Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 08:04, курсовая работа
Актуальность темы. Фундаментальная проблема свободы из-за сложности и множественности подходов к ее решению требует теоретического осмысления и практического решения на каждом этапе развития человеческой цивилизации. Это обусловлено тем, что каждое поколение имеет собственную трактовку свободы, а проблема воплощения ее в праве отмечается дискуссионным характером. Целью исследования является комплексный философско-правовой анализ права как меры свободы личности сквозь призму ее понимание как формы творческой самореализации личности.
Введеине 5
Глава 1. Общая характеристика категорий «право» и «свобода». 6
1.1. Понятие, сущность права 7
1.2. Свобода человека как сущность права 12
Глава. Проблемы права, как меры обеспечения свободы личности 16
2.1. Теоритические проблемы права и свободы личности 16
2.2. Правовые гарантии - как мера обеспечения прав и свободличности в современных условиях 24
Список использованных источников 35
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
филиал в г. Сочи
Специальность: 030501.65 Юриспруденция
Курсовая работа
По дисциплине: Теория государства и права
На тему: Право как мера свободы личности
Студента:___ курса заочной формы обучения
______________________________
Преподаватель:________________
Результаты проверки___________________
Работа защищена с оценкой _____________
Сочи, 2012
Содержание
Введеине 5
Глава 1. Общая характеристика категорий «право» и «свобода». 6
1.1. Понятие, сущность права 7
1.2. Свобода человека как сущность права 12
Глава. Проблемы права, как меры обеспечения свободы личности 16
2.1. Теоритические проблемы права и свободы личности 16
2.2. Правовые гарантии - как мера обеспечения прав и свобод личности в современных условиях 24
Список использованных источников 35
Введение
Актуальность темы. Фундаментальная проблема свободы из-за сложности и множественности подходов к ее решению требует теоретического осмысления и практического решения на каждом этапе развития человеческой цивилизации. Это обусловлено тем, что каждое поколение имеет собственную трактовку свободы, а проблема воплощения ее в праве отмечается дискуссионным характером.
Опосредование свободы правом особенно актуализируется именно сейчас, в период, когда создается благоприятное пространство для свободной и инициативной деятельности индивидов, общественных организаций и других социальных образований. Правовая жизнь России характеризуется динамизмом и интенсивностью, становится более либеральной. Вместе она не лишена противоречий и, пока, остается нестабильной, требует цивилизованности и укрепления традиций правового развития.
В сознании многих индивидов свобода продолжает ассоциироваться с отсутствием внутренних и внешних ограничений, безнаказанностью и вседозволенностью. Это не способствует становлению традиций законопослушания и усиливает влияние правового нигилизма. Укрепление государственности и порядка в правовой и политической сферах, без которых немыслимо развитие гражданского общества, должно опираться на устойчивый идеологический фундамент. Его основой следует признать свободу как одну из качественных характеристик права, а именно как форму творческой самореализации личности, противостоящей пониманию свободы как вседозволенности и препятствует «размыванию» основ правосознания и правопонимания в обществе.
Итак, одной из задач юридической науки сегодня является формирование необходимой научно-теоретической основы для законотворчества и правореализации с точки зрения понимания права как меры свободы личности. Решение этой задачи осложняется отсутствием единства мнений среди ученых относительно содержания и границ категории свободы в праве, особенностей ее реализации в правовой системе. Вместе интерпретация феномена свободы осложняется существованием плюрализма концепций правопонимания. Именно от того или иного трактовка права прямо и непосредственно зависит от восприятия общественным сознанием свободы в ее юридическом выражении.
В связи с этим все более очевидной становится необходимость исследования права как меры свободы личности права в многоплановой совокупности концепций правопонимания для более эффективного функционирования юридического пространства.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный философско-правовой анализ права как меры свободы личности сквозь призму ее понимание как формы творческой самореализации личности.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является свобода и право, как элементы ценностно-нормативного уровня социальной системы общества.
Предметом исследования является свобода как категория права и ее отражение как формы самореализации личности в структуре философско-правового знания.
Методы исследования. В работе использованы философские, общенаучные и специально-научные методы познания, конкретное сочетание которых обусловлено целью и задачами исследования.
Структура работы. Цель исследования, главные задачи и методологические основы определили структуру курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика категорий «право» и «свобода».
1.1. Понятие, сущность права
Термин "право" употребляется в процессе общения людей довольно часто, отражая при этом различные аспекты их общественной жизни. Так, слово "право" означает возможности, которые имеет социальный субъект, совокупность (систему) особых правил социального поведения общего характера, соответствие форм явления его сущности и т.д.. Многозначность слова " право" обусловлено тем, что оно берет начало от слова «правда», корень «прав» является основой многих слов, в частности, "правый", "справедливый", "правило", "истинный", "правильный", "править" и т.д.. Среди всех толкований термина "право" целесообразно выделить такие его значения, как:
а) определенные возможности, что социальный субъект;
б)
совокупные системы юридических
норм, с помощью которых
в) оценки указателя - истинности, подлинности, достоверности определенных социальных явлений1.
Чтобы сделать первый шаг для выяснения что такое права человека, надо перечислить, какие права необходимы нам, а также нашим родственникам, друзьям, для нормального существования в современных условиях, чтобы они не вызывали возражений со стороны других людей, их объединений , группировок. Наверное, мы перечислим немало прав. Однако среди них, очевидно, будут такие, как возможность получать необходимые материальные блага, ценности, учиться и работать, избирать место жительства, свободно высказываться. Все такие возможности, безусловно, и являются примерами прав человека.
Понятие права человека включает два аспекта. Первый означает, что человек имеет неотъемлемые и неотчуждаемые права только потому, что она человек. Это. частности, моральные права, которые происходят из человеческой природы каждой личности, формируя и поддерживая в человеке чувство собственного достоинства.
Второй раскрывает юридическую сущность прав человека, содержится в законодательных документах, созданных в государстве и на международном уровне. Основой таких прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок2.
Права - это, во-первых, возможности человека действовать определенным образом (или воздерживаться от определенных поступков) с тем, чтобы обеспечить свое нормальное существование, свое развитие, удовлетворение собственных потребностей. Причем, если речь идет об основных правах, то это именно те возможности, без которых человек не может нормально существовать. Степень «нормальности» определяется общественным обоснованностью потребностей человека, которые сами, будучи результатом ее биологического и социального развития, не являются неизменными. В этом заключается гуманность, человечность этих возможностей - прав человека. Права человека - это прежде всего ее и возможности существовать и развиваться как личность.
Во-вторых, эти возможности являются непременным, закономерной «принадлежностью» каждого человеческого существа. Их возникновение датируется моментом его рождения и не требует «разрешения», одобрение со стороны кого-либо. Никто не может быть лишена таких возможностей, ведь иначе она не сможет сформировать, развивать, проявить себя именно как человек, как личность, независимо от места, времени и условий ее существования. С этой стороны права человека должны быть неотъемлемыми, т.е. неотъемлемыми от человека.
В-третьих, эти возможности человека (особенно их осуществления) зависят от возможностей всего общества, т.е. от уровня его экономического, а также социального, духовного и культурного развития. В этом плане права человека явление, прежде всего, социальное: они вырастают из самого общества, обусловлены биосоциальной сущностью человека.
Что такое человеческое достоинство?
Достоинство - это нравственная черта, которая отражает уникальную, исключительную ценность человека, и с момента рождения каждого человека его достоинство одинакова и «равной» с достоинством всех-остальных людей.
Осознание этого каждым человеком приводит к формированию у него чувства собственного достоинства. А это - важный залог поддержания и защиты человеческого достоинства, уважения к ней со стороны других людей, отстаивания человеком своих прав, признании равенства ней и уважительного отношения к другим людям.
Нравственная природа прав человека предопределяется и тем, что они считаются оправданными, обоснованными именно с точки зрения общечеловеческой морали. Так мораль, как известно - это принципы и нормы, регулирующие поведение людей, деятельность их общностей, объединений с точки зрения общепризнанных представлений о добре и зле, порядочности и непорядочности, честность и бесчестность. Мораль общечеловеческая включает установки и требования, направленные на поддержание хотя бы минимально необходимого единства, целостности человечества, чтобы было обеспечено его самосохранения, выживания, самовоспроизведению. Следовательно, и в этом смысле права человека имеют моральный характер. Общечеловеческая нравственность этих прав состоит и в том, что их осуществление не должно вредить, ухудшать, усложнять жизнь одного человека, где бы и когда она жила. Наконец, нравственность прав человека находит проявление в их справедливости, всеобщности, единообразия для всех людей. Только общие и равные возможности являются правовыми3.
Итак, права человека - явление глубинное, фундаментальное моральное. Поэтому несоблюдение общечеловеческой морали, как правило, к нарушению прав человека и, наоборот, нарушение прав человека всегда является посягательством на общечеловеческую мораль. Поскольку права человека - это своеобразное проявление и реализация общечеловеческой морали, они, по сути, содержат нормы морали.
Осуществления прав человека всегда возникает проблема государственного, прежде юридического, т.е. закрепленного в законе или в другом государственном акте их обеспечения. Именно государство как единственный официальный представитель всего общества может и обязана «распределять» предоставлены членам общества те или иные возможности. Итак, права человека - если иметь в виду их использования, «реализацию» - должны так или иначе получить и определенных юридических характеристик, например: закрепление в конституции, обеспечение юридическими средствами осуществления, охраны и защиты. Вот что по этому поводу говорится в пактах о правах человека: "Каждое государство, участвующее в настоящем Пакте, обязуется принять максимальные рамках мероприятий относительно обеспечения постепенного полного осуществления прав определяемых в настоящем Пакте, всеми надлежащими способами, включая, принятие законодательных законов"4.
Именно связь прав человека с «юридическим», государственным правом предопределяет единство и взаимодействие морали и юридических норм. А права человека и является определяющим критерием нравственности таких норм.
Сквозь призму юридической обеспеченности прав человека, учитывая те или иные его черты можно объяснить смысл словосочетания «права и свободы человека». И понятие прав человека, и понятие свободы человека отражают человеческие возможности. В этом принципиальная общность этих понятий. Однако, это не вполне тождественные явления: они различаются не столько по своей природе, как по способу совершения, обеспечения. Права человека могут стать выполнимыми, как правило, при наличии определенных юридических средств, «механизмов» (например, право на труд, на образование). А свободы во многих случаях могут быть осуществляемыми и без такого «вмешательства» государства: ее миссия по ним заключается в охране, в соблюдение и защите соответствующих возможностей человека (свобода слова, свобода исповедания определенного вероучения, свобода выбора места жительства). Один из важнейших принципов осуществление прав человека - требование общественно ответственного их использования всеми и каждым. Данная связь заключается в том, что осуществление человеком своих прав должно быть ограничено правами других - таких же с точки зрения достоинства - человек. Нарушение этих границ считается злоупотреблением правом, и тогда от человека можно потребовать ответа: почему она допустила превышение пределов своего права? Иными словами, ее можно привлечь к ответственности. Итак, права человека во время их совершения всегда ограничиваются правами других людей, хотя на практике установить эти границы бывает достаточно сложно. По словам французского писателя Виктора Гюго, «осознание права развивает осознание долга. Общий закон - это свобода, которая заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Международные документы по правам человека говорят по этому поводу следующее: "Каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признанных в настоящем Пакте5".
Права человека касаются различных аспектов его жизни. Они отличаются по определенным качествам, которые нельзя не учитывать при обеспечении, охране и защите прав. Поэтому деление прав человека на определенные группы имеет не только познавательное, но и практическое значение. В зависимости от сферы общественной жизни, с которой они связаны, права человека в отечественной юридической литературе делятся на физические (жизненные), личностные, политические, социально-экономические, культурные.