведами и правоведами как тождественные понятия.

    В отечественных  научных и учебных изданиях  под формой (источником) права как  способом закрепления правовых  велений или способом выражения "возведенной в закон воли  господствующего класса" иногда  понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю  форму. Последняя рассматривается  как система или структура, внутреннее  строение права, как "распределение  правовых норм по отраслям  и институтам соответственно  характеру регулируемых ими отношений  и отчасти методу правового  регулирования".

    Анализ юридической  литературы и правовой жизни  разных стран пока­зывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права.

    Все когда-либо  имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но  наиболее важными и широко  известными являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые  акты государственных органов, правовые  договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства  общественными организациями, прецеденты. Важными ис­точниками римского права были деловые обыкновения - правила, выраба­тывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение длительного времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая доктрина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха, иджма, или "единое соглашение мусульманского общества", и кияс, или суждение по аналогии.

    Представления  об источниках права, так же  как и об их видах, никогда  не оставались неизменными. Некоторые  из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию  с древнейших времен, сохранились  в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи  же, утратив какую-либо практическую  значимость, сохранили лишь историческую  ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда были практически  значимыми, а в настоящее время  сохранили лишь свою теоретическую  и историческую значимость.

    В зависимости  от субъектов правотворческой  деятельности в теории права  различают следующие основные  источники:

   • правовой обычай.

   • юридический  прецедент.

   • нормативно-правовой  акт.

     Правовой обычай - это санкционированное государством  правило поведения, которое сложилось  в результате длительного повторения  людьми определенных действий, благодаря  чему закрепилось как устойчивая  норма. Следует отметить: государство  признает не все обычаи, а только  те, что отвечают интересам общества  на определенном этапе его  развития.

     Обычай был  исторически первым источником  права. Вобрав в себя религиозные, моральные иные культурные ценности  народа, он передавался им из  поколения в поколение. Однако  господствовало обычное право  только на ранних этапах развития  правовых систем. Первые законы  античных и феодальных обществ  были по сути сводами законов обычного права, например, законы Дракона (Афины VII в. до н. э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.); так называемые "варварские правды" (Салическая, Баварская, Русская) и т.д.

    В настоящее  время обычай практически утратил  свое значение. Правда, некоторые  его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве.

    Юридический прецедент  — это судебное или административное  решение по конкретному юридическому  делу, которому государство придает  общеобязательное значение.

    Суть юридического  прецедента состоит в том, что  ранее состоявшееся решение государственного  органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет  силу правовой нормы при последующем  разрешении подобных дел.

    Прецедентная  форма права практикуется в  англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской  правовой системы роль судебной  практики не выходит за рамки  толкования закона, а правотворческая  деятельность считается исключительным  полномочием законодателя.

    Нормативно-правовой  акт - это изданный в установленном  порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Иными словами, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права, устанавливаются права, обязанности и ответственность субъектов права. Он рассчитан на неопределенный круг лиц, не ограничен по количеству случаев своего применения.

Виды нормативно-правовых актов

    Существенное  значение имеет классификация  нормативно-правовых актов по  юридической силе и субъектам  государственного правотворчества.

    Юридическая сила  является особым свойством нормативно-правового  акта. Она определяет его место  и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий  органа, издавшего акт, словом, устанавливает  соотношение одного акта с  другими и прямо указывает  на иерархию (верховенство или  подчиненность) нормативно-правовых  актов, где высшей юридической  силой обладают законы.

    Сущность высшей  юридической силы заключается  в следующем:

   1. Никто, кроме органов  законодательной власти, не вправе  принимать или отменять законы.

    Например, Конституция  РФ в пп. 1,2 ст.105 устанавливает: федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ.

   2. Все правовые  акты государства должны издаваться  в соответствии с Основным  Законом (Конституцией). Если подзаконный  акт противоречит закону, то этот  акт должен быть приведен в  соответствие с законом, либо  отменен.

    Например, п.1 ст. 15 Конституции РФ гласит: "Конституция  Российской Федерации имеет высшую  юридическую силу, прямое действие  и применяется на всей территории  Российской Федерации. Законы и  иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны  противоречить Конституции Российской  Федерации."

   3.Закон не подлежит  утверждению или приостановлению  никем,  кроме специально уполномоченного  на то органа законодательной  власти.

    Например, Конституционный  Суд может признать закон, принятый  Парламентом неконституционным, но  отменить его может только  сам законодательный орган.

    По юридической  силе все нормативно-правовые  акты делятся на законы и  подзаконные акты.

    А) Законы

    Закон - это нормативно-правовой  акт, обладающий высшей юридической  силой, принимаемый в особом законодательном  порядке, регулирующий наиболее  важные общественные отношения.

    Законы по своему  значению, и, прежде всего, по юридической  силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные.

    Основные законы  это конституции.

    Обыкновенные  законы представляют собой акты  текущего законодательства, которые  посвящены различным сторонам  политической, экономической, социальной  жизни общества.

    Обыкновенные  законы по своей внутренней  структуре делятся на текущие и кодифицированные.

    Кодекс (лат. codex - книга, пень) это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной, и т. д.).

    Особую роль  в системе законодательства играют  отраслевые кодексы. Они собирают  воедино основные положения той  или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные акты  данной отрасли "подстраиваются" к отраслевому кодексу.

    В системе законодательства  существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы  нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают  в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей  права).

    В федерациях  особое место в системе источников  права занимают так называемые  федеральные законы.

 

    Кроме того, по  характеру юридических норм, содержащихся  в кодексах, они подразделяются  на материальные и процессуальные  кодексы.

Б)   Подзаконные акты

    Подзаконный акт  — это акт правотворчества, который  основан на законе и не противоречит  ему. Он призван конкретизировать  основные положения закона применительно  к определенным общественным  отношениям.

     Как правило, все подзаконные акты являются  актами различных органов исполнительной  власти. По сфере распространения  и субъектам издания подзаконные  акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные  акты.

    По форме различают  следующие подзаконные акты:

   ~ указы и распоряжения  президента;

   ~ постановления правительства;

   ~ приказы,  инструкции,  положения  министерств,   ведомств, государственных комитетов;

   ~ решения, распоряжения, постановления местных органов  государственной власти и управления,   органов местного самоуправления;

   ~ локальные нормативные  акты.

    Нормативный акт - это правовой акт, содержащий  нормы права и направленный  на урегулирование определенных  общественных отношений. Его практическая  реализация связана с деятельностью  субъектов права. На практике  это выражается в правоприменительной  деятельности и связано с правоприменительными  актами, которые также носят подзаконный  характер.

    Акт применения  права - это правовой акт компетентного  органа или должностного лица, принятый на основании юридических  фактов и норм права, определяющий  права, обязанности или  меу юридической ответственности конкретных лиц.

    Поэтому необходимо  отличать нормативно-правовой акт  от индивидуального акта применения  права, который рассчитан на однократное  применение, относится к персонально  определенным лицам и прекращает  свое действие с реализацией  конкретных прав и обязанностей (штраф за безбилетный проезд, приговор суда по уголовному  делу, вынесение выговора).

Информация о работе Право как инструмент регулирования общественных отношений